Председатель совета ассоциации волонтерских центров и руководитель платформы добро.рф Артем Метелев – о том, почему молодежь участвует в митингах, как бороться с эмоциональным выгоранием и почему волонтеры ушли в политику.
Волонтерство – суперинструмент для навыков XXI века
В инстаграме вы называете себя социальным инженером, который «помогает людям помогать». Почему такая самопрезентация?
— Инженеры проектируют различные системы. Я делаю то же самое, только в сфере общественных взаимоотношений. Создаю проекты и технологии, которые помогают развивать гражданское общество, благотворительность, волонтерство, социальные коммуникации. Фактически моя работа связана с тем, чтобы как можно большее число людей стало помогать другим людям. Мы строим горизонтальные связи между теми, кто хочет помочь, и теми, кому эта помощь нужна. Если человек хочет помочь, но не знает, как – мы подскажем ему.
Волонтерство – это про молодежь? В ком есть больше потребности помогать другим?
— Средний возраст российского волонтера – 27 лет, как правило, девушка, которая помогает животным. Этим мы отличаемся от многих западных стран, потому что там средний возраст волонтера – 35 лет. Люди приходят в волонтерство, когда у них уже сформировались личность, жизненные убеждения, ценности, и они понимают, что одно лишь государство все проблемы решить не может. А им хочется жить в комфортном городе, чтобы вокруг было чисто, безопасно, чтобы была доверительная атмосфера с соседями, поэтому на западе люди приходят в эту историю уже сформированными.
Для молодежи это важно: через волонтерство приобретаются так называемые «навыки XXI века» – стрессоустойчивость, критическое мышление, работа в команде. Кроме того, благодаря этой деятельности можно пробовать себя в разных отраслях, так что это еще и инструмент профориентации, многие находят работу.
Если за три секунды твоя идея не зацепила, тебя свайпают, и все
Что можете сказать про современную российскую молодежь? Какая она?
— Во-первых, не скованная культурными стереотипами и ограничениями, свободная в принятии решений. Во-вторых, ориентированная на справедливость. Для российской молодежи очень важны ценности, среди которых, например, защита окружающей среды, экологическая повестка. Очень важно уважение к людям, социальная справедливость, честность, искренность. В-третьих, молодежь требует уважения к себе, чтобы ее воспринимали как равного партнера. Она не боится артикулировать это уважение выходом на митинги или публичным обращением к ректору и т.д. В-четвертых, сегодняшние молодые люди очень глобально мыслят. Глобализация помогает выходить за рамки культуры своей страны и предлагать решения, которые в тот же день могут быть востребованы вообще в другом государстве. Примеров, особенно в социальных сетях, множество. Мир дает молодежи эту возможность, и молодежь ей умело пользуется. А еще молодежь сегодня очень креативна.
Многие видят в СМИ и в соцсетях негативные проявления этой креативности. Есть какие-то позитивные примеры молодежной активности?
— Совсем недавно было мероприятие, мы обсуждали инициативу, связанную с тем, чтобы студенты участвовали в оценке качества образования. Почти половина российских студентов недовольны качеством образовательного процесса, причем это недовольство оправданно: где-то подход к обучению не менялся десятилетия, как и состав преподавателей, где-то не хватает элементарно компьютеров, где-то отсутствует нормальная столовая или охрана пускает только за взятки. И это недовольство экстраполируется на все: на окружение, на город, на страну. Я предложил внести поправки в закон об образовании, закрепив обязательный учет мнения учащихся в отношении ключевых параметров образовательного процесса. Причем не просто учет, а реакцию, принятие решений администрацией вуза на основании собранных мнений. Мы знаем примеры вузов, где после такой оценки принимаются важные решения, в том числе корректируется штатное расписание, уходят неэффективное преподаватели, а эффективные – получают надбавку к зарплате до 30 тысяч рублей в месяц, например – в РЭУ им. Плеханова.
Рособрнадзор, кстати, полностью поддержал эту инициативу и сказал, что можно пойти дальше – учесть оценку обучения со стороны студентов в числе критериев получения аккредитации и финансирования.
Сегодняшние студенты не готовы быть объектами, «которых учат». Студент – субъект взаимоотношений, готовый развивать университет совместно с коллективом преподавателей и администрации. Сегодняшняя молодежь даже к работодателям относится по-другому: при выборе работы для нее важно, какие принципы, ценности транслирует компания, какая у нее корпоративная культура. Уделяет ли она внимание экологической и социальной повестке. Зарплата – уже не основной фактор. И это очень сильно влияет на принятие оффера или отказ. Работодателям важно понимать, что через 5–10 лет они просто не смогут нанимать на работу молодежь, если не будут учитывать эти детали.
Как тогда действовать работодателям, вузам, представителям власти? Как выстроить эффективный диалог с молодежью?
— Надо понимать, что современные молодые люди объединяются вокруг идеи, а не вокруг структуры, как 20–30 лет назад. Сообщество формируется, когда есть общая ценность. Тем, кто хочет создавать какие-то вещи и вовлекать туда молодых людей, важно эти идеи создавать и транслировать. Интернет сегодня дает гораздо больше возможностей, чем раньше, достучаться до любого, донести месседж из Москвы по другим городам. Причем если за три секунды твоя идея не зацепила, тебя свайпают, и все. Любому сегодняшнему управленцу важно понимать это. Считаю, что нашему государству нужно поменяться в части того, как оно рассказывает о законах и мерах поддержки, которые принимаются в нашей стране. Публикация законов в «Российской газете» – это очень здорово, но я не уверен, что молодые люди ее читают. Зато они читают паблики, где рассказывается о негативных интерпретациях политики. В России принимается колоссальное количество важных и полезных законов, но, к сожалению, молодежь об этом часто не знает. Важно рассказывать о возможностях, которые сегодня есть в нашей стране, на тех площадках, где находится молодежь, и тем языком, которым она общается. Молодые люди должны понимать, зачем их кто-то призывает что-то сделать. Важно объяснять причину. Нужно не запрещать, а объяснять и показывать лучшие примеры.
Нужно уметь отдыхать, но не с телефоном в руках
Как научиться «помогать людям помогать» и не перегореть самому? Где найти вдохновение для социально-ориентированной работы?
— Для тех, кто занимается социалкой, эмоциональное выгорание – частая история. Люди перегорают и уходят из волонтерского движения. «Бывших» волонтеров сегодня 10 % россиян по исследованиям, многие из них ушли как раз, потому что выгорели. Здесь нужно уметь вовремя переключаться. Мне помогает переключаться смена фокуса: ставить такие задачи и вызовы, которые тебя вытаскивают и помогают вновь мобилизоваться. Из простых повседневных рецептов – отдыхать, гулять, читать книги, общаться с близкими.
Еще я вдохновляюсь поездками. Когда ты едешь в другой регион или страну, у тебя происходит рефлексия, и ты иначе смотришь на процессы. В регионах много идей дают люди. Жизнь постоянно меняется, поэтому, чтобы быть актуальным в своих решениях, постоянно нужно общаться с людьми. Само сообщество дает очень много идей. Мы ежегодно проводим по несколько исследований, чтобы честно смотреть на реальность, на вызовы и исходя из этого принимать решения. Это тоже бывает источником новых идей.
В политической системе сегодня душно
Как начали складываться ваши отношения с «Единой Россией»?
— Мы два года вместе боремся с ковидом, запустили проект «Мы вместе», который до сих пор продолжается. Буквально с первых дней к этой акции присоединилась партия, и мы стали работать в одной команде. Члены партии, депутаты закатали рукава и также пошли в магазины за закупкой продуктов, лекарств для нуждающихся, давали свои машины, выделяли деньги. Общая проблема и необходимость ее решать, объединяя усилия, нас сблизила.
В марте 2021 года у нас была встреча с президентом, и Владимир Владимирович предложил волонтерам активно идти в политику. Он мотивировал это предложение тем, что характер общественников социально ориентирован, и они не просто говорят о проблемах, но решают их, причем в ежедневном режиме. «Единая Россия» – единственная партия, которая предложила нам возможность избираться от нее. Мы приняли это предложение, понимая, что в случае победы на выборах в законодательные собрания, Государственную думу у нас появятся дополнительные инструменты и возможности больше и эффективнее помогать людям.
В партии есть пространство для молодости, новаций и свежих идей?
— Я наблюдаю за всеми политическими партиями и считаю, что «Единая Россия» с точки зрения кадрового состава – одна из самых молодых партий. Она очень большая и очень разная. В этом году она очень сильно обновилась. Мы идем на выборы целой командой молодежи и общественников. Весной была мысль, что в партии могут быть нам не рады, и начнется сопротивление нашему выдвижению. Но поддержка есть, мы видим, что партия в нас заинтересована.
В партийно-политической системе сегодня душно, люди не меняются десятилетия, и поэтому молодые люди сегодня не ходят на выборы и не верят в политику. Они не видят там «своих». Лично я хочу, чтобы как можно больше молодых людей увидело, что влиять на реальность можно, причем конструктивно и с результатом. Что социальный комфорт не построит президент или мэр. Его построим только мы совместно, если перестанем отдаляться и начнем чувствовать ответственность за происходящее. Именно про это, кстати, проект Odobreno.team: мы находим актуальные социальные проблемы, погружаемся в них и вместе добиваемся изменений. Вместе придумываем, вместе голосуем и вместе решаем. Сейчас в работе инициативы по развитию фудшеринга (передача еды с неистекшим сроком годности нуждающимся), инклюзии, решению проблем социального сиротства, профориентации и другие.
Политика меняется вместе с общественным запросом. Сегодня – запрос на сопричастность, уважение и партнерство. Создать такую атмосферу доверия – наша цель.
Почему волонтерам важно присутствовать именно в Госдуме?
— Между органами государственной власти и некоммерческим сектором по-прежнему сохраняется очень большая дистанция. Я знаю крайне мало фондов, которые обращаются в думу, большинство просто в нее не верят. Точно так же они не готовы участвовать в многолетней переписке с органами государственной власти, понимая, что это может закончиться ничем. При этом люди, которые работают в некоммерческом секторе, знают многие проблемы и боль людей лучше других. И важно услышать их, помочь реализовать идеи, тиражировать лучший опыт. Сделать его нормой, в том числе на законодательном уровне.
Несмотря на то, что мы крупная всероссийская организация, мы часто не можем добиться решений по, казалось бы, очевидным вещам. Например, принятие порядка допуска добровольцев в «детские дома», который должен быть принят в соответствии с законом. Но закон не исполняется, и чиновникам все равно. Поэтому Артем Метелев сам по себе – это одно, а когда Артем Метелев в Государственной думе – это совершенно другой разговор. Госдума должна быть инструментом воплощать в жизнь наиболее эффективные, нужные людям решения на уровне законов, делать их нормой.
Фото: официальная страница Артема Метелева во «ВКонтакте»