В ходе ВЭФ были представлены итоги работы «ЭРА-ГЛОНАСС» и планы развития целого ряда сервисов на основе этой госинформсистемы. Успешно работающую платформу намерены экспортировать в другие страны, использовать для развития беспилотной и малой авиации, маломерных водных судов. О подобных перспективах и планах работы в интервью «ФедералПресс» во время Восточного экономического форума рассказал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич.
Алексей Анатольевич, расскажите о результатах работы вашего основного проекта «ЭРА-ГЛОНАСС». Скольким автомобилистам уже удалось помочь благодаря этому сервису?
— АО «ГЛОНАСС» является оператором государственной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Основная задача – это аварийное оповещение о дорожно-транспортных происшествиях. Такая система была впервые в мире создана в России в 2015 году. С тех пор количество переданных в службу спасения вызовов превысило уже 310 тысяч, из которых 80 % – это в автоматическом режиме сработавшее устройство. Это говорит о том, что вызовы происходили в тяжелых случаях: наша система выполняет свою задачу. Ежегодно «ЭРА-ГЛОНАСС» помогает спасать тысячи жизней. Система не стоит на месте, она развивается, в текущем году мы закончили интеграцию со службами 112 во всех регионах, она стала ещё более автоматизированной. В среднем экстренный вызов обрабатывается нашим контактным центром за 19 секунд.
Мы идем в новые сегменты транспорта, к примеру, мы завершили пилот по маломерным судам. Также тестируем аварийное оповещение для малой авиации. Ежегодно к «ЭРА-ГЛОНАСС» присоединяется свыше миллиона транспортных средств, и наша задача при таком интенсивном масштабировании – обеспечить высокий уровень надежности.
Надо отметить, что система имеет неплохой экспортный потенциал. Она обеспечивает навигационный суверенитет, то есть использует сигнал практически любой спутниковой группировки. Сейчас работаем над тем, чтобы экспортировать ее в другие страны, например, в Армению – это будет первый опыт трансфера технологий. Ведем переговоры со странами дальнего зарубежья. Так, интерес демонстрируют Аргентина, Индонезия и ряд других стран. Считаю, что у этой системы очень большое будущее. Мы продолжим работу над надежностью и масштабированием и одновременно будем стараться вносить вклад в высокотехнологичный экспорт, продвигая это замечательное решение за рубеж.
Вы упомянули, что система будет работать в сфере маломерных судов и в авиации. Как «ЭРА-ГЛОНАСС» может помочь владельцам лодок и небольших самолетов? В случае происшествия с такими видами транспорта, часто поиски пострадавших занимают дни или даже недели.
— Недавно завершились испытания системы и трекеров на водных объектах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, организаторами были Минпромторг, Минтранс, Ространснадзор и МЧС. Система получила высокую оценку, отработаны были не только классический сотовый канал передачи информации, но и спутниковая связь. Мы запускам конструкторское бюро «ГЛОНАСС», чтобы заниматься разработкой новых технологий и проектов, комплементарных действующей системе.
Очень ждем, когда в промышленное применение поступит наш спутниковый трекер. Это позволит нам закрыть ту часть территории России, которая не покрывается сегодня сотовой связью. Там также есть потребность в передаче сигнала SOS, в мониторинге различных видов транспорта и подвижных объектов. По нашим расчетам, где-то 3–6 месяцев будет достаточно, чтобы перейти к промышленному использованию этой технологии.
Минувшим летом вы начали тестирование системы мониторинга для авиабеспилотников? Какие результаты и планы развития проекта?
— Эта отрасль формируется на наших глазах, правила игры еще не определены. Сегодня есть ряд сдерживающих ее развитие бюрократических барьеров, например, согласование полета, выдачи разрешения на полет и на использование результатов аэрофотосъемки. Это может занимать месяцы, что загоняет часть игроков отрасли в серую зону и мешает ее полноценному развитию. Создание прозрачности в этой сфере для АО «ГЛОНАСС» быстро выполнимая задача. Мы планируем простимулировать развитие этой отрасли, у нас имеются готовые решения. Платформа по мониторингу уже сегодня показала свою работоспособность на примере малой авиации. Мы считаем, что это абсолютно релевантный и применимый для авиабеспилотников опыт. Есть и нерешенные задачи, как то, что стандартные трекеры работают через сотовую инфраструктуру. Нужно решать технический вопрос со спутниковым каналом передачи данных, и АО «ГЛОНАСС» вовлечено в этот процесс создания архитектуры будущей системы. Мы очень надеемся, что платформа, которая есть у нас, послужит на благо отрасли.
На ВЭФ вы сообщили, что начата работа конструкторского бюро ГЛОНАСС. Какие первые проекты вы планируете реализовать?
— У нас несколько направлений для КБ «ГЛОНАСС». Одно из них – это высокоточное позиционирование, технология, в которой крайне нуждается агропромышленный комплекс. Современная сельхозтехника в прошлом году после ухода иностранного поставщика-монополиста может не обеспечивать необходимую эффективность. Исчезло высокоточное, до сантиметров, позиционирование. Мы сейчас испытываем нашу полностью отечественную технологию и в течение полугода сможем предложить рынку готовый продукт.
Какими вашими проектами в сфере трансформации общественного транспорта интересуются российские регионы?
— АО «ГЛОНАСС» выполняет еще одну важную социальную функцию – это мониторинг пассажирского транспорта по всей стране. На сегодня чуть уже половина всех транспортных средств такой категории находится на нашей платформе. Мы не стоим на месте и на базе инфраструктуры создаем коммерческие продукты. Одним из них является диспетчеризация – технология позволяет гражданам, пассажирам в приложении на сотовом телефоне видеть в реальном времени прибытие транспорта к остановке. Например, это могут быть «Яндекс.Карты», с которыми мы интегрированы. Что немаловажно, это решение доступно для небольших городов, оно не требует расходов на цифровизацию. Мы предлагаем это решение по доступной цене.
И в заключение нашего интервью – с чем приехали на ВЭФ, какие будут подписаны договоры в этом году?
— На форуме мы планируем подписать ряд соглашений с государственными и частными компаниями, с регионами. К примеру, это очень важное для нас соглашение с «Почтой России» по мониторингу и повышению эффективности логистики.
По развитию сервисов для пассажиров общественного транспорта мы запускаем совместную работу с платежной системой «Мир» и подписываем меморандум с Национальной системой платежных карт.
По развитию логистики продовольственных товаров на пространстве ЕАЭС – совместно АНО «Евразийская Агрологистика» реализуем проект «Непрерывная холодовая цепь» на всех логистических этапах «Евразийского Агроэкспресса». Проект охватит территорию ЕАЭС и в перспективе будет расширен на страны Каспийского бассейна, Персидского залива и Шанхайской Организации Сотрудничества. Сотрудничество предполагает проведение совместных пилотных проектов по перевозке крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров на одном из направлений «Евразийского Агроэкспресса» с использованием опыта и технологий российского сервиса «Мониторинг ЭРА», созданного на основе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Также мы масштабируем наши технологии для авиабеспилотников и планируем объединить ведущие компании отрасли и для этого подписываем соглашения с компанией «Флай дрон», а также со структурой ГТЛК и Фонда поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ) – компанией «БАС».
Планируем подписать соглашение с Тихоокеанским госуниверситетом по масштабированию нашей системы индор-навигации, разработанной для первой в России системы комплексной безопасности совместно с Томским госуниверситетом. Также заинтересованы в том, чтобы помимо КБ «ГЛОНАСС» еще развивать собственную стартап-студию. Эти два подразделения будут работать на выстраивание отношений с крупными вузами, в том числе Дальнего Востока, чтобы открывать доступ на массовый рынок идеям и проектам студентов, молодых ученых и предпринимателей.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов
Восточный экономический форум