В Челябинске завершился период монополии на рынке содержания и ремонта дорог. В районах мегаполиса работают разные подрядчики, а уровень конкуренции стимулирует их к постоянному совершенствованию своей работы. Это важно и в зимний, и в летний сезоны. В интервью «ФедералПресс» исполнительный директор компании «Стройтех» Игорь Гудис рассказал о сложностях, о первых итогах и планах работы на Южном Урале.
Игорь Геннадьевич, компания «Стройтех» работает в Челябинске с января 2020 года. С чего начали?
— Да, мы начали исполнение контракта по содержанию дорог Центрального и Советского районов с 1 января. Для компании это новый опыт. Изначально нам необходимо было срочно организовать закупку техники. Мы приобрели тракторы, комбинированные дорожные машины, которые чистят и посыпают дороги. Пока шла закупка, мы использовали свою, уже имеющуюся на тот момент, и арендовали технику. Арендованная была в плохом состоянии: размазывала грязь, постоянно ломалась, так как была уже старая.
Главной задачей было убрать снег, вывезти его. Мы считаем, что справились. Мы вывозили огромный объем снега, в том числе оставленный предыдущим подрядчиком, который прекратил работу 31 декабря 2019 года. Были огромные кучи и валы.
Какую работу вы проводили в летний сезон?
— Мы стали готовиться к летнему сезону сразу после заключения контракта, еще зимой. Мы содержим очень важные районы – это же центр города! Здесь ответственность особенно высока. Хотя сами считаем, что все районы должны содержаться одинаково хорошо, – финансирование не отличается. Перед нами стояла задача приобрести такую дорогостоящую технику, как пылесосы, прицепное подметательное устройство. Город Челябинск, в принципе, такой новой техники до этого не видел около десяти лет. Мы купили немецкие пылесосы: как большие для уборки дорог, так и маленькие – для тротуаров.
Кстати, это было большой проблемой для горожан: прежде люди жаловались на плохое состояние пешеходных дорожек.
— Да, действительно, знаю по себе. Я родился и живу в Челябинске и постоянно весной видел песчаные бури, на зубах хрустела пыль, которая летела от малейшего ветерка. Наша техника позволяет существенно изменить ситуацию. У нас сейчас такое количество новой пылеуборочной техники в двух районах, как не было прежде во всем городе!
Например, новая подметательная машина. После того как снег сошел, положительные температуры установились, она шла вдоль бордюров и собирала по две тонны грязи с 200 метров. Мы работали круглосуточно и техникой, и вручную – и собирали на некоторых улицах грязь, которую там не убирали годами.
Почему вы закупаете именно немецкую технику?
— Хорошее качество! Мы покупаем высокопроизводительную технику. Например, на базе КамАЗа у нас пылесос немецкий, есть комбинированные машины, которые зимой чистят и посыпают, а летом на них можно поставить воду, и они моют. Можно ли поддерживать отечественного производителя? Да, по сути мы это и делаем, потому что завод, который собирает эту технику, работает в Калуге. У меня большой опыт, и я знаю, насколько важна надежность оборудования. Это меньше простоев, качественный процесс уборки – и в итоге более чистый город.
Каковы ваши планы развития?
— Сейчас мы развиваем строительное направление нашей организации. Мы выиграли торги и заключили контракт на строительство дороги по улице Татищева. Купили асфальтоукладчик, три катка и двухметровую дорожную фрезу – тоже немецкого производства. Российских аналогов этой техники по сути нет.
Это ведь не первый опыт работы в данном направлении?
— Компания «Стройтех» и ранее специализировалась на дорожном строительстве, работает в других регионах. Но мы впервые отказались от найма техники, работаем полностью своими силами. Но основное – это ведь люди, сотрудники, которыми мы гордимся. Они имеют опыт строительства, реконструкции и содержания федеральных трасс.
Изменилась ли за этот год численность штата?
— Конечно. Сейчас у нас работает 115 человек, 90 процентов – это именно водители, механизаторы, то есть рабочие специальности.
Когда вы начали работать в двух районах Челябинска, то с какими трудностями столкнулись? В СМИ появлялись видеоролики о работе вашей техники, которая мастерски лавирует между заборами и тротуарами. Как вы с этим справляетесь?
— Скажу честно, соблюдение ГОСТ – это важно, но на практике заборы очень мешают убирать тротуары, как зимой, так и летом. Несмотря на то что техника гибкая и узкая, маленькая, способная даже столб обогнуть, но все равно есть места, где невозможно проехать. Приходится искать варианты, объезжать как-то. Для того чтобы убрать пыль и грязь из-под тротуарного ограждения, пришлось заказывать дополнительное оборудование на наши пылесосы – щетку манипулятор. Конечно, без заборов было бы проще и быстрее убирать пыль летом. Да и зимой, когда их нет, формируешь валы с тротуара и с дороги, вывозишь – и все чисто. А заборы приходится прочищать вручную.
Но надо отметить, что ситуация меняется. По просьбе комитета дорожного хозяйства администрации мы некоторые заборы убирали, на безвозмездной основе.
Работая в центре города, вы наверняка сталкиваетесь с проблемой большого количества автомобилей на дорогах и парковках. Как она решается?
— Безусловно, парковки мы убираем ночью, но есть улицы, на которых и в нерабочее время это проблема. Современная техника предлагает решения. Используется устройство, похожее на шланг, которым можно между машинами легко прибрать.
Технология погрузки снега такова, что нам приходится своими машинами занимать полосу на дороге. Понимаем, что иногда это мешает автомобилистам, но таков процесс. Мы купили шнекоротор, который собирает снег от бордюра и сразу забрасывает его в самосвал, это ускоряет процесс погрузки.
С прошлого года в Челябинске глава города – Наталья Котова. Она всегда очень требовательна ко всем подрядчикам. Вы тоже заметили пристальное внимание к своей работе.
— Да, заказчик требователен, бывают проблемы – это же рабочий процесс. У нас в компании нет бюрократии, и мы сразу отрабатываем замечания: любая техника может быстро развернуться и исправить недочеты или сделать что-то, если пропустили. Телефоны всегда на связи, мастера работают круглосуточно.
Критика всегда конструктивна. Мы относимся к этому как к стимулу исправиться. Хотим зарекомендовать себя надежным подрядчиком, лояльно относящимся к просьбам, которые не входят даже в контракт, но позволяют сделать город лучше. А еще понимаем свою социальную роль. От нашей работы зависит движение транспорта, в том числе общественного. Если мы плохо уберем, человек может поскользнуться и упасть, то есть от нас зависит и безопасность людей, их настроение.
Сейчас погода теплая, но осенью снег может пойти в любой момент. Как «Стройтех» готовится к новому зимнему сезону?
— Техника готова на 98 процентов, осталось проверить пару единиц. Закуплены соль и холодный асфальт для ямочного ремонта в отрицательные температуры. Кстати, раньше подрядчик использовал соль очень активно, щедро высыпал на дороги. В результате снег в любую погоду таял, было грязно. Это плохо и для пешеходов, и для машин. Сейчас по распоряжению губернатора, главы города и комитета дорожного хозяйства соль сыпать практически запрещено. Весь снег просто убирается и вывозится на специальную снежную свалку. Это требует больше сил, но наверняка многие заметили, что стало чище, слякоти не было. Обрабатываем мы только перекрестки, спуски и подъемы, чтобы не было скользко. Машины у нас с высокоточным дозированием соли. Подсыпаем незначительно около 20–30 грамм на квадратный метр только, чтобы избавиться от зимней скользкости, которая не допускается. Снег не плавим.
Для дорожника лучшая похвала – когда о твоей работе не говорят. Значит, люди всем довольны, не жалуются, не испытывают неудобств.
Насколько быстро вы готовы реагировать на начало снегопадов и вывести технику?
— Уже готовы. Как только снег пойдет, мы выезжаем. Не ждем, когда он перестанет идти. По нормативу у нас не должно быть недостатков на дороге через определенное время, после прекращения осадков зимой, но мы работаем без остановки на протяжении всего снегопада.
Ваш контракт подписан сроком на два года. Вы планируете расширять свое присутствие в регионе?
— Да, мы хотим зарекомендовать себя. Стоимость техники, которую мы закупили, такова, что двух лет работы недостаточно, чтобы ее окупить. Поэтому мы хотим работать и дальше, будем участвовать в торгах. Хотя этот процесс непредсказуемый.
Как вы оцениваете уровень конкуренции в Челябинской области?
— Я считаю, все довольно прозрачно. Есть возможность работать. Мы во многих торгах участвовали, но не везде выиграли. Кто-то предлагает цену ниже, и это рынок, все честно.
Фото: компания «Стройтех»