В Пермском районе впервые за двадцать лет меняется руководитель. Выросло поколение жителей муниципалитета, которые родились при Александре Кузнецове, при нем окончили школу, кто-то успел поступить в вуз, сходить в армию, обзавестись своей семьей. Смены главы не было так долго, что многие просто не знают, какова процедура утверждения нового. Читайте об этом на «ФедералПресс» в интервью с политконсультантом Сергеем Ивановым.
— Действительно, смена главы Пермского района вызывает интерес не только у местных групп влияния, но и у жителей муниципалитета. Они привыкли жить при Кузнецове. Неизвестно, как будет дальше, а неизвестность всегда пугает.
С неизвестностью в какой-то мере уже покончено. Заявки на замещение вакантной должности главы района подали восемь претендентов.
— Я бы разделил их на три условные группы. Первая – сторонники Кузнецова, вторая – фаворит краевой администрации, третья – все остальные. Политика – это всегда про договоренности. Поэтому было бы нелогичным игнорировать точку зрения человека, который двадцать лет руководил районом. Кузнецов сохранил вес в муниципалитете, может влиять на депутатов. Понятно, что любой экс-руководитель хотел бы видеть в кресле главы человека со схожими взглядами на развитие района.
На мой взгляд, Александра Павловича устроили бы глава Гамовского поселения Марсель Алдаров и вице-спикер земсобрания, в прошлом глава Лобановского поселения Игорь Варушкин. У обоих есть необходимый опыт работы на муниципальном уровне, однако оба в силу разных причин вряд ли будут одобрены краевыми властями. Варушкину, например, сильно мешают слухи, что за его спиной стоит депутат Госдумы Дмитрий Скриванов. Варушкин же видится мне самым квалифицированным претендентом на пост главы Пермского района, но я оцениваю шансы обоих кузнецовских протеже выйти во второй тур как минимальные.
Кого относят к числу претендентов, устраивающих краевые власти?
— Таким считается бывший краевой министр природных ресурсов Дмитрий Килейко. К преимуществам Килейко отнесу то, что его могут поддержать сразу несколько заинтересованных сторон. Он работал в нефтяных компаниях, связанных с пермским олигархом Андреем Кузяевым.
Понятно, что земли Пермского района крайне притягательны с точки зрения девелоперских проектов. Но должность главы Пермского района в ближайшей перспективе требует от человека, который ее займет, серьезного политического веса и политических компетенций. Без этого процесс преобразования района в округ, через который уже прошли почти все муниципалитеты региона, окажется крайне непростым.
Конечно, Килейко – самый статусный претендент, но у меня нет уверенности, что человек «со стороны» сможет организовать процедуру преобразования Пермского района. Все-таки и группы влияния, и сами жители хотели бы видеть на посту главы знакомого им человека, который понимает особенности района и ожидания жителей. Любопытно, что оба фаворита – Варушкин и Килейко – подали свои заявки в самый последний момент. Если бы они вышли во второй тур, это было бы справедливо.
Какие цели преследуют кандидаты из третьей группы?
— В эту группу можно включить претендентов, конфликтующих с Кузнецовым, и технических кандидатов двух фаворитов. К числу внутрирайонной оппозиции отнесу главу Кондратовского поселения Веру Утемову, за которой стоит Андрей Костарев, возглавляющий совет депутатов Кондратовского поселения. И Александра Кулакова, главу Кукуштана. Не думаю, что они согласовали свои действия с краевыми властями, но в чем-то могут сыграть им на руку. Полагаю, что Утемова и Кулаков подали заявки, чтобы осложнить жизнь выдвиженцам от Кузнецова. Это их личные разборки.
Очень интересна фигура Игоря Бедрия. Некогда правая рука Кузнецова, бывший сити-менеджер Пермского района. В 2011 году он был арестован по обвинению в превышении полномочий. В тринадцатом году дело было прекращено, и осенью четырнадцатого Бедрий покинул пост сити-менеджера. Времени прошло очень много, он растерял и влияние в районе, и доверие Кузнецова. Реваншистские настроения Бедрия меня удивили. Вряд ли он сможет со своей идеей позиционирования себя как некую компромиссную фигуру заручиться поддержкой как в крае, так и среди депутатов района.
В третью группу я отношу и двух претендентов, которым подходит техническая роль. Житель Кондратово Слюсаренко – для Килейко, замглавы Пермского района Сергей Ермаков – для Варушкина. Это понятные меры предосторожности. По итогу мы имеем вполне конкурентную историю с кандидатом от края, двумя кандидатами от Кузнецова, двумя оппозиционерами, двумя техническими кандидатами и одним авантюристом.
Коллизия по поводу преобразования Пермского района – ключевой момент во взаимоотношениях Кузнецова и края?
— Не совсем так. Преобразование – это видимая часть айсберга. Что-то точно было скрыто от глаз общественности, но что именно – остается только гадать.
В недавнем тексте «ФедералПресс» говорилось, что Пермский район потенциально – часть Пермской агломерации, формирование которой может вылиться в масштабный и амбициозный проект.
— Судя по составу участников конкурсного отбора, такая идея не учитывалась. Иначе на конкурс выдвинулись бы более значимые фигуры. И претенденты отбирались бы не только по критерию «свой – чужой» или «нравится – не нравится». В политике разделение на друзей и врагов выглядит заманчивым в силу простоты выстраиваемой конструкции. Но в перспективе чаще всего это ведет к проблемам и конфликтам.
Давайте напомним, как выглядит процедура отбора главы Пермского района.
— Претенденты подают заявки, которые рассматривает конкурсная комиссия. Это такая коллегия выборщиков из двенадцати человек. Шестеро – депутаты местной думы, шестеро – представители краевой администрации. При этом глава администрации губернатора Леонид Политов имеет своеобразную «золотую акцию». При равенстве голосов его голос засчитывается за два.
14 октября комиссия рассмотрит заявки кандидатов, насколько поданные документы соответствуют установленным требованиям. Не исключу, что кто-то из кандидатов отсеется по этим бюрократическим основаниям. Затем комиссия решает, какие две кандидатуры она выносит на рассмотрение депутатов думы Пермского района. Из них депутаты большинством голосов выбирают главу муниципалитета.
Получается, краевые власти контролируют ситуацию. Они могут решать, кто доберется до заключительного этапа отбора.
— Не в полной мере, но контролируют! Если кандидатуры, вынесенные на рассмотрение думы, категорически не устраивают местные группы влияния, депутаты могут «голосовать ногами», срывая кворум, или воздерживаться при голосовании. Прецеденты в крае есть. В Александровском районе уже год не могут избрать главу. Вспоминаются аналогичные истории в Большесосновском районе, Чайковском, Осе, Кудымкаре.
Ирония судьбы заключается в том, что утверждение такой схемы глав района по просьбе краевых властей в своем время лоббировал Александр Кузнецов. Его слово было значимо, так как он возглавлял не только Пермский район, но и прикамский совет глав муниципальных образований. Сейчас правила, принятые в том числе по инициативе Кузнецова, бьют по нему самому.
Что будет, если депутаты «проголосуют ногами» и конкурс не состоится?
— Руководить Пермским районом в статусе врио продолжит Владимир Ваганов, который работал первым заместителем Кузнецова.
Такой вариант устроит краевые власти?
— Седьмого октября на инаугурации губернатора не было ни одного представителя администрации Пермского района. Проигнорировали, не пригласили. Я ответил на ваш вопрос?
Безусловно, избранный губернатором Дмитрий Николаевич Махонин будет выстраивать внутреннюю политику в соответствии со своими представлениями и задачами. Мне кажется, что он мог бы устранить изъян в системе конкурсного отбора глав муниципалитетов, когда у краевых властей есть большой соблазн продавить назначение своего кандидата под ответственность местного депутатского корпуса. Такая конструкция провоцирует конфликты и долгоиграющие обиды, мешающие развитию муниципалитетов.
Я сам склоняюсь к варианту назначения глав местного самоуправления. Лучше ввести понятные правила игры, чем заниматься политической имитацией. Кстати, недавно принятые поправки в Конституцию также закрепляют вертикаль власти от федерального до муниципального уровня. Так что противоречий здесь нет. Нужна лишь политическая воля. Думаю, даже многие руководители территорий смогли бы поддержать эту идею.
Фото: из личного архива С. Иванова