Сургутский район обеспечивает четверть объема инвестиций в основной капитал Югры и является лидером в регионе по объему производства промышленности. Несмотря на сложности из-за пандемии COVID-19, район в 2021 году удержал лидерство в окружном инвестрейтинге и был отмечен на федеральном уровне как лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами. Как экономика района пережила очередной ковидный год и как решается вопрос с расселением аварийного жилья – в интервью «ФедералПресс» рассказал глава Сургутского района Андрей Трубецкой.
Трудности коронавирусного года
Андрей Александрович, как Сургутский район пережил очередной ковидный год?
— Год был непростым. Пандемия, конечно, оказала негативное влияние. И по доходам был очень сложным. Поэтому еще на этапе формирования проекта бюджета мы провели работу по оценке возможных рисков и взвешенно подошли к планированию доходов.
Мы исполнили доходную часть бюджета с запланированным ростом на 235 млн рублей, но не все получилось – в части НДФЛ не смогли добиться роста. Было привлечено более 50 новых налогоплательщиков, это дало свой результат, но, к сожалению, роста по зарплатам и отчислениям мы не увидели. Наш основной источник доходов (НДФЛ) не выполнен, поэтому пришлось в течение года принимать корректирующие действия. Получили средства за счет остальных статей доходов, где был рост.
В условиях распространения коронавируса мы живем уже почти два года. Первый шок прошел. Есть четкое понимание действий, работа всех органов власти скоординирована и синхронизирована, адаптирована к новым условиям правовая база. Поэтому и расходы на борьбу с COVID-19 снижаются. Кроме того, ускоренными темпами идет вакцинация. Поэтому надеюсь, что 2022 год начнем уже в нормальном ритме. На будущий год снова планируем бюджет с ростом дохода.
В районе большой аварийный жилфонд. В ветхих домах, которые не включены в адресную программу переселения и программу капремонта, людям приходится жить в жутких условиях. Это не раз обсуждалось с губернатором Югры. Как планируете решать эту проблему?
— Не планируем. Мы ее решаем. Адресную программу переселения закончили еще в 2020 году. И не просто расселили, а снесли все аварийное жилье, признанное таковым до 1 января 2017 года. Тем не менее в этом году в ноябре получили еще 645 млн рублей, чтобы расселить аварийное жилье, которое не вошло в адресную программу, это уже 2018–2019 годы. За это нужно сказать отдельное спасибо правительству и губернатору.
Беда в том, что на территории района аварийного жилья очень много – 21 % от общего объема в округе. В настоящее время в районе расположено 424 тыс. кв. м непригодного для проживания жилфонда (782 многоквартирных дома) и 322,2 тыс. кв. м аварийного жилья (563 дома). Порядка 8 тысяч семей ожидают переселения в новые квартиры.
В 2021 году расселено 21 тысяч кв. м (55 домов), что позволило улучшить жилищные условия 700 семей. Общий объем финансирования на реализацию жилищных программ с учетом окружных и собственных средств составил около 1 млрд рублей. Приобретено 202 квартиры на 800 млн рублей, еще 200 миллионов выплачено в качестве выкупной стоимости.
Реализовать план в текущем году было сложно ввиду нестабильности рынка жилья и отсутствия застройщиков.
Ранее вы выступили с предложением о пересмотре тарифа на выкуп аварийного жилья.
— Да, застройщики не выстраиваются в очередь. Рыночная стоимость одного квадратного метра составляет 80–100 тыс. рублей, выкупная – 57 тысяч. Понятно, что выкупная стоимость рыночной не соответствует. Мы озвучили предложения о пересмотре выкупной стоимости, они обоснованные. Надеемся, будут рассмотрены. На два фронта работаем по данному вопросу – с правительством и застройщиками, чтобы деньги, которые выделяются району, не пропали.
С 2022 года в подходе к расселению аварийного жилфонда вносится нововведение. Поселения района самостоятельно будут предоставлять жилые помещения и выплаты выкупной стоимости за изымаемое жилье. Это решение позволит оптимизировать процесс информирования граждан и упростить территориальное передвижение жителей поселений. Наша задача всеми возможными и доступными способами улучшить качество жизни жителей района, в том числе путем сокращения времени, затрачиваемого на оформление документов при переселении. Соответствующие соглашения с главами поселений подписаны.
В этом году многие российские регионы столкнулись с проблемой роста цен на стройматериалы и срыва контрактов. Затронула ли она Сургутский район?
— Сложный и болезненный вопрос. В период ремонтной кампании предприятия коммунального комплекса затронула проблема подорожания материалов и оборудования. Потенциальные исполнители работ неохотно принимали участие в аукционах. Имело место расторжение заключенных контрактов, при этом объекты коммунального комплекса подготовлены к зиме.
Мы столкнулись с этой проблемой и при завершении строительства спортивно-досугового комплекса в Белом Яре. Культурно-досуговый центр, который планировали завершить в этом году, вынуждены были перенести на 2022 год.
Основа в экономике
Как развивается малый и средний бизнес в Сургутском районе?
— Несмотря на сложности, количество субъектов малого и среднего бизнеса, с учетом самозанятых, выросло на 1300 единиц, или на 38 %. Это большой рост. Самое главное, налоговые и неналоговые поступления от МСП в бюджет района выросли на 11 % – со 170 до 190 млн рублей.
Мы пятый год подряд подтверждаем лидерство в инвестрейтинге Югры. Три года подряд признавались лучшей территорией округа с наиболее благоприятным инвестиционным климатом для развития предпринимательства.
Конечно, это не просто награды, это оценка проведенной работы. А поддержка бизнеса у нас действительно в приоритете. Тем более с учетом пандемии. Самая интересная бизнесу поддержка, конечно, финансовая. Это гранты до 5 млн рублей. С 2022 года размер грантовой поддержки будет увеличен до 15 миллионов.
Планируем пересмотреть систему поддержки бизнеса и направить основные усилия на промышленные проекты, увеличив размер гранта с 5 до 15 млн рублей. В районе должны появляться новые производства и рабочие места.
Как обстоят дела в промышленном секторе?
— Показатели объема промышленного производства демонстрируют относительно стабильное развитие муниципалитета в условиях пандемии COVID-19. Объем промпроизводства крупных и средних предприятий за 2021 год вырос на 65 %, в основном за счет добычи полезных ископаемых.
Сургутский район остается лидером среди муниципальных образований Югры по производству промышленной продукции и добыче нефти. Район обеспечивает четверть объема инвестиций в основной капитал округа и является лидером в регионе по объему производства промышленной продукции, который составляет порядка 25 % всего промпроизводства Югры. На территории района добычу нефти осуществляют 7 нефтедобывающих компаний и 16 независимых компаний недропользователей.
По итогам 2021 года ожидаем рост объема производства промышленной продукции до 1350,5 млрд рублей. Год не самый удачный был – ковидные ограничения и сделка ОПЕК+ по снижению добычи нефти. Сейчас наблюдаем рост добычи нефти на 10–11 % у многих компаний. Это вселяет осторожный оптимизм на 2022 год.
Рассматривает ли администрация района возможность развития альтернативной экономики, чтобы не зависеть от ТЭК?
— Недавно свою стратегию социально-экономического развития отстаивали. Она не совсем обычная, это не набор деклараций и не сага о мечте. Стратегия очень простая, до 2030 года расписано: что, где и когда построим, отремонтируем в каждом из 13 поселений. Она не содержит в себе ответа на вопрос о том, что заменит нам нефть. Мы планируем выйти в этом году с ростом 5–6 % объема промпроизводства, а он, повторюсь, составляет более 1,3 трлн рублей, из них 94 % – все, что связано с нефтедобычей и нефтесервисом. Пока ни одной стратегии о том, что может заменить стране, Югре и району такой объем промпроизводства я еще не видел. Но надо думать об уходе от сырьевой зависимости, готовиться. Век нефти не вечный.
Фото: администрация Сургутского района