Сегодня многие говорят о конце эпохи глобальной экономики. Привычные логистические пути начали рушиться во время пандемии Covid 19, и тенденция не прекращается до сих пор. А отдельные страны активно пытаются выгнать Россию с мирового рынка. Несмотря на это, отечественный экспорт растет, в том числе в неэнергетическом секторе. Корреспондент «ФедералПресс» на полях форума «Сделано в России» побеседовал о международных торговых цепочках и возможностях для малого и среднего предпринимательства со старшим управляющим директором по развитию нефинансовых продуктов и зарубежной сети Российского экспортного центра Ксенией Тагировой.
Ксения Александровна, расскажите, какие возможности для российского бизнеса сегодня существуют на международном рынке?
— С учетом закрытия западных рынков наши компании столкнулись с необходимостью перенастройки своих экспортных потоков. Так, сегодня доля поставок в дружественные страны составляет больше 60 % от общего объема. Со стороны экспортеров возрос интерес к странам Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки. Дополнительные возможности предоставляет расширение присутствия на рынках стран Евразийского союза и СНГ.
Конечно, процесс освоения новых рынков не одномоментный: довольно проблематично быстро найти новых покупателей, наладить логистику, поставки, платежи и документарные операции. Зачастую выход на другие рынки требует дополнительной адаптации продукции, сертификации, проведения тестов и испытаний. Если говорить о малом бизнесе, то для сегмента это очень сложный вызов, потому что большинство компаний работали с европейскими рынками. И для них задача смены рынка сбыта стоит, пожалуй, даже острее, чем для крупного бизнеса.
Мы помогаем в освоении новых рынков всем компаниям, организуем выставки и бизнес-миссии в Индии, Китае, Иране и других странах, подбираем потенциально заинтересованных покупателей, организуем переговоры с конкретными покупателями по запросам экспортеров. Там, где это необходимо, предоставляем финансовую поддержку и страхование коммерческих рисков.
Какие товары сегодня экспортируются из России?
— Что касается базовых товаров, таких как удобрения, сельхозпродукция, лекарства и медицинские изделия, несмотря ни на какие ограничения они все равно будут экспортироваться. Глобальный рынок просто не готов к уходу российской продукции.
Основные же трудности испытывают производители товаров с высокой добавленной стоимостью. Речь идет о таких отраслях, как, например, металлургия, машиностроение и химическая промышленность, в том числе товары бытовой химии, различные растворители и катализаторы. И освоение новых рынков для нас – это, в первую очередь, задача не потерять рынки сбыта высокопередельной продукции.
На поддержку МСП и высокопередельной продукции сейчас направлены все наши процессы, в том числе и цифровые. И для этого у Российского экспортного центра есть целый арсенал продуктов и услуг, задача которых – помочь нашим компаниям не только перенастроить свои экспортные потоки, но нарастить выручку.
Считаем ли мы какие-то направления экспорта закрытыми навсегда?
— Россия готова к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами, которые выразят такое желание. Мы не закрываемся ни от одного из рынков.
Какие страны нам наиболее интересны для экспорта высоких технологий и промышленности? Для экспорта природных ресурсов? Продовольствия?
— Сейчас мы видим, что идет переориентация бизнеса и экспортной деятельности. Бизнес расширяет деловые связи, в том числе со странами Ближнего Востока и Азии, Африки, ЕАЭС, Латинской Америкой, а также другими государствами.
На самом деле, кризис – это всегда время возможностей. Компании, которые работали в основном с западными странами, постепенно открывают для себя новые рынки сбыта, порой ранее недооцененные, которые обладают в чем-то даже большим потенциалом. А предприниматели, которые уже работали, например, с Азией, Ближним Востоком или Латинской Америкой, сейчас активно наращивают свой экспорт в эти страны.
Что касается востребованности тех или иных товаров, то можно сказать, что российская агропродукция пользуется популярностью во многих странах. Спрос на наши продукты на Ближнем Востоке, в СНГ, Азии, Африке и во многих других государствах растет. И это не только зерно, но и обычные товары, которые появляются на полках супермаркетов: от кондитерской продукции и круп до подсолнечного масла и мяса. Наверное, все читали новости о том, что российское масло буквально сметают с полок, что наши сладости покорили китайцев и вьетнамцев, а в Азии российская продукция по умолчанию считается «зеленой» и экологичной.
Спрос на высокотехнологическую российскую продукцию есть на рынках Ближнего Востока. С Узбекистаном у России несколько инфраструктурных проектов, в том числе и в сфере коммунального и сельского хозяйства.
Какие у малого бизнеса есть возможности по выходу на экспортный рынок? Что для этого необходимо?
— Основное количество российских экспортеров – это как раз МСП. Их доля составляет порядка 85 %. Нынешняя ситуация особенно болезненна для малых и средних предпринимателей, так как их бизнесу, в отличие от крупных игроков, денежные и временные потери наносят более весомый урон.
Но, как я уже отмечала ранее, предприниматели не просто стойко переносят трудности, но и активно работают над переориентацией экспорта.
Что касается поддержки МСП, то именно в кризисные времена возрастает роль государственных институтов поддержки бизнеса, они получают свое развитие. И именно в эти времена даже так называемые старые, докризисные меры поддержки становятся крайне востребованными и действенными. Сфера внешнеэкономической деятельности не исключение.
Сейчас существует 11 мер государственной поддержки экспортеров. Наибольшей популярностью среди них пользуются компенсация части затрат на транспортировку продукции АПК и промышленных товаров, а также компенсация части затрат на участие в выставках и бизнес-миссиях.
Каким образом предприниматель может получить вашу поддержку?
— Эти и другие меры господдержки можно получить дистанционно через цифровую платформу «Мой экспорт». Она работает в режиме «одного окна» и предоставляет предпринимателям, которые уже ведут внешнеэкономическую деятельность или только собираются ее начать, возможность решить свои задачи на каждом этапе внешнеэкономической деятельности.
Экосистема открывает доступ не только к государственным, но и к бизнес-сервисам. Это и финансовая господдержка, например, компенсации от государства транспортных расходов экспортера, получения нужных сертификатов, участия в выставке. Это и нефинансовая поддержка, например, аналитические отчеты, методические пособия, поиск партнера, помощь в организации логистики. В общем, все, с чем компания может столкнуться при выходе на экспорт или расширении поставок.
Кроме того, запустились несколько государственных сервисов. Экспортеры получили возможность подавать в онлайн режиме заявку на компенсацию части затрат, на сертификацию товаров, а также расходов, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ промышленных товаров.
Все вышеназванные сервисы полезны и актуальны для любого бизнеса.
Мы держим руку на пульсе и вводим новые сервисы, ориентируясь на потребности экспортеров, особенно представителей малого и среднего бизнеса. И для них мы перевели в онлайн-режим целый ряд услуг. Это возможность получить банковскую гарантию возврата НДС, а также застраховать отсрочку платежа. Последний сервис предоставляет ЭКСАР – это национальное экспортное кредитное агентство, входящее в группу компаний Российского экспортного центра, деятельность которого направлена на страховую защиту экспортеров. Сервис позволяет компаниям в режиме онлайн застраховать экспорт поставок на отсрочке платежа от коммерческих и политических рисков. Договор страхования покрывает 70 % от суммы неисполненных обязательств иностранного покупателя и позволяет экспортеру обезопасить свою внешнеторговую деятельность и исполнить обязанность по репатриации валютной выручки. Этот сервис – тоже мера поддержки.
Также для МСП появился отдельный кредитный продукт, который можно получить онлайн, – «Экспортный стандарт». Он позволяет получить финансирование целевых расходов при недостатке оборотных средств.
А чтобы представителям МСП было проще иметь доступ к различным мерам поддержки, более 60 услуг платформы «Мой экспорт» по самым важным направлениям внешнеэкономической деятельности будут интегрированы на платформе МСП.РФ.
Фото: Jriy Bereznuk / Russian Look / globallookpress.com
Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»