Top.Mail.Ru
Экономика
Иркутская область
0

Специалист в сфере IT: «Иркутская область имеет все шансы стать независимой от импорта технологий»

Нужно пространство, в котором будут фактически заземляться айтишники-молодежь
Нужно пространство, в котором будут фактически заземляться айтишники-молодежь

В Иркутской области запущена пилотная версия региональной IT-площадки, которая объединяет запросы региона, предпринимателей, IT-компаний и студентов. Как это поможет реальному бизнесу, где будут брать кадры, и что такое: IT-независимость? Об этом в интервью «ФедералПресс» рассказал председатель Комитета по цифровой экономике Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Роман Мединский.

Деньги на стартапы

Роман, Иркутская область никогда не была лидером в IT-индустрии, тем не менее, вы считаете что в регионе есть потенциал импортонезависимой IT-продукции. На чем основана ваша уверенность?

— Мы провели немало встреч с руководством Иркутской области на тему формирования IT-площадки и профессионального сообщества вокруг нее, которое и будет в будущем привлекать и развивать молодежь, IT-компании и другие заинтересованные стороны. Актуализация запросов на создание такой площадки выявила четыре стороны: Иркутская область, молодежь региона, бизнес, а также разработчики и стартапы.

Каков запрос регионального бизнеса в ИТ-сфере?

— Во-первых, есть IT-запросы от компаний из реального сектора региональной экономики. Мы готовы создавать для них решения, обкатывая их в Иркутской области. В моей практике есть пример, когда в 2014 – 2015 годах мы сделали облачные решения по заказу Министерства финансов Иркутской области, обкатали в регионе, а дальше, по сути, стали их экспортировать в другие субъекты Российской Федерации. В результате получили и развитие компетенций сотрудников, и в целом укрупнение компаний.

Развитие любого бизнеса – это большие денежные вливания. Вы действительно считаете, что в нынешних условиях найдутся люди, готовые вкладываться в такие долгоиграющие проекты?

— Важный момент – господдержка. Нужно субсидирование, условия, некое пространство, в котором будут фактически заземляться айтишники-молодежь, и серверное оборудование, которое сейчас значительно дороже стоит. Также помним про запросы бизнеса о переходе на отечественные информационные решения. В начале года мы испытали значительные перегрузки от обращений наших компаний, в то время как вендоры (производители различных программных продуктов – Прим. ред.) уходили из России. Мы вместе со всеми хватались за головы, буквально с колес помогая отечественным заказчикам импортозамещаться для решения их бизнес-задач.

Во избежание повтора такого аврала хорошо бы, чтобы бизнес выносил свои задачи на региональную IT-площадку, где мы можем их решать в регулярном формате, видим всевозможные информационные проекты и в них встраиваемся. Крупному и среднему бизнесу, где у каждого своя цель и задачи, некогда заниматься подготовкой собственных IT-кадров. Между тем, у айтишников специфика несложная. Они готовыми приходят на нашу региональную IT-площадку и встраиваются в готовые бизнесы.

Кадры решают все

Айтишники сейчас на вес золота. На государственном уровне признали, что людей этой профессии не хватает. Вы всерьез считаете, что хороший специалист поменяет работу в условной Кремниевой долине на Иркутскую область?

— Не все айтишники хотят трудоустраиваться в компаниях с громкими именами. В данном контексте мы должны двигаться навстречу тем айтишникам, у которых есть предпринимательская жилка, готовность вступить на эту стезю и развиваться вокруг своих технологий, понимая, кому нужен конкретный продукт. В чем проблема такого стартапа? Есть идея, которая однажды реализовалась в каком-то проекте. А вторая идея не реализовалась. И нужно создать переход от единожды реализованной идеи к IT-продукту.

Так что получается: будем переманивать специалистов вместо того, чтобы учить собственных?

— Из запросов молодежи видно, что ребята хотят изучать современные технологии и методы IT-сферы. Главное – находить этих студентов и школьников и фактически встраивать их в проекты, которые работают здесь и сейчас и будут актуальны еще и завтра. Если ребята будут встроены в кооперацию с понятными учебными заведениями и понятными бизнес-задачами, они останутся и будут развиваться в рамках своего региона. Создавать свои стартапы или же оттачивать профессионализм в качестве айтишников или программистов.

Уже с 3 – 4 курса студенты должны начинать решать бизнес-задачи, работая внутри бизнес-историй, которые будут важны для их резюме при общении с работодателями или позволят двигаться со своими проектами в другие регионы, страны или за рубеж. Но сегодня мы сталкиваемся с тем, что большинство дипломных тем айтишников не очень актуальны. Считаю важным перезапустить формат работы над дипломными работами. Они должны быть выстроены с какой-то бизнес-логикой и перспективой выхода на отдельный продукт или создания по теме этого диплома какого-то бизнеса.

Реальные проекты берутся из реальных запросов. Надо брать опыт реальных работ и прокачивать их дальше. Мы хотим создать воронку, которая бы формировала реальные запросы бизнеса на конкретные продукты, а дальше молодежь в своих учебных заведениях работала бы с этими запросами на стыке современных технологий, создавая востребованные продукты.

От теории к практике

Мы говорим с вами об IT-индустрии, при этом никак не конкретизируем. Что это такое применительно к повседневному бизнесу?

— Например, есть реальный запрос бизнеса на чат-бот для мессенджеров посредством программы «1С: Предприятие». Несложная задача, но не для студента 3-го курса. Допустим, у крупной торговой компании произошла отгрузка товара через 1С, о чем надо уведомить клиента. Раньше ему звонил менеджер и сообщал, что нужно забрать товар. Но сейчас заказчик говорит: звонки мне не нужны, это нам дорого. Нужно, чтобы к клиенту «стучался» и сообщал об отгрузке товара чат-бот. И все. Возникает эффективность. По большому счету, это и есть цифровизация. Маленький пример цифровизации очень простой вещи.

Все, о чем я здесь сказал, мы опробовали на практике в рамках форума «Байкал – 2022», где возглавляли площадку по IT-направлению. Там произошло сразу несколько хороших событий. На площадку принесли свои идеи свыше 50 человек из разных регионов России, хотя, конечно, больше всего было представителей Иркутской области. Сначала мы помогли эти идеи спроектировать в питчи. 15 питчей ребята провели, по сути – коротких презентаций своих проектов для инвесторов. Итогом работы площадки стали 12 конкретных проектов, в которые были собраны идеи ребят. Дальше мы начали их заземлять в историю финансирования для подачи на разного рода гранты. А на днях появилась информация, что проект CyberСАД 2.0 взял грант свыше 800 тысяч рублей на создание цифрового двойника ботанического сада. Считаю, это очень здорово. Если заниматься этим всем на регулярной основе, могут получаться классные продукты.

Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.