Для возведения мостов в нашей стране обычно применяются сталь, бетон и дерево. Казалось бы, для строительства мостовых сооружений мало подходит алюминий, считающийся мягким и легким металлом. В действительности ситуация совершенно иная и алюминий успешно применяется в отечественном мостостроении. Благодаря чему это стало возможным – «ФедералПресс» рассказал Евгений Васильев, руководитель направления транспортной инфраструктуры Алюминиевой Ассоциации.
Почему алюминий стал так популярен у мостостроителей, ведь традиционно мосты сооружаются из других материалов?
— Вообще предпосылки для этого были созданы еще в эпоху СССР: отечественные инженеры более 60 лет назад стали задумываться об использовании «крылатого» металла для строительства мостов. Однако был ряд барьеров, препятствовавших его применению.
Тем не менее в 1969 году в Ленинграде был возведен первый в стране мост из алюминиевых конструкций – Коломенский мост через канал Грибоедова. И до сих пор, спустя более полувека, он находится в полностью рабочем состоянии. Непрерывное же совершенствование алюминиевых сплавов позволило создать их марки, сопоставимые по свойствам со сталью, поэтому из них можно изготавливать разнообразные элементы для мостов.
Но на алюминиевых мостах устанавливается различное оборудование, например светильники и даже лифты. Неужели они их выдерживают?
— Конечно. Как я уже отметил, ряд алюминиевых сплавов не уступают по прочности стали. Недаром же их широко применяют в судостроении, авиации, автомобилестроении, в которых требования к надежности конструкционных материалов чрезвычайно высоки.
Поэтому оснащение мостов, так сказать, дополнительными опциями, лифтами или светильниками, не является проблемой. Причем на уже построенных мостах в Красноярске и Туле работают и лифты, и системы видеонаблюдения, и никаких сложностей с их монтажом и обслуживанием не возникает.
Сколько сегодня в России существует алюминиевых мостов и сколько строится?
— Сейчас строятся шесть пешеходных и два автодорожных моста, а с 2017 года введено в эксплуатацию 11 пешеходных мостов. Совсем недавно сдан мост в Красноярске, уже пятый по счету в столице Сибири.
Считается, что алюминиевые мосты дороговаты для бюджетов российских регионов. Насколько оправданно такое мнение?
— Я бы не сказал, что это дорогое удовольствие, иначе они не строились бы сейчас в Самарской, Кемеровской и Тульской областях, в Марий Эл. Власти регионов с интересом относятся к возможности их сооружения.
Здесь все зависит от подхода. Так, в Кемеровской области мост будет возводиться через Транссибирскую магистраль. И заказчик – «Российские железные дороги» – при сопоставлении стального, бетонного и алюминиевого моста остановился именно на последнем варианте, исходя из его специфики жизненного цикла: алюминиевый мост не нуждается в регулярных ремонтах, а значит, позволяет экономить средства на всем протяжении его жизненного цикла. И что немаловажно – монтаж алюминиевого моста занимает не более часа, поэтому нет необходимости останавливать движение составов.
Замечу, что пролет моста составляет лишь 30 % стоимости всего объекта, дороже могут оказаться его лестничные сходы или остекление.
В число 11 построенных мостов входит уникальное архитектурное ограждение в Московском зоопарке, отличающееся необычным внешнем видом благодаря волнообразной форме. Как удалось его сделать?
— Это сооружение разрабатывали высококвалифицированные специалисты одного из лучших архитектурных бюро Москвы, а проект утверждался главным архитектором столицы. Причем новую конструкцию соединили в единый ансамбль со старым мостом, уже не обеспечивавшим достаточную проходимость посетителей зоопарка.
Технологически алюминиевый мост в Московском зоопарке можно считать сложным объектом – на нем использовались гибкие алюминиевые профили, сделанные по индивидуальным чертежам. Из 400 метров ограждающих конструкций из алюминия и стекла вы не найдете двух одинаковых по форме секций.
Как обстоят дела со строительством первого в России алюминиевого автомобильного моста в Нижегородской области вблизи города Бор?
— Строительные работы в самом разгаре, уже сооружены опоры моста. В августе на чебоксарском предприятии «Сеспель» начнется изготовление пролетных строений (главных балок) из алюминиевых полуфабрикатов. «Сеспель» будет соединять их с помощью технологии сварки трением с перемешиванием.
Пролетные строения планируется установить до конца 2022 года. Мост же должен быть введен в эксплуатацию до сентября следующего года.
Согласитесь, 11 алюминиевых мостов все-таки мало для столь огромной страны, как Россия. А как же тогда распространены алюминиевые в Европе, США, Китае? Есть ли они в странах Скандинавии или Канаде, где такие же холода, как и у нас?
— Опыт использования в них почти такой же, как и в России. Правда, строить их начали гораздо раньше: пилотные алюминиевые мосты появились в США и Канаде в 1930–1950-х годах. Там тогда был бум алюминиевого мостостроения, который потом спал. Однако эволюция алюминиевых сплавов и полуфабрикатов на их основе дала толчок для нового всплеска возведения алюминиевых мостов.
На определенном этапе в лидеры выбился Китай, умеющий быстро и хорошо подхватывать любые мировые тенденции в промышленности и строительстве. Там пешеходные алюминиевые мосты сооружаются массово, только в прошлом году было построено 150 штук.
В Европе, особенно Германии, тоже возводятся пешеходные мосты, сравнительно небольшие по габаритам. Зато в Норвегии в 2021 году на суд общественности был представлен проект алюминиевого вантового моста через фьорд, имеющий длину более километра. По нему должны ездить легковые и грузовые автомобили.
И, кстати, мы недалеко отстали от западных стран в плане сооружения алюминиевых мостов. С теми темпами их строительства, которые есть у нас, мы скоро к ним приблизимся, и исключительно за счет использования российского алюминия.
Какова же потребность России в алюминиевых мостах и можем ли мы самостоятельно ее закрыть?
— Большая. Например, потребность в пешеходных мостах – порядка 100–150 штук в год, и мы надеемся, что часть из них будет алюминиевыми. То же и с автомобильными мостами – их нужно много, и среди них найдется место для мостов из «крылатого» металла.
Фото: пресс-служба Алюминиевой Ассоциации