Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«600 млн рублей самым значимым»: директор департамента Минпромторга о развитии народных художественных промыслов

колобов
Министерство работает над популяризацией промыслов и поднятием престижа профессии, сказал Колобов

Отрасль предприятий, которые занимаются народными художественными промыслами (НХП) насчитывает 500 организаций по России. Они производят бытовые вещи, предметы интерьера, сохраняя традиции страны и тех мест, откуда эти изделия родом. В интервью «ФедералПресс» директор Департамента развития промышленности социально значимых товаров Минпромторга РФ Дмитрий Колобов рассказал, как министерство помогает отрасли, что делается для привлечения молодых кадров и как мастера народных художественных промыслов сотрудничают с современными дизайнерами.

Дмитрий Валерьевич, скажите, какое место народные художественные промыслы занимают в современной экономике и промышленности?

— Небольшое, но очень важное место. Это не только труд мастеров и сохранение традиций, но и производство товаров, которые востребованы в быту наших граждан: это и украшения, и предметы интерьера, и бытовые вещи, которыми мы привыкли пользоваться, такие как чашки и вилки. Именно так сохраняются традиции нашей страны и тех мест, где такие изделия исторически производятся.

Сколько организаций занимаются народными художественными промыслами по стране?

— Почти 500 организаций. Большая часть из них расположены в малых городах. Для них производство изделий является важным, по сути, жизнеобразующим направлением работы. Выручка отрасли за прошлый год превысила 8,2 млрд рублей – это существенный объем, который в последние годы демонстрирует прирост, позволяющий говорить о том, что отрасль адаптируется, ищет и дает возможность предложить покупателю различные товары, интересующие его для обеспечения быта и в качестве украшения интерьера.

Расскажите о мерах государственной поддержки предприятий народных художественных промыслов на территориях традиционного бытования народных промыслов.

— Министерство промышленности и торговли оказывает поддержку отрасли народных художественных промыслов на системной основе. В федеральном бюджете 2022 года было предусмотрено почти 600 млн рублей на оказание поддержки самым значимым и системообразующим организациям по всей стране – их более 80. При этом по решению председателя правительства были выделены дополнительные средства в объеме 500 млн рублей для совершенствования ассортиментного ряда предприятий НХП, для открытия, развития и продвижения интернет-магазинов, для упаковки товаров в соответствии с требованиями современных потребителей, а также для подготовки, запуска и открытия центров НХП, музеев и магазинов, расположенных на территории предприятий.

Это даст возможность привлечь туристов, которые захотят не только ознакомиться с производством товаров народных художественных промыслов, с процессом, технологией и историей, но и приобрести товар для личного пользования. Мы очень надеемся, что данные меры поддержки позволят предприятиям дополнительно нарастить объемы производства, а также создать интерес у потребителя к истории и ценностям своей продукции.

Что сейчас предпринимается для привлечения в отрасль НХП молодых кадров?

— Для привлечения молодежи мы формируем и развиваем механизмы прямой поддержки предприятий. Совместно с Министерством просвещения и Министерством науки и образования сращиваем образовательные процессы и предприятия НХП, чтобы выпускники могли реализовать себя в качестве мастеров народных художественных промыслов на предприятиях НХП и применить навыки, которые получили во время обучения.

Министерство промышленности и торговли ведет работу в направлении популяризации промыслов и поднятия престижа профессии. В частности, мы инициировали учреждение ежегодного праздника – Дня работника народных художественных промыслов. Президент России Владимир Путин поддержал нас, и теперь этот день будет праздноваться в предпоследнее воскресенье июня. Это важное признание профессии мастера НХП, которое вкупе с ведомственной наградой, учрежденной несколько лет назад, позволяет придать достойное значение профессии и развивать ее, популяризируя как направление для реализации творческих способностей молодежи.

Какие существуют коллаборации между современными дизайнерами и предприятиями НХП? Какие в этом перспективы?

— Коллаборации или, если называть их по-русски, сотрудничество современных дизайнеров и предприятий НХП проходит через поиск новой формы при сохранении содержания. Для нас важно, чтобы изделия, которые делаются вместе с молодыми дизайнерами и архитекторами, сохраняли традиционную технологию производства. Она включает все необходимые стадии: заготовку, изготовление и выпуск продукции. Это касается как обработки дерева, камня и металла, так и пошива тканей.

Для нас коллаборации являются точками роста, необходимыми отрасли. Мы видим много ярких примеров, когда в результате работы с дизайнерами и молодыми активными созидателями появляется новое понимание, новое прочтение привычных нам промыслов. Это вызывает интерес у потребителя, который очень хочет видеть наши родные узоры, наш родной культурный код на тех вещах, к которым он привык в современном мире. Именно сохранение содержания и эволюция формы дают толчок и импульс к развитию наших предприятий.

В чем значение тематических мероприятий, которые проводятся под эгидой Минпромторга России для поддержки и развития НХП?

— Проведение мероприятий по популяризации и развитию НХП является одним из стратегических направлений развития отрасли. На таких ярмарках, выставках и форумах предприятия не только обмениваются опытом продвижения, демонстрируют свою продукцию, показывают и популяризируют свои технологии, но и занимаются ее реализацией, что очень важно для таких сложных продуктов, как изделия НХП. Важно не только показать потребителям ту или иную кружку или платок, но и рассказать, как они производятся, как мастер их придумывал, как воплощал, сколько времени и сколько ручного труда он вложил в эти изделия, откуда промысел родом, что являлось основой его создания.

По сути, всю эту информацию потребитель покупает вместе с продуктом народных художественных промыслов, и знание истории этого продукта является неотъемлемой частью и ценностью НХП. Именно поэтому публичная, открытая продажа и демонстрация изделий является одной из важнейших задач, которую мы как Министерство поддерживаем и реализуем.

Расскажите о каком-нибудь подобном мероприятии.

— Совсем недавно в Горно-Алтайске прошел Ремесленный конгресс – важное итоговое мероприятие в отрасли народных художественных промыслов. Мы обсуждали там главные вопросы: сохранение и популяризацию народных промыслов, привлечение в индустрию молодых специалистов, образовательные программы для детей, интеграцию НХП в современную моду, туристические маршруты в места бытования промыслов и многое другое.

Особенно хочется отметить прекрасную экспозицию изделий народных промыслов, которая работала в рамках конгресса, где свои изделия выставляли современные мастера. Были представлены и традиционные предметы, и совершенно новые решения, созданные в коллаборации с российскими дизайнерами – например, доски для сноуборда, расписанные в жостовской и гжельской технике. Подобные мероприятия помогают предприятиям народных промыслов демонстрировать свои достижения, через которые передаются народные традиции и богатый духовный опыт нашей страны.

Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Сюжет по этой теме
9 декабря 2022, 10:46

Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.