Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Эльбрус позволил заглянуть внутрь себя». Космонавт Рязанский – о лидерах России

Рязанский: командир экипажа, лидер должен всегда излучать уверенность в своих силах, в силах команды
Рязанский: командир экипажа, лидер должен всегда излучать уверенность в своих силах, в силах команды

Восхождение на Эльбрус среди альпинистов считается не самым сложным испытанием. Но для новичков это действительно проверка на прочность – физическую, моральную. Это проверка на умение работать в команде. С группой восходителей на Эльбрус, собранной из участников конкурса «Лидеры России» платформы АНО «Россия – страна возможностей», в течение недели работал космонавт Сергей Рязанский, опыт работы которого в команде, да еще в условиях полной изоляции от внешнего мира, оказался просто бесценен. Сергей рассказал «ФедералПресс», как проходило общение с ребятами, как формировалась команда, с какими трудностями пришлось столкнуться, и, наконец, ответил на главный вопрос – кто он, современный лидер России.

Сергей, больше недели вы прожили на Эльбрусе вместе с командой восходителей, командой «Лидеров России». В чем состояла ваша задача?

— Моя задача – быть поддержкой экипажу, команде. Моральной поддержкой. Я рассказывал кусочки своих лекций, которые обычно читаю для бизнесменов, управленцев, о том, каким образом работать в команде, каким образом контролировать себя, не сдаваться, как работать в стрессовых ситуациях. В общем, я старался быть поддержкой для всех ребят. Ребята все молодые, целеустремленные, мотивированные, и это очень здорово. Для них это уникальный опыт. Многие из них никогда в жизни не ходили ни в походы, ни в горы. Это такой выход из зоны комфорта.

Сложно было с ними работать? Может быть, кто-то особо нуждался в вашем внимании, выбивался из командной цепочки, кто-то слишком эмоциональный и его нужно было успокоить ненавязчиво?

— Все ребята разные, и видно было, что кому-то легче, кому-то тяжелее, кто-то открыто и честно признавался, что ему плохо, тяжело, что он не понимает, что делать. И это – несмотря на то что все они сильные мужики. Кто-то, понимая, что ему плохо, и это заметно, делает вид, что все хорошо, что он со всем справляется, но видно, что он идет, ноги заплетаются.

А это хорошо или нет с точки зрения командной работы? Ведь, условно, человек говорит, что силы есть, команда идет дальше и в какой-то момент останавливается из-за него.

— По-разному. И мы ведь все разные. Когда я появился в «Звездном городке», меня учили, что у космонавта все всегда хорошо. Правильно ли это? Я не уверен. Когда у тебя внутри все кипит, но ты не должен это проявлять.

Предположим, для руководителя очень важно уметь держать удар, сохранять лицо – на него все смотрят. И все свои поступки координируют с поведением руководителя. Поэтому командир экипажа, лидер должен всегда излучать уверенность в своих силах, в силах команды, знать, куда он ведет свою команду, и даже если он чего-то не знает, он всегда должен излучать уверенность в своих действиях. Дальше включаются уже другие механизмы, каким образом внутри команды построить равноправное общение, получить обратную связь. Уважением является спросить мнение других ребят: я понимаю, что делать, а что вы думаете, как бы вы вышли из этой ситуации?

Повторюсь, все люди разные и важно быть гибким и находить подход к каждому человеку. У нас в космосе получается, что ты не выбираешь себе экипаж, но от этого экипажа будет зависеть твоя жизнь. Очень часто в работе мы не выбираем себе коллег, не выбираем себе партнеров, но успех проекта будет зависеть от правильной коммуникации, правильно построенного общения, получения обратной связи, мозговых штурмов, разбора полетов. Вроде бы это все звучит банально, но мало кто умеет этими инструментами пользоваться.

Ребятам, которые вошли в список восходителей, сложно было стать командой?

— Конечно, сложно. Несмотря на то что ребята лидеры, явно очень сильные, оказавшись в непривычных условиях, каждый проявляет себя по-разному: кто-то замыкается, кто-то наоборот проявляет чересчур свою активность – он просто не понимает, что ему делать в новой ситуации, и пытается этой активностью заглушить какие-то свои сомнения.

Я считаю, что для них это бесценный опыт. На самом деле задача этого восхождения – это не создать команду. Задача этого восхождения – дать возможность каждому почувствовать себя частью команды и примерить свою роль, понять, что такое быть где-то ведущим, где-то – ведомым, подумать не о себе, а о своем коллеге, которого, видно, силы оставили, он трудно дышит, не самому выпить последний глоток теплого чая, а отдать другу. Я видел, что это работает, результат есть. Они все люди командные, несмотря на то что конкурс «Лидеры России» – все-таки конкурс индивидуальный. И действительно лучшими становятся сильные лидеры, у каждого сила проявляется в разном. Но у каждого человека, будь он лидер или простой обыватель, очень важно умение работать в команде: наша семья – это команда, наши друзья – это наша команда, наши коллеги – тоже команда.

Вы сказали как раз ту вещь, о чем я неоднократно спрашивала ребят: конкурс «Лидеры России» – все-таки индивидуальный, он выявляет 100 победителей, и это конкретные люди, не команды. Ребята все говорят, что они не считают других конкурентами, им важна работа в команде, а не их индивидуальность. Все это правильно и хорошо, но не лукавят ли?

— Знаете, мне кажется, когда люди проходят через какое-то испытание, проходят вместе, они волей-неволей сплачиваются. У всех все хорошо, они себя прекрасно чувствуют. В воспоминаниях будет, что они вместе преодолели очень тяжелое, большое испытание для них лично. Я уверен, что они действительно останутся командой. Понятно, что не все будут друг с другом общаться, но, по крайней мере, каждый из них нашел родственную душу, человека, который помогал, поддерживал, который за шкирку вытаскивал на склон. Это не забывается. Мне очень понравилось, что ребята после восхождения сидели уже вечером и рассуждали: да, в общем, не суперсложная гора (средняя степень сложности по классификации. – Ред.), но ведь было реально опасно для жизни. Да, повезло с погодой, но были ребята, которые падали, и только страховка их держала, кто-то поскальзывался, и тут же в него вцеплялись руки, затаскивали обратно на узенькую тропу.

Это все очень хорошо. Это очень хороший урок для ребят, когда они осознают, что это не просто развлечение было, это было опасное, сложное восхождение. Мне кажется, для каждого из них это что-то такое, что они будут еще долго вспоминать, и не факт, что они вам сразу скажут, что у них изменилось в жизни после восхождения, – это нужно осознать. У некоторых пройдет несколько месяцев, прежде чем они по-другому взглянут на эту историю.

Мне кажется, они сейчас действительно в такой эйфории находятся, у них такой мальчишеский даже восторг. И это здорово, безусловно.

— Да, меня как раз это поразило. Когда я читал лекции на полуфиналах конкурса «Лидеры России», там были мужики 40+, люди, добившиеся уже многого в жизни, действительно считающиеся лидерами, понимающие, что им хочется развиваться дальше. А тут – молодежь, достаточно амбициозная, достаточно наглая в хорошем смысле этого слова, и у них все впереди. Мне самому интересно, как прожитые испытания повлияют на них. Некоторые ребята честно говорили: еще раз в горы? Нет, не пойду. Кто-то наоборот говорил, что, даже несмотря на то что ему было плохо, все равно пойдет – проверить, справится все-таки или нет. Интересный подход. Интересны выводы, которые они сделают сами для себя.

У нас не стоит задача оценивать ребят. Хотя подобные тренировки в отряде космонавтов всегда оцениваются: как человек себя проявил, как вел себя в кризисной ситуации и так далее. Здесь же должен каждый из ребят сделать выводы для себя. Я уверен, что на суперфинале они будут очень мотивированы и перенасыщены этой энергией.

Для них, наверное, главной оценкой стало то, что они все дошли, все выдержали это испытание?

— Это очень важно, да. Самое главное, что, когда шли обратно, были тоже свои нюансы. Горная болезнь развивается своеобразно. Несмотря на хорошую акклиматизацию, на обратном пути некоторых ребят начало «накрывать». Они шли, видно было, что им было очень тяжело. Плюс ратрак не смог подняться до нужной высоты, откуда он нас должен был забрать, поэтому нам пришлось самостоятельно спускаться вниз. А народ уже был настроен на определенную точку, и силы разбили именно таким образом. Но шли, смеялись, шутили. Это очень хороший урок для воспитания характера.

Год назад лидеры спасли на Эльбрусе одиннадцатиклассника Игоря Смирнова. В этом году Игорь вместе с ребятами прошел подготовку и дошел-таки до вершины. Как он себя проявил в команде?

— Я бы сказал, что он влился. Он стал для всех таким сыном полка. Видно было, что каждый из ребят его опекал. Все были настроены на то, чтобы помочь ему дойти до вершины в этот раз. И он сделал это. Кроме того, важно было показать Игорю, как нужно работать в команде, как распределяются силы. На опасных участках Игорь пытался что-то снимать на телефон, но несколько человек сразу говорили: «Мы твой телефон сейчас выкинем, потому что ты должен о страховке думать, а не о том, чтобы снять сюжет». Очень здорово, что ребята с самого начала взяли над ним опеку и очень заботились о нем.

Что из космического опыта вы использовали при работе с ребятами?

— Я старался рассказывать какие-то байки. У нас много историй случается и в полетах, и во время подготовки. Рассказал им, например, о том, что нас никогда не укачивает: мы укачиваемся сами, все – в голове. Мы не укачиваемся, мы начинаем концентрироваться на каких-то неприятных ощущениях, и происходит укачивание. А если человек отвлечется, будет думать позитивно – это реально работает. Наш мозг – это очень мощное оружие. Ребята отмечали, что заговорил с другом, прошла голова.

Это работает. Нас в отряде космонавтов учат концентрироваться на позитиве, на работе, не думать о том, что ты живешь на космической станции, стенка которой 1,5 мм толщиной. Если об этом задумываться, можно с ума сойти – ты живешь там полгода. Так что умение правильно настроиться – это очень важно. Я видел, что ребята прислушиваются, понимают, что я им рассказываю о практических инструментах, которые работают.

Ребята завалили вас вопросами о космосе за эту неделю?

— Вопросов, конечно, было много. И это хорошо, что люди интересующиеся. Человек, который много чем интересуется, и будет в жизни успешным. Он постоянно получает новую информацию, которую он пропускает через себя, анализирует. Хуже, когда человеку ничего не интересно, когда он плывет по течению. Такому даже помочь нельзя. А когда человек жаждет общаться, когда ему много что интересно, он добьется успеха.

Если резюмировать то, о чем мы с вами говорили, современный лидер – это кто?

— В первую очередь лидер – это человек, который знает, ради чего он живет. У него есть какая-то сверхцель, сверхзадача, сверхпонимание своего места в этой жизни, не просто прожить для галочки. Второе – это человек, который умеет общаться с людьми. Необязательно он ведет всех за собой. Но это человек, который может организовать и направить, поддержать остальных. Такие лидеры тоже есть. Это лидер, который не выпячивает себя, а который организует работу для достижения общих целей. Третье – это человек, который хорошо знает себя. Ведь поход на Эльбрус позволил каждому из ребят заглянуть внутрь себя и посмотреть, тряпка он или мужик. В обычной жизни сделать это трудно. Лидер – это человек, который знает свои собственные силы, свои возможности, понимает, что он может гораздо больше, чем может себе представить, и не жалеть.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.