За последние полгода в тюменских школах, впрочем, как и по всей стране, случилось немало перемен. Из-за коронавируса пришлось учиться учить по-новому. Преподаватель Физико-математической школы в Тюмени Анатолий Кугаевский, который 32 года работает с детьми, говорит, что нынешние времена чем-то похожи на трудные 90-е. Чем именно и почему школьники в столице стали считать тюменцев равными – в интервью «ФедералПресс».
Анатолий Анатольевич, в сентябре вы получили звание народного учителя, и стали вторым человеком в области, кто его имеет. Что оно значит для вас?
- Конечно, ценно. Я, честно говоря, не видел бумаг, которые на меня готовили, но, полагаю, что указали какие-то мои заслуги. А в чем они? Оценивают дети и родители мой труд. Для меня ценны успехи детей - и в гимназии (гимназия им. Н.Д. Лицмана в Тобольске – Прим. Ред.) были, и здесь, в ФМШ, продолжаются. Но не только это. Важно, какими людьми дети выходят из школы. И очень приятно понимать, что в этом какая-то маленькая часть моей работы, моего труда. Мы ведь не только учим, но и воспитываем.
В этом году будет 32 года, как я работаю в школе. Разные времена были. В 1989 году я окончил пединститут. Мой первый выпуск был в 1996 году. Это как раз такие годы были, когда зарплату учителями не платили. Жить невозможно было. Фактически образование поставили на колени, но у нас коллектив работал в любых условиях. Такая установка была у Николая Дмитриевича (Лицмана – Прим. Ред.): мы отвечаем за детей, а они не виноваты в происходящем. И в принципе у нас не было несогласных с этим мнением людей. Дело-то серьезное. И если бы еще мы бросили с детьми заниматься, непонятно, куда бы они ушли, и кем бы выросли. Взрослым тогда было тяжело, а детям - тем более. И ребята потом, спустя время, говорили спасибо, что не бросили. Вот что ценно.
Действительно, любые перемены в стране отражаются на школе. И в этом году все с ног на голову перевернул коронавирус. Как вам работалось эти полгода? Уровень знаний детей не снизился?
- Изменения, конечно, все ощутили. У детей и родителей свои нюансы, у нас, педагогов, свои. Мы работали, несмотря ни на что. Как Наталья Александровна (Фомичева, директор ФМШ – Прим. Ред.) сказала: ситуация сложная, но наш учебный процесс продолжается. Определенная параллель с 90-ми. Мы работали, работали как следует, понимая, что ответственны за образование. Когда-то ведь все это закончится. Дети не должны были почувствовать сложностей, и я считаю, что не почувствовали. Сказать, по крайней мере по своим детям, что они стали хуже учиться, я не могу. Экзамены в 11 классе это показали. Если бы они ленились и ничего не делали 3,5 месяца, то работы бы не написали. А у нас в школе, если о математике говорить, 11-класнники набрали 91 балл из ста. Это средний балл.
Удаленка была вынужденной, но родители всерьез опасались перевода на дистанционный формат обучения детей. Как вы к этому относитесь?
- Не поддерживаю. Одно дело, если мера вынужденная, то да, никуда не денешься – будем делать все, чтобы система работала. Но общий дистанционный режим - это плохо. Говорю именно про свою школу, про себя. Мне нужно живое общение - с детьми, с коллегами. Когда мы находимся в одном помещении, даже думаем по-другому. А как можно понять ребенка, его проблемы, вызвать его на важный разговор, если он по ту сторону экрана, и я не вижу его глаз?
Да и не интересно так учиться. Ни нам, ни детям. Вот представьте, выхожу я к доске, что-то объясняю детям, черчу, жестикулирую. Даже смотреть на это действо гораздо интереснее, чем на экран компьютера, когда там непонятно откуда появляются какие-то циферки, буковки. Ни эмоций, ни общения.
Тюменская область в передовиках по строительству школ, по их оснащению. А по качеству образования?
- Тоже. Наша область на хорошем уровне, на хорошем счету. Я много езжу с детьми по турнирам, конкурсам. Один из важных – это российская олимпиада, куда приезжают ученики из 78 регионов страны. Мы видим, как страна живет, как люди себя преподносят. Это же показатель в определенном смысле той части страны, откуда эти люди приехали. Мы наблюдаем, как взрослые себя ведут, оцениваем себя на их фоне, как наши дети воспитаны и как они подают себя, как разговаривают. Вот этот уровень воспитания общего, он хорошо виден за пределами региона. И у нас он высок.
Да и по образованию дети не уступают. За последние лет пять резко поднялся уровень образованности по математике, физике, информатике. Нас сейчас уважают. И честно говоря, на мероприятиях по этим предметам побаиваются даже.
Ребята из столичных команд уже не смотрят с высока, а как на равных. И заслуга в этом в том числе нашего педколлектива, нашего директора, наших детей, которые пошли на это, и родителей, потому что они доверили.
Ведь когда ФМШ только создавалась, говорили, что школа для избранных, было много страхов, сомнений. А сейчас школа себя оправдывает.
Вы очень тепло отзываетесь о своих учениках, их родителях. Изменились они как-то за 30 лет?
- Честно говоря, я принципиальной разницы в родителях, в их отношении к происходящему, не вижу, работая в те годы и сейчас. Не встречал неадекватных родителей в плане непонимания того, что я делаю, что делает школа. Они приходят со своими мыслями (не претензиями!) насчет того, что нужно сделать. Задача моя, школы объяснить, что мы хотим получить в процессе нашей совместной работы. Совместной – потому что работаем в три единицы: учитель, ребенок, родитель. И они понимают, что на них ложится ответственность такая же, как на меня. Да и дети остались детьми.
Разве гаджеты не изменили детей? Есть такое мнение.
- Просто у умных детей появилась возможность получать больше информации. Главное же правильно повернуть работу в этом направлении. Как говорят: если появилось ружье в начале фильма, то в конце оно должно выстрелить. Так и тут. Если уж гаджет появился, то давайте сделаем так, чтобы он «стрелял» как нам надо. Нужно научить детей правильно работать с ним.
Выше вы сказали, что школа - это не только про образование, но и про воспитание. Уже второй месяц обсуждается ситуация вокруг урока ОБЖ в школе Ишима (историю можно прочитать здесь). Недавно стало известно, что педагогов наказали за «креатив». Как вы относитесь к подобным методам воспитания?
- Конечно, это неправильно. В таком возрасте детей калеками можно сделать. Такие вещи продумываются очень глубоко. Нельзя о гробить психику маленького человека. Да, школа не живет обособленно от общества, она часть него. И нам, педагогам, важно правильно оценивать происходящее вокруг. Мы же понимаем, что наша профессия – это профессия дальнего действия. Некоторые вещи мы увидим через 10, 15, 20 лет – как наши «вложения» отразились на ребенке. И тут надо крайне бережно и тактично себя вести.
Фото: сайт Физико-математической школы, из личного архива Анатолия Кугаевского, ФедералПресс / Евгений Поторочин; Елена Аталыкова; pxhere.com