Для многих Арктика остается загадочным местом на всю жизнь, но есть те, кто несмотря на сложности рельефа покоряет субъект на своих автомобилях. Один из них – Александр Еликов, который на протяжении 25 лет покоряет Россию исключительно на автомобиле. В интервью «ФедералПресс» Александр рассказал о путешествиях по Арктике, самых отдаленных местах страны и многом другом.
Александр, с чего начались Ваши путешествия по Арктике?
— Я родился в Твери и совсем маленьким вместе с родителями уехал на Ямал. Они отправились за туманом и запахом тайги строить город – Новый Уренгой. Я рос фактически изначально в вагон-городке, а сейчас это – город, в котором проживают больше сотни тысяч человек. Я вырос вместе с ним и все впитал в себя. Не могу сказать, что стал путешественником, я им родился и был всю жизнь. Вырос в Арктике и с детства вместе с папой путешествовал по ней. А когда мне исполнилось 18 лет, в первый же день сел за руль папиной машины и уехал от дома на четыре тысячи километров в тайне от родителей, и с тех пор я каждую свободную минуту, день, неделю, отпуск просто садился за руль и ехал, в том числе и в Арктику.
Для Вас сегодня путешествие в Арктику – это что?
— Я единственный в стране, кто ставит рекорды. На сегодняшний день я проехал всю Арктику: от самой западной точки до самой восточной, посетил все самые крайние точки первым в мире на машине. И сейчас уже еду туда, где еще не был, и туда, куда сложнее добраться. Я сам себе усложняю поездки. Мне уже не интересно ехать на подготовленном вездеходе или внедорожнике в обычное туристическое место. Интересно путешествовать туда, куда еще никогда в жизни никто не проезжал. Наверное, это просто вызов самому себе и Арктике.
На каком автомобиле путешествуете?
— Так как я профессиональный водитель, то могу путешествовать абсолютно на любом автомобиле. По Арктике и на грузовиках ездил, и даже на «Запорожце». У меня нет никаких приоритетов, могу на любом автомобиле отправиться туда, куда никто не доезжал. Но в основном езжу на подготовленных внедорожниках, потому что это очень комфортно, спокойно и ты просто едешь и получаешь удовольствие.
Стоит ли неподготовленным водителям ехать в Арктику?
— Здесь есть понятие крайностей. Понятно, что сразу не нужно ехать на мыс Челюскин или мыс Дежнева. Есть много нормальных, абсолютно доступных гражданских зимников, по которым ездят обычные автомобили. Это безопасно, и ты не погибнешь от холода, потому что там достаточно насыщенный трафик. Самое главное – это машина, в которую ты веришь, и теплая одежда, без которой в Арктику отправляться нельзя.
Как готовитесь к путешествию?
— Я готовлюсь достаточно необычно, потому что езжу туда, куда не ездил никто. Копаю буквально по крупицам информацию о местах. Изучаю опыты походов лыжников, пеших туристов, на снегоходах и водным транспортом. Бывает, что удается найти и фотоснимки, по которым смотрю, какой снег, рельеф, местность, плюс работаю с картами и уже из этого строю маршруты, зная, проеду я туда или нет.
Вы всегда один путешествуете?
— Большую часть Арктики я проехал практически один – в одной машине, где я был единственным водителем. Ездил и группами, но чем больше автомобилей, тем сложнее. Даже в две машины, куда бы ты не ехал, у второго пилота будет опыта меньше, чем у тебя, и приходится вторую машину за собой тащить. Это тоже трата времени и сил. Но с двумя машинами проще в том смысле, что если твоя машина сломалась, ты всегда можешь перейти во вторую, в тепло. В то же время две машины – это в два раза больше шансов сломаться и, как правило, всегда ломается вторая машина, которую я с собой взял.
Вы всегда путешествуете на автомобиле?
— Да, конечно, круглый год.
Все-таки автомобиль и дорога – это всегда непредсказуемость, какие-то непредвиденные ситуации случались?
— Конечно, периодически происходят какие-то вещи: поломки, конфликты с командой, но наша удача – это всегда действия наших рук и нашей головы. Мы всегда сами своими действиями притягиваем удачу и отталкиваем ее от себя. Наверное, благодаря опыту какие-то серьезных катастроф не было, всегда находил выход.
Вы путешествуете 25 лет, какие у вас самые любимые места в России, куда хочется вернуться?
— В первую очередь, это северная часть полуострова Таймыр – это самая северная часть материковой России, самая северная точка Евразии, мыс Челюскин и огромные площади вокруг него – нетронутая Арктика. Это место, где никогда не жили люди, где волки, овцебыки никогда не видели человека, они проходят мимо тебя, не обращая внимания. Там нет на протяжении тысячи километров ни одного населенного пункта. И эта отдаленность, нетронутость, первозданность очень берет за душу. Это самое крутое и самое недоступное место материковой российской Арктики.
Где хотелось бы Вам еще побывать?
— При том, что я все уже изъездил, мне бы хотелось проехать на машине по Камчатке. Не та Камчатка, которая туристическая, а именно заехать из Чукотки или Магаданской области на автомобиле. Наверное, это один из этапов моего дальнейшего продвижения. А так я был везде, просто нужно еще дальше заезжать, либо использовать более необычный транспорт для этого и показывать, что Арктика гораздо ближе, чем все думают, и гораздо проще до нее добраться, чем кажется.
Какие люди живут в Арктике?
— Знаете, наверное, еще из-за людей, которые живут в Арктике, туда постоянно хочется возвращаться. В труднодоступных местах, отрезанных от мира, сохранились люди, которые очень открытые, честные и добрые. И вот этим отношением к тебе и друг к другу очень заряжаешься и тоже становишься таким. Настоящие люди живут именно там, они всегда доброжелательны и гостеприимны. Эти люди чем больше открыты, тем больше они и ранимы, обидеть на всю жизнь этого человека и перевернуть мир в его голове можно обычным выражением или словом. А когда ты понимаешь, каким ты должен быть с этими людьми, то тогда тебя там всегда встречают как родного и своего.
Все россияне давно знают, что путешествие на Дальний Восток и по Арктике – это очень дорого. Путешествовать на машине выгоднее?
— Если ехать на каком-нибудь бензиновом большом внедорожнике, то это будет дорого, а если ехать на легковом автомобиле с маленьким расходом топлива, то это будет в несколько раз дешевле. Плюс, например, в Арктике я всегда ночую в машине. Получается, что я не трачу деньги на перелеты и проживание, еду тоже готовим в машине. Затраты идут только на топливо, а иногда в Арктике оно стоит либо совсем дешево, либо очень дорого. Чем меньше расходует твой автомобиль, тем дешевле обойдется поездка. Я всегда говорю, что не нужно никогда копить на дорогой Land Cruiser, чтобы куда-то далеко отправиться. Отправляйтесь в путешествие на том, что у вас есть – сейчас все дороги доступны и безопасны.
Вы сами выросли в Арктике, часто бываете дома?
— Я три года назад уволился с работы и стал работать путешественником. Раньше я только между работой и путешествиями был дома, а сейчас последние три года бывает так, что месяцами не получается вернуться домой, потому что круглый год путешествия.
Фото предоставлено Александром Еликовым