В заголовке нет ошибки: музыкальные романтики из Северной столицы теперь предпочитают «алкать», то есть страстно чего-то желать, чем искать «истину в вине», как писал когда-то знаменитый поэт из Петербурга. Накануне трио Billy’s Band стало хедлайнером Ural Music Night – международного музыкального фестиваля в Екатеринбурге. На двух из ста фестивальных площадок зрители вдохновенно подпевали атмосферным хитам «Оторвемся по-питерски», «Поваляемся» и многим другим. На фестивале Billy’s Band впервые выступил в новом составе – партию гитары исполняет Марс Ковалевский. Какие еще трансформации произошли в группе и чего ее участники желают выпускникам 2023 года – в интервью «ФедералПресс».
Что такое оторваться по-питерски, как пелось в одной из песен 2005 года?
Билли Новик (контрабас):
— В тот год я вернулся в город поздно вечером на Московский вокзал в Петербурге и понял, что денег на такси у меня, конечно же, нет. И пошел пешком до Купчино, где тогда жил, а это полгорода пешком. Шел ночью, проклиная все на свете. На рассвете с первыми лучами солнца меня внезапно озарило – я понял, что это и есть счастье: белая ночь, лето, Петербург, и ты возвращаешься домой. В идеале дома тебя ждет любимая женщина. На самом деле гастрольная жизнь очень тяжелая. И оторваться по-питерски для меня лично означает приехать домой и три дня никуда не выходить – просто лежать на кровати с закрытыми шторами.
Михаил Жидких (саксофон):
— Я не петербуржец, и для меня оторваться по-питерски – это уехать в мой родной город и скучать по Петербургу, желая поскорее вернуться в него. Я родился в Горьком, сейчас это Нижний Новгород.
Марс Ковалевский (гитара):
— Я из Самары. И для меня оторваться по-питерски – когда сидишь в Самаре и рассказываешь о белых ночах в Петербурге, но не знаешь, что это такое. Ты мечтаешь оторваться по-питерски, а потом приезжаешь в город на Неве и понимаешь, что твои представления – миф, легенда. И на самом деле все круче.
Вас отличает некий шик: сверху все сдержанно и респектабельно. И у всех троих красные носки и кеды с тремя полосками. Что такое стиль по-питерски?
Билли Новик:
— Петербургский стиль – сдержанный изящный минимализм. Интеллигентная подача без всяких там кричащих балахонов, штанов и прочего. Сдержанный стиль диктуется, в первую очередь, петербургской архитектурой – она представляет собой классику, неоклассику, модерн, барокко и эклектику. Еще петербургский стиль заведомо антигламурный с легкими элементами небрежности. Например, у тебя хорошие классические ботинки, но без шнурков (смеются). Или хороший дорогой классический пиджак, но немного помятый и с засученными рукавами.
Михаил Жидких:
— Петербургский стиль меня всегда удивлял. Как только в городе начинает становиться теплее, то можно увидеть разных людей: кто-то идет в длинном пуховике, кто-то уже в шортах.
Сеть баров The Hat есть в Москве, Петербурге и даже в Берлине. Главным идеологом необычных музыкальных заведений, где «наливают настроение», выступает Билли Новик. Чем отличается публика двух российских столиц?
Билли Новик:
— Московская публика, по крайней мере на концертах, более открытая и эмоционально более активная. Отчасти это связано с ритмом жизни. Москвичи живут по определенному графику, связанному с их трудовой деятельностью. Вспоминается пословица: «Кто тяжело работает, тот тяжело отдыхает». В этой шутке есть большая доля правды, и мы видим на концертах, что москвичи больше веселятся – именно они отрываются «по-питерски». А сами петербуржцы живут в спокойном ритме жизни, и эмоциональные качели между трудовыми буднями и выходными у них не так явны. Разницу между столичными публиками видно и в театре. Московская театральная публика просто получает удовольствие от театрального действа. А петербургская – более требовательная и словно транслирует: «Ну-с, посмотрим, что вы нам тут покажете».
Что важнее: музыка, текст или вайб?
Билли Новик:
— Я считаю, что на первом месте текст, на втором – вайб, то есть энергия, на третьем – музыка. Нужна смесь четких архетипических историй, выхваченных из реальной жизни. Важно что-то подметить словами и передать в песне. Русскоязычное восприятие чутко реагирует на какие-то очень тонкие важные фразы, и именно они находят отклик у слушателей.
Для меня на первом месте два писателя, которые конкурируют друг с другом с частотой два раза в год. Это Лев Толстой и Федор Достоевский. Очень нравится Антон Чехов и Виктор Астафьев, который выхватил из жизненного контекста такие тонкие мысли, что я поражаюсь.
Михаил Жидких:
— Больше всего читал Тургенева и Куприна. Если говорить о вайбе, то все зависит от жанра музыки. Если это рэп, то музыка вообще не главное. Первоочередными будут текст и энергия. Если говорить о классической музыке, то там композиторская мысль и энергия настолько мощны, что не нужны слова и даже какое-то изощренное исполнение.
Марс Ковалевский:
— Мне кажется, для молодежи слово «вайб» не имеет такого значения, как слово «энергия», значение которой раскрыли мои коллеги. Вайб – просто прикол.
Тогда какая энергия у группы Billy’s Band?
Билли Новик:
— Она печальная, ироничная и романтичная.
Билли, в одном из интервью Вы говорили, что раньше апеллировали к алкоголю, чтобы казаться брутальным и дерзким? С тех пор что-то поменялось? Какой образ примеряете на себя сейчас?
— Когда я был молодым, то считал, что алкоголь убивает именно те нейроны, которые мешают жить. Став постарше и убив достаточно много нервных клеток, я понял, что ошибался и не то убивал (смеется). С алкоголем я убил и свою личную жизнь, да и не только свою. Любимый напиток сейчас – крепкий и хорошо заваренный черный чай – индийский крупнолистовой. Еще люблю в жару томатный сок пополам с водой – томатный шорле, как говорят в Германии (группа Billy’s Band неоднократно гастролировала в Германии. – Прим. ред.). В райдере у нас прописано два литра томатного сока и четыре больших хороших помидора. А вообще наш райдер в открытом доступе, там нет ничего необычного: четыре аппарата для измерения давления, восемь пачек анальгина, две капельницы и штанга с боксерской грушей (смеются).
Я стараюсь избавиться от каких-либо образов и не хочу примерять их на себя. Хочу быть обычным человеком. Конечно, это не получается, потому что любой образ – самая мощная защита от самого себя, проблем и невзгод социального окружения. Очень тяжело ходить «голым» – всегда легче и безопасней носить образ-маску.
Что ближе вам: кино или театр?
Билли Новик:
— Кино ближе, так как хорошее кино удается просмотреть чаще. В театре сейчас происходит засилье индивидуальностей отдельно взятых режиссеров, их взглядов и отдельно взятой культуры. Иногда приходится переступать через себя, чтобы это просто воспринимать. Я люблю классические театральные пьесы и хочу слышать текст автора, а не режиссера, как он видит и переосмысляет то или иное произведение.
Особенно берут за душу советские фильмы своей проникновенностью и актерской игрой. Теперь уже понятно, какой сильной была кинематографическая школа в Советском Союзе. В дошкольном возрасте я даже не понимал, что в художественных фильмах играют актеры – считал, что это реальные события, которые просто умело сняли.
Михаил Жидких:
— Есть такая фраза, что с каждым годом в советских фильмах актеры играют все лучше и лучше. Например, «Весна на Заречной улице».
Billy's band неоднократно менял стиль и аранжировки. На какую публику ориентируетесь сейчас и почему?
Билли Новик:
— За историю существования нашей группы неоднократно меняли стили, но никогда полностью не меняли парадигмы. Мы шли на определенные эксперименты: играли рок, гранж и другое. Но всегда оставались в стиле, который формулируем как «романтический алкоджаз из Петербурга». Теперь уже не от слова «алкоголь», а от «алкать», то есть страстно чего-то желать: романтики, проникновенности, иронии в петербургском сдержанном ключе и самоиронии. Поэтому ориентируемся на тех, кто резонирует вместе с нами и нашей музыкой.
Творчество – это любое созидание. Например, позавчера я сделал садовую скамейку. И думал, что вот оно – творчество: надо было все продумать, выпилить, если не получится, то переделать. Не было скамейки – и вот теперь она стоит! Ты – созидатель.
С музыкой то же самое, только с ней творчество по-другому работает: невозможно превратить его в ежедневное действие. Нужно ждать, когда придет идея. Мы семь лет играли только концерты – одни и те же песни, веселились вместе с публикой, а все думали, что мы творческие люди. Увлечение последних пяти лет – люблю создавать элементы ландшафтного озеленения. Я чувствую в этом творчество. Когда ты созерцаешь, то ты творишь свой внутренний мир, а когда созидаешь – изменяешь мир вокруг.
В дни фестиваля Ural Music Night проходил выпускной. Какой совет бы дали молодому поколению?
Билли Новик:
— Самый плохой совет – слушать советы. Тогда ты перестаешь слышать свой внутренний голос. А он говорит только об одном: у тебя есть энергия на выполнение того или иного дела или ее нет. Собственно успех часто измеряется количеством внутренней энергии, которую ты готов посвятить какому-то делу. За десять лет можно научиться многому и стать профи, просто на это должны быть внутренние ресурсы. Поэтому спрашивайте у самого себя, есть ли у вас большая долгая энергия для чего-то.
Михаил Жидких:
— За молодежь сейчас очень переживаю. Надо, чтобы молодые люди не отходили от общечеловеческих ценностей.
Справка «ФедералПресс»:
Billy’s Band играет в стилях блюз, свинг, рок и джаз. Группа основана в 2001 году и за 22 года существования группа записала пять студийных и три концертных альбома, три сингла и несколько сборников. Один из немногих популярных коллективов в России, который относится к модели DIY (Do It Yourself) – команда сама записывает и оформляет альбомы, занимается дистрибьюцией и рекламой, устраивает концерты и гастроли. Billy’s Band не заключил ни одного контракта с крупным рекорд-лейблом или продюсером.
Фото: ФедералПресс / Алена Людвиг