В Югре сургутская компания совместно с учеными СурГУ разработала уникальную отечественную технологию выращивания зеленых культур, салатов и пряных трав. Разработка позволяет увеличить объемы производства в разы. Сейчас молодой бизнес ведет переговоры с партнерами о строительстве «под ключ» сити-ферм по своим разработкам не только на территории России, но и за рубежом. Об особенностях технологии и планах бизнеса по импортозамещению рынка в интервью «ФедералПресс» рассказала гендиректор ООО «Реатоника» Евгения Киселева.
Рынок был в руках любителей
Евгения, с чего вы начинали свой бизнес и почему выбрали именно этот сегмент?
— Наш бизнес был основан в 2018 году после анализа перспектив развития данной отрасли. Уже тогда мы понимали, что через три-четыре года данное направление в России начнет развиваться и необходимо сконцентрировать свои силы именно на разработке технологий выращивания зеленых культур. Пока отрасль раскачивалась, мы готовились к тому, чтобы выйти на рынок уже с готовыми предложениями и технологиями.
И вы заняли свободную нишу в регионе?
— Да, на тот момент это была свободная ниша, она мало кого интересовала. Тогда на рынке были только любители, которые отчасти не совсем понимали, что они делают и какими могут быть перспективы у данной отрасли.
Собственная технология и импортозамещение
Технология, которую вы используете, полностью отечественная и запатентованная разработка?
— Деятельность нашей компании и стартовала с того, что мы начали разрабатывать технологию по выращиванию зеленых культур совместно с Сургутским госуниверситетом. Сейчас мы патентуем ее.
Мы апробировали и внедряем вертикальное выращивание овощных и салатных культур, в том числе эфиромасличной зелени и пряных трав, что в значительной степени увеличивает посадочные площади за счет ярусности конструкций. Когда на одном квадратном метре появляется возможность разместить до шести этажей, это в разы повышает эффективность производства.
В этом году мы запустили исследование по микроклональному размножению растений, то есть получению рассадного материала из маточного растения. Это позволит нам выйти на рынок семенного и рассадного материала и открыть новые перспективы для развития компании.
Технология российская, наша собственная, чем мы очень гордимся. Она сейчас нас спасает и делает независимыми от импортных поставок, с которыми возникают трудности из-за санкций.
То есть вас смело можно отнести к импортозамещающим компаниям?
— Да, мы занимаемся импортозамещением в области агротехнологий и разработки технологических карт по выращиванию зеленых культур, а также производству оборудования для данной отрасли на территории РФ.
Наше предприятие «Реатоника» сосредоточено на создании готовых решений в области сити-фермерства, по внедрению наших агротехнологий. Она работает с компаниями, которые уже занимаются выращиванием зеленых культур или только планируют выйти на рынок. Мы обучаем персонал для работы в данных системах и строим «под ключ» комплексы по выращиванию салатных и эфирных культур.
Сколько открылось предприятий, работающих по вашим технологиям?
— На территории Югры открылось уже три таких предприятия. Ведем переговоры еще с несколькими компаниями из России – из Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Кроме того, сейчас мы ведем переговоры с одной из индийских компаний о строительстве комплекса в Индии. Перспективы огромные и прогнозы крайне благополучные.
Сургутская рукола – в местных ресторанах
Какие виды зелени сейчас выращивает сити-ферма и в каких объемах?
— В месяц производим порядка 7,5 тыс. ячеек различных культур – салаты, пряные травы и микрозелень. Так как компания работает по большей части с ресторанами, то у нас упор идет на эфирную зелень (базилик, кориандр, руколу), в меньшей степени салатные культуры, микрозелень и съедобные цветы. Мы работаем примерно с половиной ресторанов, расположенных в Сургуте. В месяц поставляем рестораторам порядка 350 килограммов зелени.
Легко ли было зайти на рынок общепита?
— Сейчас прекращаются поставки некоторых продуктов извне из-за санкций, поэтому к нам сами начали обращаться некоторые рестораны. Мы в открытом диалоге находимся с шеф-поварами и владельцами общепита и формируем свой ассортимент под их запросы. У ресторанов есть один запрос – это свежесть и хороший вкус. Если твой продукт обладает данными характеристиками, то ему будут рады.
Выход в федеральные сети
Когда планируете зайти в федеральные розничные сети?
— В настоящее у нас появилась новая возможность захода в торговые сети. На территории России реализуется программа «Фермерский островок», мы стали оператором в ХМАО данной программы и сейчас проектируем первые три островка. Таким образом мы сможем реализовывать свою продукцию на территории федеральных сетей, но уже на своих условиях.
В ближайшее время мы планируем увеличить производственную площадь предприятия почти в 10 раз – со 150 кв. м до 1000 кв. м минимум. Сейчас анализируем рынок, смотрим, что необходимо потребителю, что лучше продается и хранится.
Пользуетесь мерами поддержки?
— На региональном уровне мы получили первые небольшие субсидии для начинающего бизнеса. Подали документы на грант на покупку дополнительного и достаточно дорого оборудования для упаковки, она нам необходимо, чтобы зайти на розничный рынок. Также на средства гранта планируем приобрести сушильное оборудование для расширения ассортименты в сторону сушеных специй.
Фото предоставлены редакции гендиректором ООО «Реатоника» Евгенией Киселевой
Сделано в России