Top.Mail.Ru
Общество
Пермский край
0

Школа будущего – школа невероятных возможностей: министр Раиса Кассина о цифровизации

цифровизация
Пермский край много лет занимается внедрением цифровых программ

Еще недавно образование считалось достаточно инертной средой, которая не спешит впитывать неапробированные методики и технологии. Но коронавирусная пандемия не оставила выбора и подхлестнула широкое внедрение новых форматов в образовательный процесс. Как Прикамье справилось с такой задачей, рассказала министр образования и науки Пермского края Раиса Кассина.

Раиса Алексеевна, каким было вхождение региона в дистант?

— Старт дистанционного обучения для всех без исключения российских регионов был одинаково шокирующим, сначала испугались – вдруг не справимся? Спасла уверенность в компетенциях наших учителей, потому что Пермский край уже много лет занимался внедрением цифровых программ.

Оставались сомнения в достаточности разработанных для дистанционного обучения уроков в электронной библиотеке. В условиях форс-мажора учителям не хватило бы ни времени, ни сил самостоятельно разрабатывать уроки, и мы понимали, что они начнут искать готовые занятия в интернете. Увы, но в открытом доступе ни тогда, ни сейчас нет учебных материалов необходимого качества. Поэтому одной из первоочередных задач стала оперативная разработка визуального, звукового, интерактивно-тестового, игрового и другого инструментария. Министерству в этом вопросе на первых порах помог Институт развития образования. Позже губернатор Пермского края Дмитрий Николаевич Махонин выделил средства для приобретения готовых ресурсов.

В целом Прикамье оказалось в немного лучшей ситуации по сравнению с другими регионами, потому что в течение последних семи-восьми лет в крае было организовано дистанционное обучение по отдельным предметам для детей, живущих в отдаленных малонаселенных пунктах. К сожалению, в такие деревни очень неохотно едут узкие специалисты.

Для детей из таких школ за много лет до карантинных ограничений мы организовали онлайн-школу. Количество обучающихся в ней детей более или менее постоянно: примерно восемьсот. Формат обучения был реально смешанным – с учителем русского языка, например, занятия шли очно, а физику осваивали дистанционно в компьютерном классе при помощи кураторов. Основное преимущество школы – возможность объединять на дистанционном уроке детей из разных школ.

Также опережающими темпами пришлось доделывать то, что было связано с интернетом. Например, в начале пандемии 76,4 % зданий школ были подключены к высокоскоростному интернету, а сейчас все 100 % школ.

Детей обучали только по компьютеру?

— Нет, был вариант доставки заданий детям «вручную». Можно было получить задание даже по почте или по телефону. В некоторые населенные пункты доставляли распечатанные задания в почтовое отделение, а выполненные задания дети отправляли нам обратно через специальные ячейки на почте.

Рассматривалась возможность предоставления во временное пользование устройства доступа к единому школьному порталу по технологии «тонкий клиент», подобно тому, как школа выдает детям учебники?

— Технология известная, и ее применение в таком аспекте рассматривается. Если говорить о карантине, то школы Пермского края на тот момент были хорошо обеспечены персональными компьютерами. Практически все, кому нужны были компьютеры, их получили. Мы обеспечили всех учителей и всех детей, кто просил об этом. Выдавали просто под расписку, количество составило примерно шесть тысяч устройств. Потом все они вернулись в школы.

Заглянем в будущее. Технология «тонкий клиент» позволяет подключиться хоть к телевизору. Плюс – централизованный школьный портал позволяет собрать проверенный учебный материал, создать избыточную учебную среду, включая игры-знакомство с профессией, и лучше понимать, как идет учебный процесс, чем дети больше интересуются.

— Согласна, что единый школьный портал с возможностью подключения через «тонкий клиент» очень поможет не только в дистанционном, но и в очном обучении. Я просила профильные службы рассмотреть вариант с организацией такого портала, но сейчас об этом рано говорить. В этом году почти заканчивается укомплектование персональными компьютерами всех крупных школ, и по поручению главы региона Дмитрия Николаевича Махонина начинается оснащение филиалов.

Правительством Пермского края традиционно уделяется большое внимание развитию ИТ инфраструктуры в сфере образования. В добавлении к федеральному ЦОС выделены краевые средства, порядка 300 миллионов рублей, которые направляются на оборудование школ компьютерами, интерактивными комплексами и т.д. Полагаю, что применение технологии «тонкий клиент» способно стать драйвером развития цифровой доступности школьников Пермского края к передовым образовательным практикам.

Централизованный портал – это прежде всего контент. Известно, что сейчас электронную школу наперегонки пытаются сформировать Яндекс, Сбербанк, ВТБ, МЭШ и многие другие. В целом они движутся в направлении создания единых школьных цифровых программ, хранящихся на одном портале.

— Министерство образования Пермского края, несомненно, продолжит двигаться в данном направлении. Сейчас приоритетом является завершение комплектования компьютерных классов, формирование ЦОС. Это необходимо, чтобы школьники имели доступ ко всем необходимым для обучения цифровым ресурсам. Продолжается работа над созданием единого современного образовательного контента с учетом опыта, накопленного в других регионах РФ.

Отмечу, что используют и наш опыт создания многофункционального информационного портала ЭПОС (электронная пермская образовательная система), возможности которого систематически расширяются. Если раньше это был исключительно электронный журнал и дневник школьника, то сейчас через ЭПОС можно записать ребенка на кружки, на портале имеется неплохая библиотека полезных учебных материалов, есть информация о профориентационных проектах.

Современных детей и взрослых очень раздражает долгая загрузка программ. Тонкий клиент помогает решить эту проблему за счет модернизации дата-центров без тотального обновления устройств. Предоставив такой доступ к единому школьному порталу, можно решить множество технических проблем.

— Я согласна, что можно и нужно использовать новые возможности инновационного применения имеющейся инфраструктуры.

Кроме того, качество образования можно поднять, предоставив каждому ученику доступ к высококвалифицированным педагогам.

— Верно, мы научились работать и общаться дистанционно. Теперь я могу сказать, что такой способ коммуникации – не суррогат, а цивилизованное полноценное общение. За эти два года мы перешагнули через десятилетия в части применения технологий во всех сферах нашей жизни.

Некоторые родители, получив опыт дистанционного обучения, рассматривают для себя возможность смешанного образования для детей в мини-группах или полностью индивидуально. Есть ли какие-то движения в этом направлении с возможностью получения полноценного документа о среднем образовании?

— В настоящий момент существует две основных возможности использования смешанного образования. Первая – ребенок временно не может посещать все или часть занятий. По разным причинам: работа родителей, связанная с частыми переездами, операционное вмешательство с дальнейшей длительной реабилитацией ребенка. В таких случаях дети подключатся к уроку онлайн и не выпадают из учебного процесса.

Вторая – семейное обучение: родители полностью берут на себя ответственность за образовательный процесс. Семьи при такой форме обучения обязательно должны заключить договор со школой для подтверждения качества знаний и получения свидетельства государственного образца. Дети проходят промежуточную аттестацию по специальному согласованному графику со школой. За два года наблюдается рост количества детей на домашнем обучении: от двадцати до практически девятисот. Такой возможностью активно пользуются родители, постоянно живущие в другом регионе или стране (но их немного), и те, кто принципиально хочет самостоятельно выстраивать образовательный профиль для своего ребенка.

И в первом, и во втором случае централизованный образовательный портал станет отличной поддержкой для школьников. Современные родители активно запрашивают цифровой школьный контент, готовы подключаться к официальным порталам, использовать этот материал для домашних занятий.

Получается, если сначала дистант встречали «в штыки», то сейчас родители увидели в этом новые возможности?

— После того, как наладили ряд моментов. Неожиданной проблемой стала автоматизированная система оценки. Часто случалось, что задание нужно сдать до 18-ти часов, а компьютер занят родителями или братом/сестрой студентами, или дети ждут родителей, чтобы отправить задание. Задание отправляют в 22 часа, и им ставят оценку «3», либо сбой работы интернета – работа вообще не ушла, и за это поставили «2». Когда эти моменты проработали, всем стало комфортнее.

Другой проблемой стало отсутствие верифицированного электронного школьного контента. Учителя поначалу немного растерялись в море цифровой информации в интернете. В Пермском крае предлагалось четыре варианта приобретенного контента, а учителям хотелось пятый-шестой-седьмой варианты.

Недавно губернатор Дмитрий Николаевич Махонин посетил школу в одном из удаленных сел, и учитель английского языка на вопрос об используемых электронных ресурсах с ходу перечислила штук шесть разных цифровых образовательных платформ для разных классов. И я до сих пор для себя не решила, хорошо или плохо иметь такой разброс контента, насколько он валиден, выверен, точен?

Есть ли намерения перейти на цифровые учебники из-за дефицита бумаги?

— Давайте начнем с того, что в РФ нет разрешения использовать цифровой учебник как единственный вариант. Цифровой учебник приветствуется как дополнение к традиционному бумажному варианту. Существуют ограничения на время работы детей за компьютером с применением оцифрованного учебника.

Вероятно, с развитием настоящих цифровых учебников, с элементами игры, живых, интерактивных, с возможностью углубления в разные темы, дополненной реальностью, следующих за скоростью освоения школьником программы, деликатно направляющего на углубленное изучение предмета, помогающего решать сложные задания и других инновационных элементов искусственного интеллекта, можно будет говорить о переходе на цифровые учебники.

Пока что таких учебников крайне мало, можно сказать, совсем нет. Но, без сомнений, будущее именно за такими учебными технологиями.

А как насчет материалов для углубленного изучения предметов?

— Я уже говорила о краевой онлайн-школе. Она дает возможность детям дистанционно изучать некоторые предметы. Однако задумывалась она и для второго направления – объединения в виртуальные классы детей, которые хотят знать сверх программы, чтобы дать им углубленное изучение школьных предметов. До этого мы, к сожалению, так и не дошли, хотя такая задача остается.

По сути есть движение к возможности при помощи цифровых инструментов школьникам самостоятельно определять свою учебную траекторию?

— Абсолютно точно. С помощью квалифицированного учителя и цифровых образовательных технологий для каждого ребенка реально построить индивидуальную образовательную траекторию. Это амбициозная цель, к которой мы будем стремиться.

Какой Вы видите школу будущего?

— Когда я размышляю над этим вопросом, то вижу школу без границ и без стен. Представьте, ребенок зачислен в школу N и там занимается по пяти основным предметам. А по шестому предмету получает знания в Санкт-Петербурге дистанционно. По седьмому – в лицее при МГУ. То есть, будучи прикрепленным к одной школе, ученик имеет возможность изучать предметы в любой из школ России. Получать образование, максимально соответствующее его целям, возможностям и потребностям.

Я совершенно уверена, что так и будет. Первые шаги уже сделаны: виртуальные классы, разноуровневые уроки и открытые уроки лучших учителей в онлайн-режиме. Школа – это живая, постоянно совершенствующаяся система.

Фото: пресс-служба администрации губернатора Пермского края

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.