Масштабный фестиваль SuzdalBlues прошел в Суздале с 7 по 9 июля. Байкеры со всей страны съехались на берег реки Каменки, чтобы отдохнуть и послушать качественную музыку. Известный предприниматель и путешественник Максим Привезенцев рассказал «ФедералПресс» об идее фестиваля, развитии сигарного бизнеса в России и своих творческих планах.
Как родилась идея создания фестиваля?
— Эта идея пришла ко мне, потому что я люблю этот город. Я учился во Владимире в университете, в Суздале проводил много времени. У меня был домик неподалеку, на берегу реки Нерль. Ко мне приезжали мотоциклисты, я показывал им этот уникальный город. Для них это всегда было открытием. Суздаль – моя вторая родина, сам я с Сахалина, а Суздаль я ощущаю как вторую родину, отношусь к этому месту с большой душевной теплотой. Я видел, с каким воодушевлением люди находятся в этом городе, и подумал, что нужно сделать фестиваль для мотоциклистов. На первый фестиваль ко мне приехали 60 моих друзей. Еще не было формата, не было названия. Это был такой «летний день рождения в Суздале». И каждый год я развивал это мероприятие. На второй год ко мне приехали около 300 человек.
Почему Суздаль, байкеры и блюз? Как это переплетается?
— После второго фестиваля я понял, что нам нужно развивать музыкальный формат. По отношению к мотоциклистам много стереотипов: «невоспитанные, брутальные, съезжаются на рок-фесты». Отчасти эти стереотипы оправданны, отчасти – нет. Моей задачей было найти такой музыкальный формат, чтобы поднимать планку мотокультуры и показывать, как красиво могут отдыхать люди, которые ездят на мотоциклах.
Блюзовая музыка, которую я люблю, оказалась идеальным форматом. Эта музыка не вырабатывает тестостерон, это корневая, базовая музыка для многих стилей, она создает расслабленную, комфортную, дружелюбную атмосферу. Люди чувствуют себя расслабленно, им не нужно никому ничего доказывать. Благодаря выбору музыки, благодаря тому, что у нас закрытая территория, которая из года в год растет, мы нащупали свой формат. Платный вход, блюзовый формат, приоритет байкерам – мотоклубам, мотоиндустрии, тематическим магазинам.
Каждый год мы смотрели, что получается, что не получается. В прошлом году мы доросли до шести тысяч человек, а в этом году уже в первый день приехало шесть тысяч. Думаю, мы побьем прошлогодний рекорд. Встречаем юбилей красиво. Изначально поляна была 500 квадратных метров, сейчас – 35 тысяч «квадратов», это почти город. Уровень сцены – категория «А». Поэтому люди к нам и едут: они понимают, что качество будет на уровне.
Как вы формируете пул исполнителей?
— Наш музыкальный директор – Евгений Колбашев, очень известный в блюзовой среде человек. Он уже третий год является музыкальным директором фестиваля. В этом году было около подано 200 заявок. Обычно у нас процедура такая: мы заканчиваем фестиваль, месяц подводим итоги и работаем над ошибками, составляем план фестиваля на следующий год. Дальше мы начинаем принимать заявки и отслушиваем все, что нам присылают, формируем первый вариант лайн-апа следующего года. К февралю мы уже имеем финальный вариант и занимаемся райдерами, контрактами и прочим.
Нет жесткого приоритета с точки зрения музыкантов. Есть признанные корифеи, мы ищем и молодые коллективы. Например, «Комната-60» была группой-открытием три года назад. Сейчас это уже именитые ребята из Кировска. В этом году у нас выступают Bluescake, ребята из Новороссийска, фантастическая группа. Это тоже открытие фестиваля.
Приглашаем и классные группы, но, может быть, несколько подзабытые или не так раскрученные. Вчера у нас была группа «Санкт-Петербург», это основатели ленингадского рок-клуба, в воскресенье – группа «Сейф», очень крутая.
Поскольку в прошлом году произошло разделение на дружественные и недружественные страны, еще в прошлом году мы сделали акцент на странах Южной Америки, Аргентине и Бразилии. Буквально утонули в блюзовой Аргентине – более 2000 групп.
Даже именитые группы, которые к нам приезжают, просят выступить снова в следующем году. Так, на фестивале 2022 года у нас выступил Евгений Маргулис со «Степными Битлами». В этом году он приехал со своей программой, вчера все прошло отлично, несмотря на дождь, публика кайфовала.
Есть ли планы расширить фестиваль во времени?
— На сегодняшний день SuzdalBlues – это трехдневный фестиваль, раньше фестиваль проходил два дня. Но больше – пока нет. Это требует огромных затрат и ресурсов. В этом году мы сделали и городскую программу, проводим несколько концертов, выставку ретроавтомобилей. У нас есть вместе с администрацией Суздаля идеи, как заполнить атмосферу города событиями, связанными с мотокультурой. По итогам этого фестиваля будем расширять городскую программу.
В целом же, трех дней достаточно. Люди насыщаются. Нужно и уважать жителей. Коммерсанты довольны этим потоком участников фестиваля, что же касается обычных горожан – кто-то с терпением, а кто-то и нет относится к тому, что на улицах много мотоциклов и звучит громкая музыка. Растягивать фестиваль на неделю было бы некорректным по отношению к местным жителям.
Как строится взаимодействие с городскими властями?
— В этом году мы подписали трехлетнее соглашение с администрацией Суздаля о партнерстве. Именно в рамках этого партнерства все, что касается ретровыставки и концертов, мы делали совместно с администрацией города и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником. Есть программа продолжения этого сотрудничества. С точки зрения и областных, и местных властей проблем нет. Мы все согласуем заранее, получаем все разрешения, есть все планы по безопасности. Вчера была комиссия из областного УВД, поставили нам пятерку. У нас не было инцидентов за последние семь лет. К нам относятся хорошо. В этом году у нас есть специальные билеты на фестиваль для жителей, мы подарили билеты для детских фондов, общественных организаций для того, чтобы жители Суздаля тоже могли прийти к нам посмотреть на мотоциклы, послушать музыку. Мы пытаемся выстроить хорошие отношения и с администрацией, и с горожанами.
Вы занимаетесь и сигарным бизнесом. Расскажите, как обстоят дела в этой сфере в РФ с учетом всех нынешних сложностей – геополитических и экономических?
— Проблемы мои, моей сигарной компании не идут ни в какое сравнение с большими бизнесами. Мы все испытываем сложности, в том числе и с валютными операциями, контрактами. Но смекалка русского человека дает возможности находить те или иные решения. Мы привозим сигары, привозим табак. Да, бывают перебои, приходится менять логистические и финансовые цепочки, но в целом, при всем политическом ажиотаже и сопротивлении экономическим связям бизнес и культурные связи помогают такие проблемы решать. Мы быстро адаптировались. Конечно, хотелось бы, чтобы все поскорее закончилось. Но это политические решения, в моем понимании нет ни правых, ни виноватых. Когда наверху договорятся, бизнес очень быстро придет в нормальное русло, как и культурные связи.
В прошлом году вы говорили о своей книге «Торговец дыма», расскажите, пожалуйста, о том, что еще планируете написать?
— Да, в прошлом году я презентовал книгу «Торговец дыма», это большая история о табаке, о Колумбии, о художнике Альбрехте Дюрере. Уже пять лет на фестивале я презентую новую книгу, написанную между фестивалями. В этом году прошла презентация и фильма, и книги «Путешествие из Парижа в Тобольск». Это книга, посвященная моему прошлогоднему путешествию из Парижа в Тобольск. Она базируется и на моих московских дневниках о том, что происходило в 2022 году. Закончил я московский дневник в рамках этой книги в этом мае, есть там и некая рефлексия по текущим событиям, а также линия о писателе Александре Радищеве, его судьбе, его книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Первые отзывы о книге мне приятны. Главный комплимент, который говорят: «Невозможно оторваться до последней страницы».
В мае я сделал путешествие по местам русских писателей в Европе. Сейчас работаю над новой книгой с интересным сюжетом. Надеюсь, к следующему фестивалю, будет новая интересная книга. Попробую себя не только в романах о путешествиях, но и на поприще сатиры и детективного фикшена.
Как вообще вы пишете? Какой у вас творческий процесс?
— Я просто много пишу. В среднем я пишу пять тысяч знаков в день. Неважно, какие тексты: это могут быть наброски рассказов, документы, какие-то научные вещи. Главное – все время набивать руку, заставлять нейронные связи в голове работать.
Я много читаю. К середине года я прочитал около шестидесяти книг. Это очень важно для того, чтобы писать. А дальше – просто сажусь писать, обычно либо рано утром, либо поздно вечером. А сюжеты – это путешествия.
Фото: ФедералПресс / Герман Парло