Во всем мире бушует четвертая волна коронавируса. Во многих регионах России ввели дополнительные ограничения, которые должны стабилизировать эпидситуацию. Однако сфера гостеприимства тяжело переживает локдаун. Председатель комитета по туризму Санкт-Петербурга Сергей Корнеев рассказал «ФедералПресс» о победе в престижном международном конкурсе World Travel Awards, информационной кампании «Петербургское гостеприимство», а также о том, как поддерживают туротрасль Северной столицы во время пандемии. Фрагмент беседы можно посмотреть в видеоформате.
Сергей Евгеньевич, поздравляем с победой в World Travel Awards. Расскажите, с каким проектом Санкт-Петербург вышел на этот конкурс?
— Началась пандемия, весь мир столкнулся с остановкой международного и внутреннего туризма. В мире в прошлом году, по данным всемирной туристской организации, 1 млрд человек никуда не поехали за пределы своих стран. Это огромный вызов для туризма, но и возможность привлечь внимание людей в сторону Санкт-Петербурга.
И нам стало понятно, что наша информационная кампания, которую мы начали еще летом прошлого года, не должна быть остановлена, несмотря на пандемию. Но она должна быть иная, не как была до пандемического периода. Интересы людей к путешествиям обострились, ведь, как известно, запретный плод сладок. Остановка туристких потоков привлекает внимание к планированию будущих поездок. С другой стороны, вопрос эпидемиологической безопасности вышел на первое место, и мы построили свою информационную кампанию, которую назвали «Петербургское гостеприимство», на нескольких «китах».
Первый – это эпидемиологическая безопасность. Мы разработали в Санкт-Петербурге вместе с Роспотребнадзором собственные стандарты эпидемиологической безопасности для экскурсионных услуг, гостиниц, транспортного обслуживания и выставочных мероприятий, санитарно-курортного обслуживания. Мы показали эти стандарты международным экспертам. Они признали, что данные стандарты одни из самых лучших в мире, которые отражают все международные тренды, требования в части путешествий во время пандемии.
И благодаря этому мы вошли в общую международную информационную кампанию Safe Travels (Безопасное путешествие) со своей программой SafeTravelsSPb (Безопасный гостеприимный Санкт-Петербург). В компании участвуют около 2 тыс. предприятий индустрии гостеприимства Санкт Петербурга. Мы были первые в стране, кто эту тему сделал важной частью информационной повестки.
Второй «кит» – это впечатления. Новые впечатления, которые важны для гостей нашего города, для людей, путешествующих в России и во всем мире. Это новая культурная туристская география, классический, современный Санкт-Петербург. Это традиционные места туристского интереса, великие всемирные музеи, исторический центр, авторские экскурсии, частные, городские, муниципальные, федеральные музеи, классические музеи, такие как фонтаны Петергофа и Фермерский дворец, выставки, арт-проекты, Курортный район. Мы разработали карту разных интересов, возможностей, причин приехать в Санкт-Петербург. Как сказала мой большой друг, руководитель Ростуризма Зарина Догузова, «тысяча и одна причина приехать в Санкт-Петербург снова и снова».
И для нас важны возвратные туристы, их интерес к новым посещениям. Увидеть то, что не удалось увидеть, – это основа экономики туризма. В Петербурге четыре сезона туризма, есть что посмотреть, есть чем заняться. Есть букинистическая история, крайне востребованная интересная современная жизнь Санкт-Петербурга. Вот это все, этот ветер динамичного, современного креативного города мы стараемся превратить в туристский продукт.
Например, какой?
— Сейчас есть наш партнерский проект с Москвой: «Две столицы – миллион впечатлений», в рамках которого мы с нашими коллегами вместе рассказываем о возможностях двух городов, которые очень разные, но чем-то похожие.
Есть большой проект «Серебряное ожерелье России»: это маршрут по всему Северо-Западу, от Санкт-Петербурга до Новгорода, Пскова, Тихвина, Гатчины, Выборга, Карелии... У нас синхронизировано информационное туристское пространство с Ленинградской областью. Эта маркетинговая кампания получила признание: впервые наша информационная кампания была признана лучшей в Европе, хотя было очень много конкурентов. Например, Греция и Португалия с большими туристическими возможностями, историей, опытом.
Еще мы раньше никогда не получали такую обратную позитивную связь. Это наша главная задача: развернуть спрос людей. Кто-то к пандемии относится более легко, а кто-то с настороженностью путешествует по стране. Конечно, надо привлечь и иностранных туристов. Это большая конкуренция в мире, но это и большая возможность. Мы получаем обратную связь: онлайн-голосованием в рамках нашего участия в World Travel Awards Санкт-Петербург признан ведущим направлением для изучения исторического направления в Европе.
Кстати, наши коллеги из Москвы тоже получили несколько призов. И это усиливает нас вместе в рамках нашего общего проекта «Две столицы – миллион впечатлений». Мы вместе боремся в активной конкурентной борьбе с другими странами, направлениями, городами Европы и всего мира.
Наш уровень гостеприимства, я считаю, лучший в России и по разнообразию, и по качеству услуг, и по проведению крупных международных мероприятий. Это еще раз подтвердил прошедший Международный экономический форум и ЕВРО-2020.
Как поддерживают туристическую отрасль в Санкт-Петербурге?
— Тут мы тоже можем сказать, что сделали все что могли. Еще во время первой волны были негативные и позитивные сценарии. К сожалению, стали сбываться негативные сценарии, была вторая, третья волна. Поэтому губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов дал нам летом прошлого года поручение разработать комплекс мер по поддержке сферы туризма для сохранения работоспособности, операционной готовности отрасли развиваться сегодня и завтра после пандемии. И мы его разработали.
Город отменил все региональные налоги, которые можно было отменить в рамках законодательства субъекта федерации: налог на землю, на имущество, транспортный налог. До минимальной ставки снижено налогообложение в рамках системы налогообложения на прошлый год и текущий год. Так повысилась инвестиционная привлекательность сферы туризма. К нам обращалось огромное количество предпринимателей, организаций с желание развивать в Санкт-Петербурге инвестиционные проекты. И мы видим, что это серьезно, надолго и очень перспективно.
Также туристским организациям будут предоставлены прямые займы на выплату минимальной заработной платы. Воспользовались этим около 90 организаций. В дальнейшем они будут погашены за счет бюджета. 550 организаций воспользовались льготой по освобождению и уменьшению арендной платы за имущество, которым город может распоряжаться.
Как смогли сохранить туристический оборот?
— Все понимают, что никакие льготы не смогут поддержать отрасль на плаву, если не будет сохранен туристический оборот. И он был сохранен. Пускай в рамках внутреннего туризма при мощной поддержке федеральной программы кешбэка, реализованной Ростуризмом при поручении правительства РФ. Мы в этой программе участвовали с самого первого ее этапа, августа прошлого года.
Программа кешбэка была задумана как программа поддержки туризма в низкий сезон. Традиционно август является для Санкт-Петербурга высоким сезоном. Но нас поддержал «Ростуризм», так как пока нет иностранных туристов – в Санкт-Петербурге всегда низкий сезон. В этой программе участвовало более 150 российских городов. Более 500 организаций предлагали поездки в Санкт-Петербург, который входил в топовый перечень популярных регионов.
Все это позволяет решить самую важную задачу: сохранить операционную деятельность в отрасли. Сейчас не до прибыли: главное – сохранить хоть какой-то оборот, чтобы работала инфраструктура, гостиницы, санатории. Пока это удавалось: никто не закрылся, не обанкротился. Небольшие мини-отели приостанавливали свою деятельность, но потом восстановили. Глобальных потерь в инфраструктуре гостеприимства в Санкт-Петербурге нет.
Фото: пресс-служба Форума стратегов 2021
Лучшие интервью за 2021 год