Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Восемь проблем Владивостока от урбаниста Антона Савенко: «фишка» Владивостока сыграла злую шутку

Антон Савенко
Антон Савенко дал ответы на вопросы, которые чаще всего задают урбанистам

Почему во Владивостоке так некомфортно жить: общественный транспорт все еще неприятный, но на личном авто тоже сложно передвигаться. Пешеходам не легче: на них город тоже не рассчитан. Как так получилось и можно ли все исправить, «ФедералПресс» рассказал урбанист, участник сообщества «Решение. Город», депутат Думы Владивостока Антон Савенко.

Пробки. Почему во Владивостоке такие жуткие пробки и что с ними можно сделать?

— Все транспортные проблемы Владивостока сейчас заключаются в одном: высокий уровень автомобилизации. Мы пришли к этому, потому что долгое время нам не было дела до альтернативных способов передвижения по городу. Совсем не думали про инфраструктуру для общественного транспорта, такого как автобус, трамвай, электричка. Логично, что при этом мы абсолютно игнорировали пешеходов, уже молчу про велосипедистов. Теперь у нас слишком много автомобилистов, и от этого плохо в первую очередь самим автомобилистам. Это болезнь, все остальное лишь симптомы.

Тут как раз важно не лечить симптомы, штампуя новые дороги, а принять необходимость ударными темпами развивать альтернативы. Это позволит комфортно провозить по уже имеющимся дорогам гораздо большее количество людей. Только это может эффективно разгрузить наши перекрестки, как и всю транспортную сеть города. Поэтому все решения, которые мы предлагаем в рамках сообщества по исследованию и улучшению городской среды «Решение.Город», опираются именно на это. Посмотреть наши решения по Луговой можно на сайте сообщества.

Еще одна проблема – запаркованные дворы. Как в старом фонде, так и в новостройках. Есть ли опыт решения таких проблем в других странах или городах?

— Опыт решения есть, но весь он, опять же, опирается на уменьшение количества регулярных поездок по городу на личном автомобиле. Сколько бы мы сейчас ни настроили многоуровневых парковок в центре, в старых спальных районах это будет только ухудшать ситуацию. В новых районах, где строят многоуровневые паркинги, попроще, в части инфраструктуры, по крайней мере. Жаль, мало кто покупает места и хочет платить за обслуживание паркинга, поэтому даже там дворы традиционно запаркованы. Да и дороги в центре сильно шире не сделаешь, поэтому дорога от парковки до парковки будет становиться с каждым годом все дольше. Что делать? Развивать альтернативные способы передвижения по городу, чтобы люди комфортно и быстро могли добираться из спальных районов в центр, и у них не было необходимости запарковывать двор.

Для многих проблема – платные парковки. Что-то с ними пошло не так, как думаете – что?

— Платные парковки как инструмент транспортного планирования отлично работают. Да, многим это не нравится, за много лет горожане привыкли, что все общественное – бесплатное, и не берут в расчет, что все это надо обслуживать и ремонтировать, а это стоит больших денег. Разговоры о том, что кто-то платит налоги и имеет право – манипуляции. Все платят налоги, даже те, кто не имеет авто, а больше всего их платят предприниматели. Если предприниматель захочет поставить в центре города свое личное имущество, просто потому что он заплатил налогов больше, чем 80 % горожан, то логика манипуляторов сломается. Они начнут возмущаться, заявляя, что надо брать плату за аренду места.

Собственно, это и есть платные парковки. Это временная аренда частным лицом общественной территории с оплатой в пользу общества. За минусом расходов на обслуживание и содержание системы, естественно.

Но тут стоить отметить, что нюансов по запуску наших парковок много. Например, у меня есть вопросы к функциональности приложения, к размеру выплат в пользу муниципалитета и еще много чего.

Удобство для пешеходов: узкие тротуары, разрушенные лестницы, переходы, заборы вдоль тротуаров, фонари и деревья посреди дороги. Как так вышло?

— Это получилось все по той же причине: автомобилецентричность в развитии транспортной сети города. Когда я задаю на своих выступлениях вопрос: «Сколько людей во Владивостоке имеет автомобиль?», большинство говорит о цифре 80 % и выше. Это заблуждение, которое нам подкидывает наш бытовой опыт. Согласно статистике, личным автомобилем владеет чуть больше 50 % местных жителей.

Причем не имеют машины социальные группы людей, о защите которых мы так много говорим, но на практике делаем мало: это старики, дети, малоимущие группы населения и пр.

Отсюда и столбы посередине тротуара: бытовое заблуждение, что действуешь в интересах абсолютного большинства. Плюс отсутствие возможности проявлять себя и требовать качественную городскую среду у социально не защищенных групп населения.

В большинстве городов с советских времен есть ЦПКиО. Во Владивостоке же нет ни одного парка. Можно ли сделать такой парк? Почему снова все затихло по поводу парка в Минном городке?

— Сделать такой парк можно, и уверен, со временем он появится. Весь вопрос в том, что это не только очень дорого в реализации, но и в дальнейшем обслуживании.

Поэтому прежде чем его делать, необходимо понять, как мы его будем обслуживать, убирать, ремонтировать и прочее. У меня к этим видам работ и организациям, которые их осуществляют в нашем городе, много вопросов.

В Минном городке идет благоустройство, не в том объеме, как хотелось бы, потому что у города нет лишнего миллиарда. Но если бы даже он был, и вы спросили бы меня, на что лучше потратить этот «лишний» миллиард – на реконструкцию парка или на замену постоянно рвущихся теплосетей, мой выбор был бы далеко не в пользу первого.

Отдельный вопрос про благоустройство дворов. Большинство разбиты, даже без нормальных лестниц. Технически, это проблемы жильцов, но когда так по всему городу – это уже больше проблема города. Как можно ее решить? Эффективна ли программа «1000 дворов»?

— Разбитые дворы – исключительно проблема жильцов этих домов. У города ОЧЕНЬ много территорий, которые он должен обслуживать. Муниципалитет с ними не всегда справляется ввиду разных причин, а вы еще хотите дворы добавить. Это, конечно, очень привлекательная идея – снять полностью ответственность с горожан, даже за свой дом, и номинально переложить на того, кто заведомо не справится.

Давайте не будем думать о горожанах как о безвольных лентяях и забирать у них все инструменты влияния на свою жизнь и территорию, где они живут. Тем более, как показывает практика, программа «1000 дворов» работает хорошо, создает активные сообщества жителей, заставляет людей погружаться в тему ЖКХ и управлять свои домом по-серьезному. Но тут стоит понимать, что то, что люди предавали запустению много лет, невозможно отремонтировать быстро. Бюджеты и возможности подрядчиков ограничены, программа продолжается, и я всем рекомендую участвовать в ней.

Общественный транспорт. Почему так исторически сложилось, что во Владивостоке он крайне неприятный? Какие нужны шаги от власти, чтобы ситуация исправилась?

— Об этом мы говорили в первых вопросах. То, что мы считаем «фишкой» Владивостока, сыграло с ним злую шутку: у нас очень много личного автотранспорта. Вся инфраструктура много лет строилась исключительно для него. Все остальные виды передвижения по городу обслуживались по остаточному принципу. Мы сами себя загнали в угол, когда реализовывать какие-либо изменения уже слишком болезненно. Поэтому мы просто делаем вид, что все идет хорошо, и нам просто нужно больше дорог и многоуровневых парковок, хотя все исследования говорят о том, что это не сработает в долгосрочной перспективе.

Для решения этой проблемы нужно вернуть баланс нашей транспортной системе, а для этого нужна политическая воля. Нужно публично принять для города долгосрочную транспортную стратегию с приоритетом общественного транспорта, пешеходного движения и средств микромобильности. Это непопулярное решение, которое больно ударит по имиджу власти. Но если мы говорим о реальных проблемах: высокой смертности на дорогах, плохой экологический ситуации, невозможности передвигаться по городу для огромных групп населения, и я не имею в виду только маломобильных граждан, то популизм тут неуместен. Нам нужны сильные решения на длительную перспективу развития города.

Что лично вы считаете самой большой проблемой Владивостока?

— Самой большой проблемой не только Владивостока, но и всей нашей страны я считаю неумение людей договариваться между собой.

Фото: Администрация Владивостока, ФедералПресс / Анна Миронова

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.