В этом году в столице Заполярья проходят масштабные учения МЧС «Безопасная Арктика 2023». Мероприятие входит в план председательства России в Арктическом совете в 2021–2023 годах. В учениях приняли участие министр МЧС Александр Куренков, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, а также начальник Главного управления МЧС РФ по Мурманской области Руслан Назаров. Главный спасатель Заполярья в беседе с «ФедералПресс» поделился впечатлениями от учений, рассказал об особенностях работы спасателей в суровом северном климате, а также объяснил, почему печально известная трасса в Териберку становится опасной для жизни, особенно зимой.
Руслан Владимирович, расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от учений «Безопасная Арктика 2023», которые стартовали накануне на территории «Атомфлота» в Мурманске.
— Принимать высоких гостей в лице своего руководства – большая ответственность, особенно с международной повесткой. В целом готов подтвердить тот факт, что со всеми поставленными перед нами задачами мы справились. Впервые на «Атомфлоте» мы отрабатывали вводные с применением трех воздушных судов от трех различных ведомств. Это самое сложное – межведомственное взаимодействие. Именно этот тезис и вынесен в заглавие наших учений, поскольку соединить разные структуры с различными задачами и направлениями деятельности бывает очень сложно. К счастью, и на учениях, и в реальной жизни нам это удается.
Как известно, в разных уголках России у МЧС своя специфика работы. А какая специфика работы у спасателей Заполярья?
— Я бы даже сказал, что во всех девяти арктических регионах страны есть своя специфика. В частности, хочу поделиться опытом, ведь моя служба проходила не только в Мурманской области, но и на Чукотке. Я готов сказать, что даже по применению техники есть определенные различия. Если основным средством спасения, перевозки грузов на Чукотке в большей части зимнего периода является техника на шинах низкого давления, то в Мурманской области в связи с обилием снега и неровным рельефом эта техника, к сожалению, не показала свои проходимые качества. И у нас в большей степени применяется снегоход как основной работяга. Что касается тренировки, то в Хибинах у нас есть специальный центр, и туда съезжаются спасатели не только с Северо-Запада, но и со всей России. Специальные тренировки нужны потому, что здесь особые климатические условия, горные вершины без особого риска для жизни спасателей позволяют оттачивать навыки и умения. Ну и хочется подтвердить однозначный тезис, что силами и средствами спасения в Арктике являются все-таки флот и авиация. Как следует из принятых на 2023 год планов, в ближайшее время в Мурманской области наконец-то появится авиационное звено в виде двух современных вертолетов Ми-8, которые поступят к нам на дежурство. Я уверен, что эти воздушные суда усилят нашу команду и будут способствовать скорейшему достижению целей и спасению жизней.
Как в этом году прошел зимний сезон для управления МЧС по Мурманской области?
— К счастью, в этом году было поспокойнее, чем в предыдущие годы, относительно происшествий на водных объектах и потерь в природной среде. У нас не было ситуаций, при которых мы бы не смогли добраться до людей, попавших в беду. Были, к сожалению, жертвы, вызванные переохлаждением. В целом наша система МЧС с поставленными задачами справилась. Все выезды оперативно отрабатывались, и все силы и средства направлялись к месту проведения операции. Все у нас знают, что декабрь, январь и февраль прошли достаточно спокойно даже с точки зрения метеоявлений. Больше нас удивил, конечно, март. В это время спасателям пришлось поработать побольше.
Очень часто в СМИ фигурируют новости о том, что зимой очередные туристы застряли по пути в знаменитую Териберку. Как вы считаете, почему многие граждане, зная, что за окном непогода, все равно едут в этом направлении и, к сожалению, чаще всего оказываются там в большой опасности?
— Причин такого поведения много. Прежде всего это, безусловно, экономическая составляющая. Люди, взявшие тур на три дня, не хотят переплачивать за последующие дни, и, рискуя жизнью, они едут туда в любую погоду в надежде сэкономить семейный бюджет. Именно это играет ключевую роль, а также непонимание арктических условий. Только тогда, когда заканчивается бензин на вторые сутки, когда у тебя отсутствуют варианты, ты начинаешь осознавать, насколько это тяжело. К сожалению, этот опыт приходит к единицам, которые застряли и в будущем уже не повторят ошибок. Другие наступают на те же грабли. К сожалению, общее развитие инфраструктуры, а также цифровизация позволяет в больших городах нам чувствовать полную уверенность и безопасность от каких-либо рисков. Поэтому многие недооценивают климат Арктики, а это значит, что они недооценивают и свою безопасность. Над этими условиями мы сейчас работаем. Недавно обсуждали это с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом. Он поддержал инициативу, которая заключается в отборе туроператоров, с которыми мы совместно будем работать. Они будут брать туристов и заботиться об их безопасности. Именно на их плечах лежит ответственность за то, что многие туристы попадают в опасные для жизни ситуации. С этими туроператорами мы в ближайшее время планируем проводить дополнительные мероприятия, чтобы в будущем таких рисков уже не допускать.
Началась весна, а вместе с ней половодье и ледоход. Расскажите, как вы отслеживаете ситуацию и какие районы Мурманской области сейчас наиболее опасны?
— Основной мониторинг ледовой обстановки обеспечивает УГМС. Сейчас работают 42 стационарных поста, и они подают ежесуточно нам всю необходимую информацию. Более детальный прогноз весеннего половодья мы планируем получить 20–25 апреля. В настоящий момент каких-то опасений по его развитию мы не видим. Снегозапасы составляют примерно 90 % от нормы, что соответствует среднему показателю за год. Но опасения вызывают несколько факторов, которые мы наблюдали в 2020 году. Этот эффект называется «дружная весна», когда идет резкое потепление и долгое тепло. Тогда начинается обильное снеготаяние, резкое поднятие талых вод, которое приводит к подтоплениям. В настоящее время подтопленных населенных пунктов у нас нет. Обильный ледоход мы будем наблюдать в третьей декаде мая и предполагаем, что серьезных опасностей не будет.
Скажите, пожалуйста, какие сейчас имеются на вооружении у заполярного МЧС новые технологии для спасения северян?
— Нужно отдать должное управлению МЧС России в том, что пожарно-спасательная техника у нас обновляется ежегодно. К нам приходят пожарные автоцистерны уже в «арктическом» исполнении, которое предполагает не только подогрев самой цистерны, но и наличие насосов с подогревом. Идут различные технологии, которые позволяют более длительное время работать в отрицательных температурах. Приходят автомобили с повышенным ресурсом подачи огнетушащих веществ. Допустим, на вооружение наших коллег в Снежногорске пришел автомобиль, который позволяет, во-первых, подавать огнетушащие вещества не 40 литров в секунду, а все 120 литров в секунду. Обычный пожарный автомобиль только подает пресную воду, а этот имеет погружные насосы, для того чтобы подавать воду прямо из залива. И таких технологий каждый год мы имеем все больше и больше. Для реагирования в природной среде, я повторюсь, у нас используются исключительно снегоходы. В ближайшее время к нам на вооружение поступит еще два отечественных экземпляра, которые будут испытываться здесь. Но основа реагирования – это люди, влюбленные в свое дело.
Какая сейчас ведется работа по оказанию помощи в Донбассе?
— В первую очередь, у нас туда со всей страны формируются оперативные группы. Они помогают ребятам организовать работу подразделений МЧС и пожарной охраны так, как это сделано в нашей стране. Они делятся своим опытом. Хочется сказать так, что любой субъект позавидовал бы таким оперативным группам, потому что они со всей страны и с совершенно разным опытом. Они могут выбрать для себя из всех тактик самое лучшее. Второе: мы со стабильной периодичностью проводим сбор необходимых средств и отправляем адресно в каждое пожарное подразделение. Кроме того, за многими субъектами закреплено кураторство. Наши ребята приезжают специально в отдельные муниципальные районы наших новых территорий, узнают, что конкретно нужно, и это уже отдельно закупается и поставляется. Естественно, формируются на новых территориях свои управления МЧС и со всей страны собираются специалисты, которые готовы там работать. Эта работа продвигается активно.
Фото: ФедералПресс / Кирилл Конторщиков
Эксклюзивы «ФедералПресс»