Top.Mail.Ru
Экономика
Тюменская область
0

Представитель тюменской ассоциации мебельщиков о развитии отрасли в условиях санкций: «Заходи и бери рынок»

мебель
В Тюмени производят практически любые виды мебели

Ассоциация мебельщиков Тюменской области с марта начала активно продвигаться: появились аккаунты в соцсетях, разрабатывается сайт, прошли очные встречи, в правительство региона были направлены предложения о поддержке. Сплотиться заставили санкции, новые экономические реалии. И все же исполнительный директор ассоциации Иван Бобков настроен оптимистично: ситуация показала пути роста, возможности для выхода далеко за пределы региона. Предприниматель рассказал «ФедералПресс», как к новым условиям адаптируется мебельная отрасль в Тюменском регионе.

Чем заменить импорт

Иван Александрович, что сейчас происходит в отрасли, с какими трудностями столкнулись?

— Производство мебели завязано на двух больших группах товаров – это плитные материалы и мебельная фурнитура. Если говорить про плитные материалы – ЛДСП, МДФ, ДВП и другое – то тут критических проблем нет. Все заводы, с которых они поступают, расположены в России (хотя собственники у них как российские, так и иностранные), и пользуются они в большей части российским сырьем.

Цены на плитные материалы выросли в среднем в зависимости от позиций – от 10 до 15 %. По мебельной фурнитуре цены скорректировались процентов на 15–30, на что-то и до 50 % в сторону увеличения.

Есть проблема и другого порядка. Базовая фурнитура для корпусной мебели процентов на 70–80 импортного производства – это в основном Европа и Китай. Здесь присутствуют и перебои поставок, и дефицит по некоторым позициям. Но все равно происходит определенное замещение марок и механизмов, есть альтернативные варианты: европейские товары заменяются турецкими и китайскими.

Но это все равно импорт…

— Да. И так получается сейчас, что именно заграничный производитель формирует цену, что серьезно влияет на конечную стоимость товара. В России же массового производства мебельной фурнитуры уровня средний и средний плюс нет. Я говорю о «ходовке» (ходовые товары – петли, направляющие, газлифты, ручки и прочее) – товаре, который производится и используется в больших объемах в мебели уровня выше эконом. Кромка, которая используется на такую мебель, тоже вся импортная. Производство кромки в России есть, но пока в очень небольших объемах и не закроет всей потребности рынка.

События, которые произошли и происходят в России, с моей точки зрения, создают колоссальное поле для нового этапа развития отечественного бизнеса. Мебельная отрасль – огромный рынок для потребления комплектующих российского производства. Сейчас мы, производя и продавая мебель, фактически перенаправляем деньги в экономики других государств, а могли бы оставлять в России, комплексно развивая смежные отрасли, например, точную металлообработку, гальванику и нефтехимию (изделия из пластика и других соединений; ПВХ пленки; клеи и смолы, и т. д.).

Могут такие производства появиться в Тюменской области?

— Безусловно, могут. Я считаю, что оснований для этого достаточно. Недавно мы ездили в Ялуторовск на предприятия по металлообработке, как раз по вопросам мебельной фурнитуры. Ребята там заинтересовались. Сейчас ждем их с ответным визитом, покажем всю фурнитуру, и они уже определят, что смогут производить у себя, в каких объемах, и что для этого нужно: простое предпринимательское желание и переоборудование или что-то более глобальное, требующее, к примеру, господдержки.

Да, они не смогут сразу заменить нам всю импортную фурнитуру на 100 %. Но надо начинать с простого. Главное, чтобы они почувствовали вкус и увидели рынок.

Тобольский нефтехим с его продукцией – это вообще кладезь для реализации проектов по созданию производств не только для мебельной, но и других отраслей российской экономики.

Наша отрасль как раз и является образцом для применения программы по импортозамещению. Потому что ассортимент мебельной фурнитуры огромен. Только в продаже и потреблении мебельщиками более 6 тысяч позиций. Можно заходить и брать рынок, начиная от шурупчика и заканчивая крупными товарами.

мебель

Какая поддержка нужна мебельщикам

Сколько в Тюменской области действует предприятий мебельной отрасли?

— Мы не меряем категорией «предприятие», мы говорим «мебельщики». Это все субъекты, для которых мебель является бизнесом. И, по нашим оценкам, в Тюмени и близлежащих районах порядка тысячи таких субъектов. Кто это? Это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физлица – самозанятые. Кстати, одна из наших целей, как ассоциации – максимально понятно и быстро объяснить мебельщикам, донести информацию, чтобы они могли получать больше возможностей и форм поддержки для старта и развития своего бизнеса. Для старта есть прекрасный инструмент – самозанятость, а дальше – больше.

Что из мебели производят в Тюмени?

— Мягкую, корпусную, на металлокаркасе и мебель из массива дерева – делают практически любую. Пока только пластиковой мебели тюменского производства не встречал. Остальная есть вся, на любой вкус и бюджет.

В какой помощи и поддержке в целом нуждаются тюменские мебельщики?

— Уже сейчас федеральные и региональные власти оказывают кредитно-гарантийную, информационную и методологическую поддержку. Это из разряда базовых мер. Они есть, работают, и это важно.

Есть, конечно, и более специфические – отраслевые. Например, в госзакупках: сокращение сроков расчетов по госконтрактам, авансирование, введение практики так называемых «делимых лотов». Это позволило бы мебельщикам – субъектам среднего и малого бизнеса Тюмени – участвовать в тех тендерах, которые сейчас нам не доступны по формальным причинам.

мебель

Еще одна нужная форма поддержки – это выставочные площадки и коворкинг-центры для мебельщиков – местных малых и средних предприятий, товаропроизводителей. Очень востребованы сейчас консультационные вещи в части маркетинга, меры организационной поддержки.

В числе наших предложений, которые мы направили в областной департамент инвестиционной политики и господдержки предпринимательства, снижение налоговой нагрузки на производственные предприятия мебельной отрасли.

Кроме того, что возглавляете ассоциацию, вы являетесь предпринимателем. Чем опыт компании «Мебель ГРУПП» может помочь коллегам в это время?

— У нас производственная компания: мы делаем мебель и полуфабрикаты для мебельщиков и других категорий клиентов, есть направление по торговле плитными материалами и мебельной фурнитурой. Работаем на рынке 17 лет и понимаем, что берет и желает рынок. В частности, тем, кто занимается металлобработкой, мы на своем примере можем показать, что продается, какой объем потребляет наш регион. А совместно с коллегами по ассоциации информация будет еще полней. И при этом никто не ограничивает производителей только Тюменским регионом. Есть Екатеринбург, Пермь, Челябинск, есть вся наша страна. Это рынок, где можно расти и развиваться, добавляя объемы и расширяя территории бизнеса. Главное – захотеть, начать и сделать.

Фото: Hendrik Schmidt / ZB / globalllookpress.com, ФедералПресс / Полина Зиновьева, Елена Майорова

Сюжет по этой теме
14 марта 2022, 13:43

Сделано в России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.