В рамках форума «Сообщество» в Казани секцию о цифровизации отрасли ЖКХ в России провела член Общественной палаты РФ Галина Дзюба. «Федерал Пресс» расспросил ее о будущем этой, казалось бы, не самой «кибернетической» отрасли.
Галина Юрьевна, добрый день. Расскажите нам, что имеется в виду под цифровизации ЖКХ, и как она внедряется?
— Мы только приступаем к цифровизации отрасли, и говорить о том, что она у нас комплексно и глобально применена во всех сферах – сложно. К сожалению, пока она идет, так назовем, кусочно – определенные процессы оцифрованы, но какие-то идут вручную.
К слову, здесь, в Казани, имеется единый расчетный центр на базе АО «Татэнергосбыт». Человек, не выходя из дома, заключает договор на подключение к сетям, на обслуживание, имея личный кабинет, оплата идет с разбивкой по поставщикам услуг и автоматически разносится на их счета. Деятельность единого РЦ направлена на цифровизацию и облегчение доступа жителям не только к непосредственным услугам компании, но и к государственным услугам, таким как регистрация по месту жительства и/или пребывания и др.
Тем не менее для настоящей цифровизации ЖКХ необходим комплексный подход – автоматизация в цифровом исполнении всего цикла производства и потребления ресурсов и оказания услуг. Для этого необходим сквозной учет на всей цепочке, а человек должен быть полностью исключен из процесса сбора данных, их накопления, обработки и, соответственно, использования в качестве основания для финансовых расчетов. Сейчас не все процессы, которые оцифрованы, интегрированы между собой.
Нужны цифровые платформы для коммунальных служб, которые будут аккумулировать данные о состоянии инженерных систем, выявлять проблемы, неисправности и автоматически запускать сценарии обслуживания.
Управляющие компании должны подключать своих жителей также в электронном формате на свои мобильные платформы. На этом этапе процесс происходит почти автоматически. В Казани есть управляющая компания – сервисная компания «Арт Сити» с глобальной интеграцией. Они занимаются развитием цифровой платформы, которая вмещает весь функционал по управлению МКД – работу с заявками, сбор платежей, оформление пропусков, проведение голосований и даже заказ дополнительных услуг, таких как мытье окон и вызов сборщика мебели, доставка пиццы и кофе. Эта платформа позволяет всем участникам взаимодействовать друг с другом – для жителей создано мобильное приложение, где можно коммуницировать со своей управляющей компанией из любого места в удобное время. А для УК – это облачный сервис, благодаря которому можно приступить к работе оперативно и без привязки к месту.
Мы выезжаем с общественным контролем во многие регионы России, но ни один регион не может похвастаться такой долей цифровизации ЖКХ как Татарстан. В регионе много умных подъездов, домофонов, снимаются автоматически показания, имеется синхронизация с ресурсными центрами.
То есть будущее уже где-то совсем рядом, получается?
— Тут проблема в том, что в массе – это отдельные программы. В идеале нужно прийти к тому, чтобы программа была единой, либо она должна синхронизировать другие программы так, чтобы все работало как одно целое. Вот это и будет настоящая цифровизация.
Идеал в цифровизации отрасли – не передавать цифры в приложениях, а, как в фильме фантастики, я зашла в квартиру, где электронный помощник говорит: «Госпожа Дзюба, у вас сегодня наступил срок оплаты: три рубля 15 копеек за горячую воду, вы согласны их оплатить?» И я ему говорю да, и с меня списывают эти деньги, при этом виртуальный помощник следит за верностью начислений. Вот так должно быть. До такого у нас пока далеко, все на ручном управлении, все отдельно и разрозненно, но практика показывает, что нам есть куда развиваться.
Фото: Aleksander Polyakov / Global Look Press / globallookpress.com