Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Государство не должно давать денег футбольным и другим клубам»: интервью со Светланой Журовой

Светлана Журова
Государство не должно спасать спортивные клубы, считает Журова

В феврале российских болельщиков ждет сразу несколько крупных спортивных событий. И это не только Олимпиада в Пекине, но и возобновление чемпионата России по футболу после зимней паузы. Вокруг футбола и других видов спорта не утихают разговоры о введении Fan ID, против которого выступают фанаты многих команд. Депутат Государственной Думы, олимпийская чемпионка Светлана Журова в интервью «ФедералПресс» объяснила, зачем все-таки нужно вводить Fan ID в России. Она также рассказала о своем отношении к зарплатам футболистов, к киберспорту и поделилась мыслями о том, что нужно делать для привлечения молодежи в классические виды спорта. Подробности – в материале «ФедералПресс».

О Fan ID и болельщиках

На вас ополчились футбольные болельщики за вашу позиции по введению фан айди. Объясните пожалуйста еще раз, зачем нужно введение Fan ID? Кому и чем это поможет?

— Люди не умеют читать законы. И не вникнув, начинают бойкотировать. Болельщики этими возмущениями ничего не добьются. Им нужно выходить на Федерацию футбола через свои сообщества, и на этой площадке как раз и выяснять, какие планы у федерации. Сейчас мяч как раз на стороне Российского футбольного союза, именно он будет принимать решение вместе с правительством по поводу того надо ли вводить Fan ID. Поделюсь с вами свежей информацией: мы собираемся претендовать еще на ряд международных соревнований, где у нас непременно возникнут обязательства по Fan ID. Как было на Чемпионате мира по футболу, как сейчас будет на Чемпионате Европы по футболу. И вот каждый раз мы формируем специальный закон, полгода его рассматриваем и в итоге принимаем под каждое соревнование с ограниченными сроками действия Fan ID под конкретные соревнования. Сейчас новым законопроектом мы наделили правительство правом определять каким конкретно будет Fan ID и под какие соревнования. И нигде не написано, что речь идет о Чемпионате России. Написано лишь, что правительство само определит под какое соревнование нужно делать Fan ID. Будет ли это Чемпионат мира по хоккею, если вдруг будут такие международные обязательства, будет ли это футбол или конькобежный спорт – мы пока не знаем. Исходя из того, что происходит с пандемией – возможно это и будет введено. Повторяю: требования международные! Мы говорим только об этом. Депутаты просто сочли логичным и рентабельным не принимать каждый раз под каждые соревнования новый закон. А решили унифицировать, чтобы такая опция у правительства была.

Есть ещё важный нюанс. Мне пишут возмущенные фанаты, что Fan ID – это инструмент слежки за болельщиками. Правительство еще досконально разработает порядок регистрации. Но я так понимаю, что эта опция будет находиться на портале Госуслуг. Если ты там зарегистрирован, то у тебя есть уже и электронный дневник, и возможность оплачивать штрафы. И просто появится дополнительно еще одна опция. Останется просто нажать кнопку «хочу Fan ID». Это будет простейшая процедура. По большому счету у всех болельщиков уже есть Fan ID, который они заводили под Чемпионат мира. И я совершенно не понимаю, почему необходимость подобной регистрации под Чемпионат мира не вызвала никакого возмущения, а гипотетически для Чемпионата России вызвало шквал негодования.

Звучит риторика, что «это отсечет огромную историческую часть болельщиков»…

— Да почему отсечет болельщиков? Почему вы, болельщики, не возмущались перед Чемпионатом мира? Знаете, напоминает мне это, когда водитель едет по территории Ленинградской области 200 км/ч, въезжает на территорию Финляндии и едет дальше 50 км/ч. Вот эта ситуация выглядит именно так.

О зарплатах футболистов

Вы также не раз критиковали футболистов за их высокие зарплаты. Но виноваты ли в этом сами футболисты? Ведь в футболе просто большое всего спонсоров и очень много агентов. Может быть нужны какие-то серьезные реформы, чтобы качество нашего футбола совпадало с уровнем зарплат?

— Да, агенты и в футболе, и в хоккее на этом зарабатывают. Это коммерческая история и несомненно от гонораров футболистов зависит процент агента. Футбол давно существует в первую очередь как бизнес. Вот поступают предложения – «пусть государство спасет такой-то клуб». Пусть даже клуб, который исторически очень любят, и знают, что у клуба финансовые проблемы, поэтому не может команда позволить себе наличие дорогих игроков. И начинают сыпаться предложения спасать клуб и делать государственное вливание. Я считаю, что это неправильно. Налогоплательщик-болельщик «Спартака» будет логично возмущен, почему его деньги идут на поддержку какого-то клуба, а не вот конкретно на «Спартак». Тогда надо поддерживать всех, к чему не готово государство. Получается, что у одного клуба есть государственная финподдержка, у другого – нет. Государство должно оставаться в нейтральном положении, позиционируя, что не дает деньги на клубы. Ни на какие, уточняю. Ни в каком виде спорта. Финансирование идет только на Сборную России. Вот тут государство поддерживает футболистов. И члены Сборной России, как и все остальные, получают зарплату. Помимо получения денег в клубе, они получают полную экипировку. При этом казалось бы – они ничем не отличаются от других спортсменов. Но вот только у других спортсменов нет коммерческих клубов. А у футболистов есть. Мне говорят – вы завидуете. Слушайте, мы не можем завидовать футболистам, это сложившаяся мировая практика, и схожие зарплаты у всех футболистов во всем мире. Просто у нас болельщики начинают предъявлять претензии к футболистам и их большим зарплатам, когда они плохо играют за Сборную России. Даже не то чтобы плохо, а не так, как хотелось или ожидалось.

Меня часто спрашивают про ситуацию с легионерами. Футбол – это всегда палка о двух концах. С одной стороны, если будет больше легионеров – то будет меньше возможности проявить себя в командах нашим ребятам. А за границу наших с руками не отрывают, прямо скажем. Значит тренирующаяся молодежь будет делать это с меньшим рвением, понимая, что количество мест в наших командах весьма ограничено. Но при этом, с другой стороны, болельщики требовательны. Они хотят красивый футбол, и они имеют на это право. Хорошо, если легионер еще и опыт передает. Но это случается совсем нечасто. Кроме того, болельщики высказывают мнение, что присутствие легионеров будет создавать здоровую конкуренцию и заставит футболистов лучше тренироваться.

О киберспорте и детях

Еще одним объектом вашей критики были киберспорстмены. Вы говорили, что из-за киберспорта мы теряем будущих великих спортсменов, способных стать олимпийскими чемпионами. Как вы считаете, что нужно делать, чтобы вернуть популярность традиционных видов спорта?

— Мы ничего не сможем сделать. Я не критиковала киберспорт – я констатировала факт. Это грустно, это обидно человеку, который прожил жизнь в спорте. Но это так. Киберспорту традиционные виды спорта проиграют, сколь бы привлекательными мы их не старались сделать. Спорт – это физическая нагрузка, совершенно другая самоотдача. Нет, стоит ради справедливости отметить, что киберспорт высшего разряда (это как раз те ребята, которые выиграли Чемпионат мира по игре Dota 2), там требуется и физическая нагрузка, чтобы добиться такого результата. И спортивная самодисциплина. Но если на пути к спортивным вершинам в обычном спорте работают понятные привычные механизмы, то в киберспорте у ребят сбиваются зачастую настройки, и многие просто становятся игроманами. Согласитесь, это отнюдь не про здоровье. Сейчас, когда продвигают киберспорт, говорят, что и для них нужно вводить диспансеризацию, тестирование. И это правильно. Высказывается мнение, что именно в качестве условий участия в уровневых соревнованиях киберспортсмены должны заниматься физической нагрузкой. Как минимум, чтобы не было однобокого развития у этих ребят. Но насколько я знаю, настоящие киберспортсмены не чужды спорту традиционному. И для них это тоже важно. Плохо то, что они не пропагандируют необходимость физического развития. Дети видят исключительно то, что хотят видеть: человек сидит за компьютером и играет в игры с утра до вечера. Нужно, чтобы от киберспорта было больше пропаганды здорового образа жизни и физического воспитания. Родителям еще тяжелей становится бороться с этим, элементарно выгнать ребенка на улицу из-за компьютера. Он теперь говорит так: «Я буду киберспортсменом. Я не пойду гулять, я не буду заниматься обычным спортом. Отстаньте от меня, родители! Посмотрите, какие киберспортсмены получают деньги!». Мы теряем в этой ситуации большое количество потенциальных спортсменов для олимпийских видов.

Я не хочу, чтобы у общества была ханжеская позиция. Если общество скажет, что нам не нужна Олимпиада, что мы про нее забыли, пусть скажут - больше претензий не предъявляем ни Минспорту, ни депутатам Государственной Думы, что они не развивают детский спорт и не растят спортсменов, которые потом получат медали на Олимпиадах. Если общество скажет, что это так – то никаких проблем. Пусть будет киберспорт и «прыжки в сторону». Но вот только потом не предъявляйте претензий, что дети не идут в олимпийские виды спорта! У нас сейчас нет скамейки запасных, как это было в Советском Союзе. Мы зачастую просто не можем насобирать детей для занятий определенными видами спорта. В художественной гимнастике, в фигурном катании, в хоккее, если говорить про зимние виды, отбоя нет. Потому что есть понимание, что эти виды спорта – это еще и бизнес-проекты. Есть возможность прекрасной реализации и после спорта. А во многих видах спорта – это только «сегодня и сейчас», только пока ты занимаешься. Все держится только на твоей силе воли и амбиции. Надо четко разграничивать. А то общество колыхнется раз в 4 года, начнет кричать, что мы не готовим спортсменов. А то, что дети в спорт не идут? А что у детей нет здоровья?

Не готовы нынешние дети к спорту?

— Не представляете, до какой степени! Недавно было совещание в Министерстве спорта. Говорили о том, как мотивировать будущих спортсменов, какие условия созданы для занятий спортом. Ирина Роднина очень правильно сказала: «Вы понимаете, что у школьников сейчас порядка 70% недопуска к соревновательной деятельности». Физкультурой заниматься могут, а соревноваться уже не могут по здоровью!

В чьих руках здоровье нации и судьба спорта?

— В первую очередь должны задуматься родители. Дальше, необходимо перераспределить нагрузку в школах. Я в первую очередь говорю о крупных городах, потому что в сельской местности дети и до сих пор много времени проводят на воздухе хотя бы. Вообще, во многих школах созданы хорошие условия: есть много спортивных секций, кружков. И далеко не всегда это платное удовольствие. Не хочу «кивать» на заграницу, но на самом деле – там спорту уделяется гораздо больше внимания. Достижения в спорте там дают возможность потом детям бесплатно поступить в вуз, получить какие-то другие преференции. Просто потому, что ты занимался при школе и выступал за честь школы. Нам стоит призадуматься о таком позитивном опыте. Недостаточно только появления, верней возобновления ГТО. Пусть и у наших детей появляются дополнительные баллы при поступлении за то, что они занимались спортом и выступали за честь школы.

Это нужно на законодательном уровне закреплять?

— Это в руках Министерства образования. Как с ГТО. Ведь не понадобилось прописывать специальный закон. А вузы могут вводить инициативы на уровне устава и документов, касающихся поступления абитуриентов. Я как посол ГТО и депутат вышла с инициативой, чтоб можно было унифицировать и закрепить у всех вузов начисление одинакового количества баллов при поступлении. И предложила убрать градацию, чтобы не было такого, что только за золотой значок ГТО были преференции. Старались то все. Возможности просто у всех разные.

А знаете, что обидно? Сейчас отпочкуется целый пласт орущих противников, которые все перевернут с ног на голову, увидят в этом негатив, и будут даже не говорить, а кричать примерно следующее: «А если мой ребенок умный, но к спорту не способен – ему что же баллов не дадут? Значит опять во все вузы полезут одни тупые спортсмены?». А ведь речь не про спортсменов, а про здоровье!

Вы как-то анализировали состояние здоровья нынешних школьников?

— Много лет назад у меня была программа, которая позволяла тестировать школьников по состоянию здоровья в сравнительном анализе: когда они пришли в 1 классе, и по этой же системе дети проходили эти же тесты после 7-8 класса. Мы применили их сейчас. Катастрофически упало здоровье! Ребята не могут выполнить эти тесты. Написаны целые диссертации на эту тему – но почему-то никто не задумывается о масштабах бедствия и внимания не хочет обращать.

Есть еще одна парадоксальная на первый взгляд тенденция: чем лучше школа, тем меньше здоровья. В школе с каким-то уклоном или направлением ребенок головы поднять не может, какой там спорт и физическая нагрузка. Тут бы как-то переформатировать нагрузку, подумать о здоровье… Но с этим очень тяжело бороться. Думаем, ищем выходы.

Об Олимпиаде в Пекине

Насколько велика вероятность, что Олимпиада в Пекине в последний момент не состоится?

— Только если правительство Китая поймет, что эпидемиологическая ситуация у них опять стала критической. Пока все в порядке. Китайцы в этом отношении лояльней, чем австралийцы, которые так поступили с Джоковичем. Они признают все прививки, уверена, они будут лояльно относиться к спортсменам. Конечно, будет какой-то карантин и пцр. Просто китайцы серьезно заинтересованы, чтобы не случилось как было на Чемпионате мира молодежных команд по хоккею, когда в разгар пришлось отменять чемпионат. Целыми же командами страны получали техническое поражение, только из-за того, что один человек заболел ковидом. Когда к финалу уже практически никого не осталось, то просто перенесли весь чемпионат. Китайцам крайне важно соблюсти все меры безопасности, чтобы ситуация не повторилась. А наших спортсменов и тренеров необходимо уже сейчас изолировать от лишнего круга общения, чтоб не дай Бог не заразиться.

В каких видах спорта нам стоит ждать золота? В чем мы сейчас сильны?

— Меня вчера спрашивали: почему такая тенденция, что, если хоккеисты не выиграют, Олимпиаду надо считать неудавшейся? Ну, к сожалению, так было всегда. Любой впечатляющий успех на зимней Олимпиаде не воспринимается, если хоккеисты не берут медаль. Я верю в наш хоккей. В Корее по сути никого кроме хоккеистов и не допустили из наших спортсменов. Конькобежная команда была представлена 3-мя человеками вместо 20-ти, чемпионами и рекордсменами мира, которых не допустили на Олимпиаду. Только поэтому конькобежцы и не завоевали ни одного золота. Шорт-трек и коньки – 23 медали! Я верю в конькобежцев. Прекрасно выступили наши лыжники, набирают форму биатлонисты. А фигуристы на Чемпионате Европы великолепно выступили. И я уверена, что они не хуже выступят и на Олимпиаде. Санно-бобслейные наши команды прошлый зимний сезон очень успешно выступали, стали чемпионами мира. Во фристайле, сноуборде мы тоже точечно показывали прекрасные результаты. Кроме, пожалуй, горных лыж, я верю во всех наших ребят!

Фото: личный архив Светланы Журовой

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.