Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

Каких потрясений ждать россиянам от 2023 года

Шествие Снегурочек и Дедов Морозов
Уральцы ждут Нового года с надеждой и опасением

Исторически сложилось, что наступление нового года обнуляет эмоции россиян от происходящего вокруг. Нового года ждут с некоторым опасением, но и с затаенной надеждой на улучшение жизни. О том, оправдает ли 2023 год оптимистические надежды, в паблик-токе «ФедералПресс-Центра» рассказал директор Центра европейско-азиатских исследований Андрей Русаков. Видеоверсия в конце материала.

Стратегические вызовы

Андрей Геннадьевич, какие из тенденций 2022 года в политике и экономике продолжатся и в 2023 году?

— Когда мы с вами встречали 2022 год, основной общественной проблемой был ковид. Казалось, что ковид закончится и придет светлое будущее: ковидные ограничения имели тенденцию к снижению, все привились, наметился некий позитив. Но 2022 год подарил нам немножко другие обстоятельства.

Учитывая недавний визит [президента Украины Владимира] Зеленского в Вашингтон и встречу с [президентом США Джозефом] Байденом, а также выделение 45 млрд долларов на военные нужды, думаю, что специальная военная операция будет продолжаться. Очевидно, что западные партнеры подзуживают украинское руководство к продолжению этого конфликта.

Президент России Владимир Путин на пресс-подходе после заседания Госсовета подтвердил, что Россия готова к переговорам, но на Украине принято решение об их запрете. Соответственно, специальная военная операция здесь будет идти как фон, иллюзий испытывать не надо.

Периодически в СМИ проходит информация о посреднических усилиях некоторых иностранных лидеров, но пока агрессивная позиция в отношении России преобладает в западном истеблишменте. Это первая тенденция.

Конечно, Россию ждут определенные реформы, которые были анонсированы. Прежде всего это начало военной реформы, о чем говорилось на коллегии Минобороны. Это расширение штатной численности личного состава, это переход на более высокий возраст по призыву – до 30 лет. Разговоров о продлении срочной службы не было, во всяком случае со стороны политического руководства страны. Ну, и такие новшества, что поступающие на срочную военную службу могут сразу же подписать контракт. Также озвучивались планы по созданию двух новых военных округов – Московского и Ленинградского. Скорее всего, реформа также является ответом на идущую на Украине спецоперацию.

Однако не только этим будет наполняться жизнь нашей страны, в повестке сохраняются прежние вопросы социально-экономического развития. Остаются вопросы прежних реформ, в том числе и медицинской.

Будем ли мы активнее решать вопросы, связанные с технологическим суверенитетом нашей страны, или все усилия страны будут направлены на оборонный комплекс?

— Понятно, что все, в чем нуждается армия, будет предоставляться, будет оплачиваться и так далее. Оборонные предприятия будут загружены гособоронзаказом.

Но не им единым жива страна. Прежде всего давайте поймем, почему не сбылись прогнозы, ведь многие экономисты предрекали сильный экономический спад до 30 %. Его не случилось прежде всего потому, что экономика в России частная. [Если брать усредненный портрет российского предпринимателя] это «буржуй», который заинтересован в развитии своего предприятия. Нет комплектующих – он их будет доставать, нет чего-то другого – он и это будет доставать: не здесь, так там. И эта частная инициатива малого и среднего бизнеса во многом спасает экономику.

Если мы возьмем более глобальные вещи, то сейчас идет адаптация к новому режиму санкций в отношении приобретения российской нефти. Вы знаете, что вступила в действие предельная цена. На сегодняшний день к ней присоединились страны Евросоюза, Австралия, США и Япония. Мы ждем указа президента. Скорее всего, нефть в те страны, где будет присоединение к этому ограничительному пакету, не поставлялась. Хотя пять стран Евросоюза для себя выбили все-таки право не присоединяться к нему, и неизвестно, будет ли на них действие этого указа распространяться. И неизвестно, будет ли поставляться нефть в страны, где это будет указано как референсная цена.

Мы видим недееспособность этого пакета, поскольку по факту произойдет перераспределение товарных потоков: Россия будет поставлять нефть в Китай, Индию и Турцию, а оттуда она будет попадать на европейский рынок. Конечно, этого никто не хочет, в первую очередь страны ОПЕК, потому что это дестабилизация рынка. Ну, и России потребуется адаптация.

Этот процесс адаптации почувствует на себе население России?

— Он может почувствовать в том контексте, если прекратились товарные потоки из Европы. Если говорить о выполнении бюджетом своих обязательств, то они будут исполняться.

Что касается товарооборота с Европой, то многие ведь его сохраняют, весь вопрос в проведении расчетов. Я недавно вернулся из командировки в Таджикистан, там в банках карту «МИР» не принимают. Многие банки даже дружественных стран боятся попасть под санкции. Это более серьезная проблема для наших властей – создание системы расчетов. Товары есть, желание покупать есть, но расчеты провести невозможно. Проблема имеет опыт решения: например, в Китае выстроена система по торговле с Ираном. То есть, китайские компании торгуют только с иранскими компаниями, они не выходят за пределы своего ареала и поэтому не боятся санкций. Но и нашим партнерам нужно время, чтобы перестроиться. Я полагаю, что следующий год пройдет под знаком адаптации экономических моделей.

Есть такие, кто совсем не боится, – это нефтяные китайские и индийские компании. Были попытки выхода на министра, но для Индии, например, которая вышла на численность 1,3 млрд человек, необходимо экономическое развитие, а значит, энергоресурсы, и тратить время на санкционную борьбу им совершенно не хочется. А выдвигать санкции против этой страны некомфортно другим. Здесь, к сожалению, есть культ силы, политический дарвинизм существует, с крупными рыбами опасаются ссориться и Европа, и США – мало ли какой ответ можно получить.

Де-факто это уже происходит, в Европе огромнейшая инфляция. Я не очень могу понять Европу – в этих условиях бенефиты получает американская экономика, Европа теряет свое благосостояние. Невиданные доселе 10 % [экономического спада] – по факту, это бедность населения. Зачем они на эти жертвы идут, мне не очень ясно.

Основания для оптимизма

Мы обычно говорим, что следующий год будет лучше. Но с 2020 года получается наоборот. Люди со страхом смотрят, что принесет год грядущий. У нас есть основания для оптимизма?

— А какие вещи могут внушать супертревожность? Стабильность жизни населения это во многом удел региональных властей. Глава региона должен дарить людям уверенность. Понятно, что кто-то может потерять работу. Власти должны заверить, что их не бросят, будут создавать новые рабочие места, налоговые стимулы и так далее. Да, ситуация обладает определенной степенью непредсказуемости, но по факту все, что могло, уже случилось.

Понятное дело, что основным нашим экономическим партнером становится Китай, и многие экономические цепочки будут завязаны на него. По прогнозам, в ближайшие годы 50 % автомобильного рынка станет китайским.

Что касается бюджета, то он, насколько я могу понять, спокойно наполняется. От санкций могут пострадать частные компании, нацеленные на европейские рынки.

После февраля 2022 года возникали тезисы о возврате в 90-е. В 90-е точно не вернемся?

— Последствия ведь могут быть разными. Например, очень много российских олигархов вкладывали заработанные российские деньги в иностранные активы. Сейчас этой возможности нет, и деньги идут в российскую экономику. Открывающиеся ниши будут заняты российским капиталом.

Но при этом связи с Европой окончательно не обрываются. Посмотрите на полки в магазинах: они заполнены европейским вином. Единственное ограничение: нельзя ввозить вина дороже, чем 100 евро за бутылку. Может, у нас есть любители более дорогих вин, но большинство населения и это устраивает. Это немного смешно: нам санкции, мы санкции, а вино стоит. Еще целый ряд товаров свободно перемещается, несмотря на санкции.

Главные решения 2023 года

Можно ли ожидать рост экономики в 2023 году?

— Я так не думаю. Скорее она покажет стабильный результат. Рост возможен на 1-2 %. Больший рост ожидается через год, потому что необходимо время для адаптации экономической модели.

На экономику влияют и политические события. Какие ключевые политические события мы ожидаем в 2023 году?

— Все решения уже приняты. Новые нормы в сфере налогового законодательства вряд ли будут приняты, несмотря на прозвучавшие инициативы. Военная реформа будет иметь место, политическая вряд ли, потому что уже идет построение системы публичной власти. Каких-то иных реформ вроде бы не ожидается, но давайте дождемся послания президента Федеральному Собранию.

Если спуститься на уровень региона, у нас предстоит важное событие – 300-летие Екатеринбурга. Перед региональной и муниципальной властью стоит задача сделать из него событие федерального масштаба. Я думаю, это запустит дискуссию о развитии города, ведь наша давняя мечта – чтобы Екатеринбург стал городом мирового значения, а не скатился в провинциальность.

Также в юбилейный год состоятся выборы в городскую думу. По моему мнению, на них будет доминировать «Единая Россия». ЛДПР находится на затухающем тренде. Можно предсказать относительную дееспособность местных отделений КПРФ, «Справедливой России», «Новых людей», но вряд ли они получат контроль над городской думой Екатеринбурга.

В целом девизом 2023 года будет «Надейся на лучшее, но готовься ко всему»?

— Жизнь будет продолжаться. Взрослые будут ходить на работу, дети – на учебу. Дети будут рождыться.. Давайте делать так, чтобы внешний фон не был определяющим. Он не всегда будет позитивным, но это не должно умалять значимость нашей внутренней жизни, значимость адаптации экономических процессов.

Фото: ФедералПресс / Татьяна Буторина, Антон Федулов, Полина Зиновьева, Евгений Поторочин, Ольга Юшкова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.