Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

Что помогает современному школьнику: тьюторы, триместр и китайский

Современное образование
Дистант – это принципиально другой метод образования

До начала учебного года остается неделя. Пока дети наслаждаются последними беззаботными днями на каникулах, родители и учителя активно готовятся к новому учебному сезону. Чем может удивить современная школа, стоит ли бояться дистанта и почему изучение китайского поможет изучать другие языки – учитель иностранных языков челябинского лицея №95 Вероника Мушкарина о новых принципах в образовании и сегодняшних детях в интервью для «ФедералПресс».

Дистант, шарлотка и частые каникулы

Вероника Сергеевна, с каким настроением подходите к началу учебного года?

— Я год была в декрете и очень соскучилась по работе и детям. Нахожусь в радостном предвкушении. Хотя знаю, что некоторые родители и учителя переживают по поводу возможного дистанта. Я ажиотажа не понимаю.

Многие дистанционные формы обучения появились давно и были успешно интегрированы в образование. К примеру, в нашем лицее №95 много лет работает программа «Перевернутый класс». Детям на дом задают новую тему, а потом в классе обсуждают ее. Дистант уже никуда не уйдет. Просто относиться к нему нужно по-другому: это не урок через компьютер. Это принципиально другой метод обучения, имеющий свои плюсы.

В школах Челябинской области с этого года вводится новая ставка советника по воспитательной работе. Насколько востребован такой специалист?

— Задача современной школы не только научить ребенка писать и считать, а дать ему жизненно необходимые навыки. Так называемые тьюторские службы (англ. Tutor – наставник, репетитор, преподаватель) давно есть в некоторых учебных заведениях города. В нашем лицее подобная существует четыре года и отлично себя зарекомендовала.

Тьютор проводит тестирование среди детей, личные встречи. Выявляет проблемы и рассказывает родителям, как легко и доступно помочь ребенку их исправить. Например, тьютор видит, что ученик младших классов хорошо формирует цель, но плохо ее достигает. Тогда специалист предлагает родителям приготовить вместе с ребенком шарлотку.

Придите домой, вместе посмотрите, каких продуктов не хватает, напишите список и попросите ребенка быть ответственным за него: либо взять листок с собой в магазин, либо напомнить вам об этом. На следующий день обязательно вместе сходите в магазин, а потом дома приготовьте пирог. Таким образом, вы поможете ребенку пройти путь от постановки цели до ее реализации. И это только одно из направлений, с которым работают тьюторы. Планируется, что у нас в лицее тьюторы и советники по воспитательной работе будут взаимодействовать.

В некоторых школах Челябинска, в том числе у вас в лицее, необычная система организации учебного процесса: не четверти, а триместры, когда дети ходят на каникулы раз в пять недель, а это по сути, каждый месяц. Когда они успевают получать знания? Насколько эффективна такая система?

— Процесс организации действительно необычный. Но количество учебных недель полностью выдержано: 34 недели, как и при стандартной системе образования. Просто процесс организован по-другому: дети пять недель учатся, неделю отдыхают и так весь год. В большом количестве выходных огромный плюс – дети не успевают устать и гораздо лучше усваивают материал. При стандартной системе учебный год распределен неравномерно.

Вспомните свои школьные годы. Как долго, казалось, идет третья четверть, и как все уставали к концу. Одно дело усиленно учиться пять недель, совсем другое – два-три месяца.

Чем учителя заняты в это время? Тоже отдыхают?

— Мы каникулы проводим на курсах повышение квалификации. Один плюс – рабочий день короче. Поэтому летом стараемся отдыхать как можно больше. К примеру, мы с мужем стали ходить на занятия аргентинским танго. В выходные катаемся на сапбордах или я готовлю что-то вкусное.

Зачем нужен китайский

Еще один предмет, вызывающий у родителей много вопросов, – китайский язык в качестве второго иностранного языка у детей с пятого класса. Зачем?

— Не все школы сейчас такое практикуют. И мы, к сожалению, с этого года введем его только для учащихся лингвистических классов. Дети, которые начали обучение в прошлые годы, продолжат его изучать. Дело в том, что специалистов такого профиля крайне мало. И покрыть потребности даже нашего лицея не получается. Повторюсь: задача школы не только дать знания, но и научить добывать эти знания.

Ребенок, который посещает занятия два раза в неделю, через четыре года на китайском языке не заговорит. Это факт. Что говорить, сами китайцы из разных районов города не всегда понимают друг друга. Но ребенок поймет принцип, как учить иностранный язык. У него будет алгоритм. И в будущем, при желании, он самостоятельно сможет выучить любой другой иностранный язык. Плюс китайский – очень музыкальный язык и хорошо развивает навыки каллиграфии.

Так называемая проектная деятельность, которая сегодня есть во всех школах, еще и с первого класса – для чего это нужно?

— Проект – это целая научно-исследовательская работа, которую ребенок, в идеале, проводит сам, с родителем или учителем. Некоторые скептически относятся к проектам, считая, что это обычный реферат, который можно скачать из интернета. Но это не так. Тут тоже все дело в подходе. Можно вместе с ребенком придумать дома интересную тему, провести опыт, эксперимент, записать свои наблюдения.

У нас в лицее есть «Лесная школа». Педагоги вместе с детьми уезжают на несколько дней или недель за город, берут там пробы воды, почвы, проводят эксперименты и опыты, наблюдают за природой и делают записи. Это же здорово, когда дети могут изучать предмет не в классе по учебнику, а на природе своими руками.

«Изменились не они, а мы»

Ваше мнение – родители должны помогать ребенку в школе? Некоторые любят еще с подготовительных курсов активно этим заниматься.

— Помогать нужно только тогда, когда вас об этом попросят. Действительно, часто родители не дают ребенку возможность что-то сделать самому, особенно это касается детей начальной школы: в прописях сделает ошибку, нарисует неровно, криво. Дайте ребенку возможность ошибаться и быть неидеальным, зато это поможет ему стать самостоятельным.

Бытует мнение, что современные дети заметно отличаются от тех, что были 10-20 лет назад. Вы согласны с этим?

— Нет, они такие же, какими были и мы: жаждут новых знаний, очень открытые, хотят общения и взаимодействия, стремятся попробовать новое. Другое дело, что с развитием технологий изменились мы – родители. Любовь к планшетам и телефонам исходит от нас, а не от детей.

Согласна, что иногда нам приходится доделывать работу дома, и в телефоне мы пишем сообщения по делу. Но тогда я своим детям так и объясняю, что компьютер и телефон – это для работы. И, по-честному, смотрю YouTube и Instagram только когда они уснули.

Детям очень важно, чтобы с ними проводили время вместе, занимаясь тем, чем хочет сам ребенок. Полчаса в день вполне достаточно, чтобы он почувствовал вашу заботу, внимание и был от этого счастлив.

Фото: ФедералПресс / Елена Майорова; из личного архива Вероники Мушкариной

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.