Тихон Рощупкин 6 лет проработал в Яндекс.Поиске, после чего до недавнего времени занимал должность технического директора проекта Яндекс.Маршрутизация. Специально для «ФедералПресс» он рассказал о создании проектов и трендах в современной логистике.
Тихон, расскажите о начале своей работы над проектом Яндекс.Маршрутизации.
— Непосредственно перед запуском Яндекс.Маршрутизации у нас было пробное приложение для курьеров, где они могли оптимизировать свои маршруты на день. Мы его пилотировали на крупном e-commerce игроке и еще одной логистической компании. Именно оно натолкнуло нас на мысль о том, что надо делать Маршрутизацию, то есть заниматься планированием и распределением заказов между курьерами. Оказалось, что это приносит гораздо больше профита, чем оптимизация маршрутов уже после того, как они были спланированы логистом.
Когда я только пришел в Геосервисы Яндекса, руководство понимало, что продукты этого направления пользуются широкой популярностью, но платить за них пользователи не привыкли и перед нами стояла задача найти новые способы монетизации. В процессе проб и ошибок с прототипами новых продуктов мы узнали, что есть большая отрасль логистики, где маршруты до сих пор планируются людьми вручную. Так в 2017 году появился проект Яндекс.Маршрутизация, где я занял должность технического директора, руководителя разработки и руководил 50 специалистами. Кроме того, я был и СРТО, и отвечал за сам продукт.
Сегодня сервис дает возможность значительно сократить затраты на доставку, предоставляя продукт для решения логистической задачи, которым пользуются крупнейшие игроки на рынке. Детальные карты обновляются 2 раза в неделю и помогают обслуживать 4 миллиона организаций.
Ранее в интервью для Хайтек+ вы упомянули ряд своих обязанностей в компании. Расскажите подробнее о том, чем вы занимались во время работы над таким сложным логистическим проектом?
— В обязанности технического директора входило очень много задач, в том числе:
1. Управление разработкой и техническими ресурсами. Я отвечал за создание технического продукта, управление командой разработчиков, аналитиков и других технических специалистов. Планировал потребности в ресурсах, распределял задачи, следил за выполнением сроков и обеспечивал качество разработки продукта. У нас было два горизонта планирования ресурсов разработки: квартальный и двухнедельный. Квартальный позволял обеспечивать ресурсами долгосрочные проекты из дорожной карты, а двухнедельные спринты давали возможность балансировать между текучкой и большими проектами.
2. Техническое стратегическое планирование. Я определял дорожную карту развития продукта с технической стороны, учитывая потребности клиентов, рыночные тренды и конкурентные преимущества.
3. Техническое руководство и советы. Технический директор является ключевым техническим экспертом в компании. Я консультировал руководство по техническим вопросам, принимал решения по технологической архитектуре продукта, выбору технологий и оптимизации процессов разработки.
4. Управление качеством и технической поддержкой. Отвечал за обеспечение высокого качества продукта, включая тестирование, отладку и устранение ошибок. Также я очень плотно взаимодействовал с командой технической поддержки клиентов, чтобы обеспечить быстрое и качественное решение технических проблем.
5. Сотрудничество с другими отделами. Активно сотрудничал с отделами маркетинга, продаж и сопровождения клиентов. Помогал с числами для маркетинговых кампаний, принимал участие в предпродажных и послепродажных встречах с клиентами и обеспечивал техническую информацию для продажи продукта. Высокоуровневое вовлечение технического директора в проекты entreprise-продаж важно потому, что это большие и дорогие проекты, и от успеха их реализации зависит выполнение годового плана продаж. Технический директор может на раннем этапе переговоров понять реалистичность и целесообразность проекта, и уберечь от ненужной траты ресурсов, или же, наоборот, распознать низко висящий фрукт и малыми силами выиграть большую сделку.
6. Мониторинг и инновации. Следил за инновационными технологиями и тенденциями в отрасли SaaS. Проводил исследования конкурентных решений, тестировал новые инструменты и методы, чтобы обеспечить конкурентное преимущество продукта и постоянное развитие. Яндекс.Маршрутизация работает в очень сложной предметной области, и чтобы сделать чистое сравнение с конкурентом, требовались переговоры на уровне технических директоров с обеих сторон из-за высоких рисков, возникающих из-за ошибок в такого рода соревнованиях без выделенного арбитра.
Какие тренды в логистике вы можете выделить?
— Сегодня завершается фазовый переход к автоматизации планирования: рано или поздно все маршруты будут планироваться автоматически и оптимально. Даже если нужно спланировать всего лишь один маршрут, это можно сделать бесплатно на Яндекс.Картах. Кнопка «оптимизировать» появляется после добавления третьей точки на маршруте. С гордостью могу отметить, что это реализовано на технологии Яндекс.Маршрутизации. Мы видим, что этим функционалом пользуются все чаще и чаще: сарафанное радио логистов само разносит новость об удобном инструменте.
Я убежден, что на смену автоматизации планирования скоро придет тренд использования самодвижущихся роботов. Уже больше десятка лет Google, Uber, Яндекс и другие технологические гиганты пробуют добиться прорыва, который позволит массово использовать таких роботов на дорогах. В будущем это вызовет новый фазовый переход. Отдельно отмечу, что задача планирования оптимальных маршрутов никуда не денется и с роботами.
Если забегать совсем далеко в будущее, то кажется странным, что для перевозки коробки весом около килограмма нужно передвигать машину весом полторы тонны, жечь бензин и увеличивать пробки на дорогах. Это вредно для экологии и в целом выглядит неэффективно. Такую маленькую посылку можно было бы доставлять квадрокоптером за минуты сразу на ваш балкон. Прогресс в этой области есть, например, Яндекс.Маркету мы сэкономили 5000 тонн выбросов углекислого газа, но пока до повседневного применения еще очень далеко.
Тихон, чем вы гордитесь в своей работе?
— Я горжусь своей работой и своей командой, когда клиенты говорят теплые слова благодарности за продукт. Особенно приятно было увидеть среди клиентов врачей, которые планировали маршруты карет скорой помощи для развоза выздоровевших пациентов во время эпидемии коронавируса. Мы совершенно этого не предвидели, но жизнь сложилась таким образом, что наш продукт стал полезен с такой неожиданной стороны.
Отдельно чувство гордости у меня вызывает то, как самореализуются члены моей команды, как они учатся новому и достигают новых успехов в процессе совместной работы.
Фото предоставлены автором