Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

Замгубернатора Дмитрий Ионин: «Это миф, что мы сильнее ориентировались на Европу»

Замгубернатора Дмитрий Ионин
Дмитрий Ионин рассказал об иностранных инвестициях и импортозамещении

В условиях антироссийских санкций перед Свердловской областью встает вопрос не только по импортозамещению продукции западных компаний, ушедших из России, но и о привлечении средств для запуска производства тех товаров, которые теперь недоступны уральцам. Регион начал переориентироваться на рынок Средней Азии. О том, есть ли на Среднем Урале возможность привлечь крупные инвестиции, и на развитие каких сфер экономики могут пойти средства, в интервью «ФедералПресс» рассказал заместитель губернатора Свердловской области Дмитрий Ионин.

Инвестиции в регион

Дмитрий Александрович, какой сейчас инвестиционный потенциал в регионах, учитывая уже действующие предприятия и стратегию развития области на следующие несколько лет? Можно ли его как-то взвесить или оценить? Опять же – в чем он исчисляется?

–По итогам прошлого года мы имеем 412 миллиардов рублей инвестиций в основной капитал предприятий Свердловской области. На самом деле, даже по этой сумме мы достаточно серьезный регион с точки зрения инвестпривлекательности, и сейчас нельзя говорить, что уход части именно западных инвесторов окажет большее влияние на наш регион, чем на все остальные. Все примерно в одинаковой ситуации.

Задачи импортозамещения предполагают и возможность прихода новых инвесторов, которые этот импорт будут организовывать. Потому как, если, например, из Юго-Восточной Азии нам продают какой-то товар, то потенциально и продавцу, и нам как региону интересно локализоваться здесь, на территории производства. И нам интересна полная локализация, а производителю – зависит от его задач.

Потенциал для инвестиций есть и в том, что в разы сократится (если вообще не ликвидируется) поток денег российских предприятий, которые уходили за рубеж и там вкладывались во что-то. Где-то это были прямые белые инвестиции, а где-то они уходили в оффшор. Сегодня физически у этих денег нет прохода на Запад. Существенная часть средств будет вкладываться, потому что в нынешней ситуации любой предприниматель понимает, что в условиях нестабильности курса и экономической ситуации логичнее вложить деньги сейчас, чем ждать.

Именно здесь и виден потенциал для увеличения и одновременно для замещения тех западных инвестиций, которых сегодня не будет. Это средства, которые генерируются в России и могут вкладываться в нашу экономику.

Импортозамещение – не просто красивый лозунг. Это история о том, что многие годы большинству предприятий (и, что удивительно, даже компаниям, работающим с госзаказом) чаще было выгоднее покупать что-то за границей, чем у местных производителей. Где-то это вопрос цены, а где-то – ситуация, когда нет необходимости производить что-то здесь, проще купить там.


На заводе «Уральские локомотивы» создают отечественную железнодорожную технику

Видимо, была такая идеология, когда обсуждалось вхождение в ВТО, что в плане глобального рынка предпринимателю не интересно, когда где-то уже производят по понятной цене. История показала, что это неправильная логика. Никто не может сейчас прогнозировать дальнейшие изменения внешнеполитического курса, никто не знает, где может возникнуть точка напряжения, которая потом скажется на бесперебойности поставок оборудования, товаров и так далее. Поэтому вопрос импортозамещения сейчас – не просто красивый лозунг, а актуальная задача.

Недавно мы с министром инвестиций посетили предприятие «ГидроНТ» в Белоярском районе. Оно поставляло в Италию металл, из которого делались детали для гидравлики и отправлялись обратно, а зарабатывали на этом итальянцы. Сейчас «ГидроНТ» научилось делать ту же продукцию, стоимостью в три раза ниже, чем в Италии. Этот конкретный пример разбивает миф о том, что в России обязательно будет дороже. При нынешней ситуации на рынках производить в России стало дешевле, чем покупать за рубежом. И не только из-за логистики.

Сегодня ряд предпринимателей занимает выжидательную позицию, а часть из них видит перспективы и, наоборот, ищет возможность оперативно инвестировать какие-то высвободившиеся средства, которые у них есть. В данный момент сложно говорить про банковское кредитование, здесь все же нужна политическая стабилизация.

В Свердловской области льготные кредиты выдаются?

– Да. Например, их предоставляет областной фонд поддержки предпринимательства. Есть еще ряд банковских продуктов, когда предприятия могут привлечь деньги. А также меры, которые начинают действовать в сфере поддержки IT, где 3 % ставка. Также существует поддержка от индустрии гостеприимства, когда на строительство гостиниц можно привлекать, например, под 4 %.

Если говорить глобально, то многие предприниматели ждут, когда кредитные ресурсы будут доступны. По прогнозам, к лету должна стабилизироваться ситуация с комфортной и для потребителя, и для банка процентной ставкой. Вполне возможно, что там мы увидим определенный рост инвестиций в регионе.


Посетитель в банке

Есть уже понимание по инвестиционным потокам на 2022 год? Понятно, что он, скорее всего, будет не таким впечатляющим, как в 2021-м.

– Не готов сейчас прогнозировать, дело неблагодарное в нынешней ситуации. Повторюсь, с учетом того, что есть определенная внешнеполитическая нестабильность, сейчас сделать точный прогноз невозможно. Это зависит от ряда факторов: как быстро мы наладим логистику, заменив те каналы поставок, торговли, которые были завязаны на Запад физически и юридически, как быстро стабилизируется в целом валютная ситуация, положение с процентной ставкой. От многих факторов прогноз зависит, вплоть до эффекта от продажи газа за рубли и так далее.

Надо быть великим макроэкономическим аналитиком, а я на себя такую смелость не беру. Я больше практик, который в ежедневном режиме встречается с разного рода бизнесменами, обсуждая с ними потенциальные и действующие проекты, новые идеи. Мы в постоянном диалоге, насколько применимы меры поддержки, которые приняты на федеральном и региональном уровне конкретно для бизнес-проектов. По поручению губернатора Евгения Куйвашева курируем работу антикризисного штаба по направлению малого и среднего бизнеса.

Вопрос же сегодня не только в том, чтобы дать льготные деньги (сколько ни давай, их всегда будет мало), а больше в комфортности работы, сокращении барьеров. У нас есть уникальный шанс, чтобы история про импортозамещение, упрощение и снятие ряда бюрократических барьеров превратилась из обсуждений в реальные механизмы увеличения предпринимательской активности в регионе, в стране.

В каких отраслях могут быть точки роста в Свердловской области?

– Я уже назвал одну из них – IT-сфера. Потому что в области сильная база. У нас есть достаточно крупные игроки. И просто исторически у нас в регионе один из центров цифровой трансформации.

Меры поддержки должны попадать в целевую аудиторию. Это наша задача, сейчас в ручном режиме ее отрабатываем. Уже направили предложения в федеральное правительство. Сегодня оказываются беспрецедентные меры поддержки (обнуленные налоги, трехпроцентные кредиты, существенное снижение ставок по пенсионным отчислениям, льготная ипотека, отсрочка от армии). Под них попадают предприятия с достаточно серьезными ограничениями в их деятельности.

Мы предложили эти меры расширить на ряд предприятий. И нас слышат: решением правительства этот перечень расширяется. Механизмы есть. Наша задача, чтобы они дошли до конкретного предпринимателя.


IT-отрасль на Среднем Урале переживает бурное развитие

Другая точкая роста, помимо IT, это внутренний туризм. Люди поняли, что можно отдыхать не только на далеком заморском берегу, но и на Урале. Сейчас никого не удивишь, что отпуск ты проводишь где-то на озере. Понятно, что с условием внешнеполитических и коронавирусных ограничений будет существенный спрос на внутренний туризм.

Наша задача – этот спрос удовлетворить, поэтому стараемся в разных форматах помогать тем, кто готов вкладываться в инфраструктуру. Качественный туристический продукт для нормального отдыха начинается с минимальных вещей: хорошая дорога, комфортное место для ночлега, питание. Необходимо максимально оперативно этой историей заняться.

У нас готово к подписанию соглашение по созданию макрорегиона Большой Урал, чтобы развивать туризм совместными усилиями с соседними территориями. Внутренний туризм объективно вырастет. Сначала все удивлялись, что на Урале есть туризм, а теперь удивляются, что на нем можно заработать.

Экспортный потенциал

Если говорить про экспортный потенциал региона, можно рассматривать Свердловскую область как одну из самых привлекательных территорий в России для экспорта в Среднюю Азию?

– Безусловно! Мы – определенный транзит между западной частью страны и ближним зарубежьем, особенно с точки зрения того, что у нас есть для этого развитая инфраструктура – серьезный транспортный хаб во всех смыслах. Поэтому переориентация отечественных экспортных потоков в той или иной степени пройдет через Урал и, в частности, через Свердловскую область.

А это базы, склады, терминалы и наработанный пул связей. В регионе расположены штаб-квартиры крупных холдингов. Деловая жизнь бурлит. Поэтому при поиске новых маршрутов Свердловская область будет рассматриваться федеральными игроками как одно из приоритетных направлений.

Если кто-то придет и начнет строить здесь еще и логистический хаб, то наша задача – поддержать и дать все возможные инструменты, связанные со статусами приоритетного инвестиционного проекта, ряд других мер поддержки, которые мы сегодня в состоянии дать в рамках работы того же инвестиционного комитета Свердловской области. И мы находимся в поиске таких потенциальных инвесторов.


Складское помещение

Раньше у Свердловской области были прочные связи с Европой, Германией, Италией. Но сейчас мы разворачиваемся на Восток. Как у нас обстоят дела со связями, с партнерами в этой части планеты?

– Они просто другие, другая специфика. В последние годы Свердловская область достаточно активно наращивала взаимоотношения именно с Азией. В том числе через проведение выездных Иннопромов. Это миф, что мы активно торговали с Западом. В восьмерке наших ведущих внешнеэкономических партнеров из них только Нидерланды. Остальное – Азия и Ближний Восток.

Мы и страны Азии, как и страны СНГ, сейчас одинаково заинтересованы и в экспорте, и в импорте. Это миф, что мы сильнее ориентировались на Европу.

Сейчас сильно обострится между регионами и их лобби за инвестиции внутри страны. Это было и раньше, но сейчас будет чувствоваться острее. Какие козыри у Свердловской области есть, чтобы победить в этой борьбе?

– Региональная конкуренция – это не плохо, а хорошо, потому что конкуренция – двигатель прогресса. Значит, управленческие команды регионов должны гораздо быстрее, активнее «шевелиться», работать с инвесторами, предлагая какие-то эксклюзивные условия для работы.

Растет межрегиональная кооперация. Например, недавно приезжала делегация из Омской области, мы смотрели, что нужно им и что нужно нам. У них, к примеру, есть проблема с поставками комбикорма. Тут же два министра едут на комбикормовый завод и договариваются.

Наша задача коммуницировать с банками, с инвестфондами, самим мониторить потенциальные нишевые вещи и выходить на собственников этих предприятий, что мы и делаем на инвестсовете.

У нас развитый регион, есть свои потребители для разного вида продукции, те же промышленные предприятия. Есть свободные площадки, в том числе в индустриальных парках с определенным налоговым режимом. Есть ТОСЭРы и особая экономическая зона, где можно создать эксклюзивные условия конкретному инвестору, когда он будет выбирать регион.

Имеютсяпринцип одного окна, развитая деловая инфраструктура и большой объем потребления внутри региона, развита логистика, большая ресурсная база и удачное местоположение. Все у нас есть. Дело за инвесторами.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин, Ольга Юшкова, Дарья Кекош

Сюжет по этой теме
9 декабря 2022, 10:46

Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.