Исполнительный директор Ассоциации менеджеров Вячеслав Евсеев рассказал «ФедералПресс» о возможностях для бизнеса, тренде на психологическую помощь и ключевых компетенциях топ-менеджера в России.
Какие из трендов, сформировавшихся в 2022 году на фоне санкций, на ваш взгляд, продолжатся в 2023-м?
— Долгосрочные тренды сегодня прогнозировать сложно. В российской экономике происходят серьезные изменения, результатом которых должны стать адаптация к жизни в условиях беспрецедентного санкционного давления, изменение традиционных поставщиков и цепочек поставок, формирование новых каналов сбыта, географическая переориентация и многое другое.
Если говорить о трендах на ближайший год, то ключевыми для российского бизнеса можно назвать необходимость меняться вслед за запросами рынка, быстро анализировать ситуацию и принимать решения. Думаю, всем уже очевидно, что санкции в ближайшие годы никто не снимет, а значит, нужно жить в «новой нормальности», как бы ни сложна она была.
В то же время многие отечественные компании восприняли усиление санкционного давления как возможность для роста. Ушедшие зарубежные бренды освободили значительные ниши на рынке, и в тех сферах, где российский бизнес может заместить их, это активно происходит.
Ситуация прошлого года также показала, что государственные организации, крупные компании из разных отраслей и IT-сегмент комплексно переходят или запланировали переход на отечественные решения, что мы повсеместно будем наблюдать в 2023-м. И, пожалуй, самый долгосрочный тренд – это импортозамещение. Российский бизнес еще более интенсивно будет вести разработку собственных технологий, продуктов и услуг.
В «новой нормальности», как вы выразились, особенно важным видится наличие диалога между властью и бизнесом. Как с этим обстоят дела?
— Диалог налаживается, появляется согласие по ряду важных проектов. После введения западных санкций правительство стало активно работать над разработкой мер поддержки отечественных компаний, что было очень позитивно ими воспринято. Такую помощь нужно продолжать, и она должна быть нацелена как на крупный бизнес, так и на МСП.
С какими проблемами уже удалось справиться или как минимум найти временные решения, а какие еще предстоит решить?
— Ряд вызовов и неблагоприятных факторов в российской экономике продолжают сохраняться. Среди них – геополитическая напряженность, последствия которой в особенности коснулись компаний, имеющих связи с рынками Северной Америки и Европы. Западные инвесторы минимизируют свои вложения в российский бизнес, продолжают сокращаться объемы импорта и экспорта товаров, ужесточаются требования иностранного законодательства к деятельности российских компаний. У всех на слуху, например, ограничения цен на нефть и газ из РФ, вводимые странами ЕС и США.
Директора по персоналу из компаний – членов Ассоциации менеджеров также продолжают указывать на нехватку высококвалифицированных специалистов и релокацию кадров. В то же время крупнейшие игроки отечественного бизнес-сегмента сообщают, что вакантные места заняли сотрудники ушедших иностранных компаний. Если говорить об изменениях в команде топ-менеджеров, их позиции успешно закрыли внутренними кандидатами.
Санкции на ввоз технологичного оборудования повлияли на то, что компании переориентируются на аналоги необходимого оборудования. У участников рынка информационных технологий есть шанс занять нишу, которую ранее занимали международные компании – IT-гиганты. Правда, здесь опять же существует проблема высокой конкуренции за высококвалифицированных специалистов.
Как человек, имеющий возможность взаимодействовать с топ-менеджментом из разных отраслей, можете сказать, в каких из них тревога или неопределенность ощущалась больше всего?
— Мы видели серьезные изменения в банковском и финансовом сегменте, в ретейле, туризме, гостиничном секторе. Рынок маркетинговых и коммуникационных услуг также ощущал неопределенность. В целом ситуация экономической турбулентности и санкционного прессинга повлияла на все сферы российского бизнеса. При этом, например, в IT-отрасли наблюдается мощный рывок.
В этом контексте считаю важным отметить, что в 2022 году компании стали фокусироваться на мерах, помогающих бороться со стрессом сотрудников. Это и психологическая помощь, и мероприятия, помогающие обратить внимание на свое состояние. Прежде всего, речь идет о неформальных встречах внутри команд, программах well-being, стратегических сессиях. Программы затрагивают практически все аспекты благополучия сотрудников, решают проблемы личных и семейных отношений, трудности, возникающие в процессе работы, а также оказывают поддержку в решении финансовых и юридических вопросов.
Какие качества или навыки нужны предпринимателям для работы в новых условиях?
— Здесь хотел бы сослаться на данные одного нашего интересного исследования. Накануне выхода XXIII рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров» мы провели опрос, в котором приняли участие более 250 управленцев из крупнейших российских компаний. Результаты показали, что ключевыми компетенциями топ-менеджера в России в ближайшем будущем будет умение быстро адаптироваться к новым условиям, «российская смекалка» и навыки антикризисного управления. Также потребуются умение восстанавливаться и управлять своей психоэмоциональной нагрузкой, критически мыслить и управлять рисками.
При этом 70% опрошенных лидеров бизнеса уверены, что значение управленческих профессий усилится, и всего 1% считает, что их смогут заменить роботы и искусственный интеллект, по крайне мере, в ближайшие пять лет.
В этом ключе, помимо опыта и адаптивности, стоит говорить и о дополнительном образовании, повышении квалификации. Учитывая тот самый «разворот на Восток», о котором так много говорят, насколько актуальны для нас теперь программы MBA, например?
— Российские компании по-прежнему готовы инвестировать в профессиональное развитие своих сотрудников и бизнес-образование. Совсем недавно вместе с Высшей школой бизнеса НИУ ВШЭ мы проводили совместный опрос среди членов нашей Ассоциации и учащихся на похожую тему. Большинство компаний (54%) готовы софинансировать обучение на программах MBA своих сотрудников для выполнения ими рабочих задач, а 43% готовы инвестировать в дополнительное бизнес-образование своих сотрудников даже более 50% от его стоимости.
В лидерах по количеству положительных ответов о готовности софинансирования MBA-образования для сотрудников мы видим не только компании из индустрий, где оно было традиционно востребовано, таких как IT, ретейл, финансы, но и из сфер промышленного сектора – металлургия, горнодобывающая промышленность. Это говорит о том, что российское бизнес-образование постепенно трансформируется благодаря новым потребностям, а значит, не теряет актуальности.
Фото: Maksim Konstantinov / Global Look Press / globallookpress.com