Top.Mail.Ru
Общество
Ханты-Мансийский автономный округ
0

Руководитель штаба добровольцев в Югре о помощи участникам СВО и их родным: «Главный страх – неопределенность»

солдат
Родные солдат жалуются психологам на повышенную тревожность и страх

В Югре действуют горячие линии психологической помощи для участников СВО и их близких. К специалистам за консультацией обращаются в основном матери, жены и сестры солдат, которые недавно были мобилизованы или находятся на передовой. С чем приходится сталкиваться родным защитников, какова в этом роль женщины и как правильно поддержать мужчину – в интервью «ФедералПресс» рассказала руководитель штаба добровольцев гумкорпуса в Югре и координатор группы психологов-волонтеров Светлана Басова.

Страх неопределенности

Светлана Владимировна, как изменились запросы к психологам в последнее время?

— Мы столкнулись с тем, что люди обращаются с жалобами на повышенную тревожность и страх, панические атаки от бессилия. Это страх потери близкого, страх того, как справиться самой без помощи мужа с детьми, бытом, финансовой обеспеченностью или бизнесом. Самый главный страх – неопределенность.

Мы сегодня наблюдаем попытки людей понять, что происходит вокруг и лично с ними и как в этой ситуации жить и вести себя. Это нестандартная ситуация, к ней не подготовишься. Великая Отечественная война коснулась нас как история и память. И там был другой подход. А здесь возникают мысли: «этого не может быть», «это не со мной происходит». Происходит отрыв от реальности. И тут человеку важно принятие и осознание происходящего и своей роли в этом. Я, как женщина, должна принять решение моего мужчины защищать родину, принять то, что это происходит со всеми и мне надо с этим жить.

Внутренняя опора солдата

Как правильно общаться с военнослужащим и поддержать его?

— Продолжать общаться с ним как обычно. Надо разговаривать совершено спокойно и искренне, не говорить только на отстраненные и положительные темы. Ни в коем случае нельзя высказывать оценочных мнений: «тебе не помогли», «а вот если бы так сделали, то могло быть иначе».

Надо понимать, что вы – внутренняя опора для мужа, брата или сына, который находится в зоне риска. Мужчине надо опираться на спокойствие, а если вы в истерике бьетесь, обвиняете весь мир, плачете в трубку, говорите, как вам сложно и плохо, то это ему не даст сил. У него тоже есть страх. И мы своими эмоциями только разжигаем этот страх, и у него исчезает опора, потому что все вокруг боятся и истерят.

В разговоре надо обязательно хвалить за маленькие успехи и внутренние победы. И должна быть включенность в чувства человека, а не ваши. Нужно больше интересоваться тем, как у него дела. Главный акцент – его чувства, чего бы ему хотелось, что ему приятно.

Если он не открывается, а это нормальная мужская черта, не лезьте в душу. Бывает, резко отвечают, но это не из-за того, что к вам он плохо относится, это говорит о сильном внутреннем напряжении. Это компенсирующая реакция психики на то, что он сейчас испытывает и с чем ему приходится сталкиваться.

Ни в коем случае нельзя сообщать негативные новости. Это мы еще знаем по призывникам. Надо понимать, что они там с оружием в руках и на передовой, им предстоит разные напряжения и страхи выдерживать. Поэтому не надо в них разжигать состояние неуверенности в том, что с его семьей все хорошо.

У взрослых есть базовая потребность в любви и безопасности. И человек всегда этого ищет, с какими бы обстоятельствами он не сталкивался. И когда мы безопасность им обеспечить не можем, мы в силах дать безусловную любовь.

Роль женщины

Насколько важна роль женщины в этой ситуации?

— Недавно в Елани мы проводили курсы по оказанию первой помощи для мобилизованных. Я сказала им: «Ребята, не переживайте. Ваши женщины справятся, они вас любят и ждут. Сейчас они, как никто, понимают свою женскую задачу – быть вашей силой и опорой». Ребята даже прослезились. То есть для них важно наше женское принятие их мужского решения.

Надо не печеньки передавать, не наводить ту истеричную суету, за которую принялись некоторые женщины, а транслировать спокойствие. Нужно следовать своим славянским традициям. Раньше мужчины воевали долго. Когда женщины провожали мужей, они плакали, но всегда похлопывали по спине, как бы сбивая свои слезы. Они отпускали их с легкостью, давали им женскую силу, спокойствие, уверенность и признание того, что они выполняют мужскую задачу, а женщины – свою.

Перед женщинами стоит сейчас сложная задача. Мы привыкли, что мужнина рядом и он под контролем, очень многое уже решаем за него, и мальчиков так воспитываем. Женщинам надо пересмотреть свое отношение к мужчинам и признать, что они наши защитники, признать их силу и их мужскую задачу.

Часто женщина боится поговорить с мужем искренне о мобилизации. В ней столько страха, что она даже не спрашивает, как он к этому относится, но она уже ищет пути, как ему спрятаться, куда уехать, какую справку взять. Тут возникает внутренний непроговариваемый конфликт. Нужно поговорить. Каждый должен понять свою роль в данной ситуации.

Папа ушел на фронт: как рассказать об этом ребенку

Как сказать ребенку, что папа ушел на фронт? Как правильно разговаривать с ним на эту тему?

— Не надо детям говорить неправду. Они очень тонко ощущают, когда создается атмосфера лжи в семье, когда вы переживаете одни чувства, а ребенок другие. Он видит и чувствует, что происходит что-то, он не может это описать и понять, но в то же время чувствует напряжение.

Это также негативно скажется и на самом взрослом. Если случились ранение или гибель, позиция «ребенку скажу позже» неправильная. Надо говорить тогда, когда это случилось, когда вы имеете возможность вместе пережить одни чувства и эмоции. Очень важно, когда вы в одном состоянии находитесь, важна честная атмосфера в доме.

Как эту правду сказать?

— Так и говорить: «Наш папа пошел защищать родину, каждый мужчина должен это делать, это мужская задача. Он служил в армии и имеет военную подготовку. Ты тоже, когда вырастешь, будешь защищать родину». Но не надо вдаваться в политику и законы, дети этого не поймут. И не стоит говорить, что если бы не злые украинцы, то папа был бы дома. Ни в коем случае не надо сеять зло и ненависть.

Если ребенку сказали правду о ранении или гибели отца и он получил психологическую травму, что нужно делать?

— У горевания есть разные этапы. Оно длится минимум год. Надо наблюдать за ребенком. Есть факторы, которые говорят о том, что человек впадает в депрессию: нарушение сна, навязчивые идеи и мысли, отказ от еды, абстрагируется и др. Когда заметили длительное присутствие сразу нескольких факторов, тогда стоит обратиться к специалистам.

Не надо говорить ребенку: «все пройдет», «все будет хорошо». Он имеет право переживать свои чувства, нужно ему дать эту возможность и поддержку.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Elena Mayorova / globallookpress.com, Bulkin Sergey / news.ru via globallookpress.com

Сюжет по этой теме
17 февраля 2022, 14:44

Спецоперация

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.