Власти Тюменской области не намерены отказываться от амбициозных планов внедрения новой инвестиционной стратегии в рамках районов региона, несмотря на прошлогоднюю стагнацию из-за коронавирусной пандемии. Какая роль в этом отводится муниципалитетам и удалось ли нащупать перспективные точки роста – в интервью «ФедералПресс» рассказал заместитель губернатора Тюменской области Андрей Пантелеев.
Эффект для экономики
Андрей Вадимович, в прошлый раз мы закончили разговор на теме положения региона в инвестрейтингах. Да, регион в них просел, но проекты у нас по-прежнему реализуются. Расскажите о самых крупных из них и какие могут появиться в недалеком будущем?
- На начало 2021 года на сопровождении регионального Инвестиционного агентства находилось 275 проектов, и в сфере компетенции муниципальных образований - еще 280.
Продолжают реализацию те инвесторы, которые к нам уже заходили с проектами, – это «ТюменьАгро», «Даматэ», «Руском», «Фарм-Синтез». Это проекты на несколько миллиардов - от 3 до 5-7. Один из крупных проектов реализуется в Тобольске, возле площадки «СИБУРа» - завод по сжиженному природному. Здесь активная фаза строительства. Ряд компаний, которые работают на территории региона, сейчас находятся в проработке площадок.
Плюс у нас большой ресурс в виде лесного комплекса. Планируем углубляться в проработку таких направлений, как сапропель, торф (его запасы в области – 37 млрд кубов). Это сумасшедший объем, который нужно сделать эффективным.
Ресурсы для роста в регионе есть. Их нужно просчитывать совместно с бизнесом с точки зрения более высоких переделов. Технологичность является одной из важнейших составляющих в нашей всей стратегии.
Что должно стать ее итогом? Какой эффект ощутит экономика?
- Для каждого участника свой итог. Если говорить про инвестора, то это более комфортные, чем где-то в России, условия ведения деятельности. То есть инвестор должен понимать, что ему выгодно здесь вкладываться. И это у нас получается, раз те, кто пришел однажды, вкладываются по 3-4 раза.
А люди, которые здесь живут и трудятся, получат возможность зарабатывать больше. Потому что будет где. Для региона - это более качественные налоговые поступления. Рост налоговой базы позволяет активно развиваться региону в целом, население и бизнес получают более комфортную среду проживания.
Работа внутри и вне региона
Но как к этому прийти, как на практике стратегия внедряется в жизнь?
- Для нас самое первое сейчас, как это ни странно, донести всю информацию о новой стратегии до абсолютно каждого уголка региона. Хоть мы и говорим об этом уже год, но, как это обычно бывает, слышат не все, кто слушали. Поэтому важно убедиться, что новый вектор развития понятен всем – на всех уровнях власти, в бизнес-среде. Стратегия не должна остаться документом, лежащим на моем столе.
Далее формируются рабочие команды по инвестнаправлениям, где наша задача – выстроить по каждому направлению сервисную составляющую. Если каждый наш «клиент» будет получать все виды сервиса на высоком уровне, тогда можно говорить о перспективах развития. У каждого направления амбиций не только на регион, а расширение в масштабах страны и за ее пределами.
После этого можно формировать дорожную карту, обозначать конкретные шаги: что требуется инвесторам от нас, и что должны получить мы в ответ. По ряду проектов мы уже ведем эту работу.
О каких конкретно проектах вы сейчас говорите?
- По туризму, к примеру, мы рассматриваем уже следующий этап разработки концепции термального курорта. Для этого нужно увидеть регион целиком и понять перспективы: где еще можно организовать курорт российского и мирового уровня, посчитать экономические модели.
Важно понять еще и то, какое количество термальных курортов должно возникать один за другим в регионе и в каком месте, а для этого нужны красивые ландшафты, природные ресурсы. Но главное – чтобы без перекосов, ведь загрузка мощностей имеет важное значение. Если инвестпроект будет реализован, а обращений туда будет немного, то мы затормозим. Нужен понятный алгоритм и инструменты развития.
Это работа с внутренними ресурсами региона. Что происходит за его границами?
- С внешними инвесторами намечен ряд встреч, и уже сейчас мы ведем переговоры. Подход тот же. Мы понимаем, что их интересует, по какому из направлений, и начинаем создавать коммуникацию с точки зрения «наш бизнес - их бизнес». Если мы понимаем, что нужных компетенций в нашем регионе нет, то мы их ищем, чтобы инвестору стало выгодно сюда прийти.
Районы объединяют усилия
Основой для новой инвестстратегии Тюменской области должны стать мини-стратегии районов. На всех ли территориях удалось найти точки роста?
- Мы еще работаем над этим. В процессе - 15 муниципальных образований. По ним ведется разработка инвестпрофилей. В итоге станет понятно, в чем у районов есть взаимные проникновения. Увидим, где есть сильные инвесторы, какое направление еще можно предложить им. Суть в том, что если просматривается перспектива развития в каком-то направлении, но собственных ресурсов у района нет, это вполне можно реализовать, объединив усилия нескольких территорий. И это станет проектом.
Думаю, что во втором квартале 2021 года мы уже увидим плоды этих решений.
Вы сказали о 15 районах, а остальные?
- Работа будет и по остальным, но позже. Нет смысла браться за все сразу. Сначала обкатаем эти 15. Речь идет, прежде всего, о городах (кроме Тюмени) и близлежащих районах. Потому что невозможно смотреть, к примеру, Тобольск в отрыве от Тобольского района. И плюс - муниципальные образования, которые концентрируются вокруг федеральных трасс.
Когда мы сформируем инвестстратегию (профиль) этих 15 муниципальных образований, то в той же логике отработаем и с остальными территориями. Здесь уже будет легче видеть всю картину: где можно усилить районы уже действующей стратегией соседнего муниципалитета.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин,admtyumen.ru,visittyumen.ru
Не нефтью единой