Top.Mail.Ru
Общество
Республика Башкортостан
0

Историк экономики Быков: «Нам нужна самодостаточность, а не прибыль»

Эксперт рассказал об экономике самодостаточности
Эксперт рассказал об экономике самодостаточности

Российский экономист, историк экономики, автор книги «Лоббистика для президентов» Андрей Быков в беседе с «ФедералПресс» рассказал, зачем России нужна экономика самодостаточности, чем она отличается от автаркии и сколько лет нужно, чтобы к ней прийти.

Что такое экономика самодостаточности и имеет ли она отношение к абсолютной независимости государства?

— Экономика самодостаточности, если очень коротко, – это жизнь по средствам и собственное товарное производство. Каждой стране нужно иметь возможность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, не надо обеспечивать себя за счет будущих поколений, влезать в долги, пытаться жить за счет труда других народов. Надо жить своим трудом и жить по средствам, иметь свое собственное товарное производство, которое будет удовлетворять все базовые потребности отдельного региона и целой страны.

Можно ли сказать, что в СССР была экономика самодостаточности?

— За 1000 лет истории России мы жили в этой системе более чем 2/3 этой истории. Благодаря этой системе мы победили во Второй мировой войне.

Самодостаточность бывает четырех уровней: самодостаточность семьи (когда семья живет по средствам, на то, что зарабатывает, и что-то откладывает); самодостаточность города или муниципалитета; самодостаточность региона; самодостаточность страны.

Самодостаточности человечества не бывает. Этого не было никогда в истории.

Какие из этих уровней наиболее важны?

— Очень важен уровень самодостаточности региона. Советская экономика и экономика Российской Империи состояла примерно из 30 экономически самодостаточных регионов. Поэтому когда немецкие фашисты захватили западную часть Советского Союза, подошли к Волге, были на Кавказе, мы выжили, потому что за Волгой у нас были самодостаточные регионы, которые могли себя прокормить, обеспечить энергией, одеждой, обувью. И, слава Богу, мы сохранили возможность производить вооружение, боеприпасы и в итоге выиграли войну.

Самодостаточность – это как герметичность. Самодостаточная страна подобна кораблю, у которого есть 30 герметичных отсеков. Будем считать, что в войну немцы пробили 10 отсеков. Но наш корабль не утонул, потому что еще 20 отсеков позволяли сохраняться на плаву. Это было очень сложно, критично, но мы выстояли, потому что самое необходимое производилось на месте.

Что противостоит экономике самодостаточности?

— Самодостаточности противостоит экономическая идеология прибыли. Вся мировая экономическая история состоит из борьбы этих двух идеологий: мировоззрения самодостаточности и идеологии прибыли. В прибыли живут люди, которые недовольны тем, что они имеют. А самодостаточные люди всегда довольны тем, что у них есть. Они живут в стабильности, у них нет кризисов, поэтому у них высокая рождаемость населения. Они верят в завтрашний день, они всегда довольны тем, что имеют.

Тут важно понимать, что кризис – это понятие ментальное. В момент, когда вы довольны всем тем, что имеете, на любом уровне достатка, кризис для вас закончился. Его больше нет.

Правильно ли, что экономика самодостаточности исключает импорт?

— У нас был период, который начался 1 сентября 1945 года, когда мы понимали, что у нас будет большой конфликт с Западом. Через полгода Черчилль объявил санкции против нашей страны. Чтобы подготовиться к этим санкциям, наши экономисты предложили полностью запретить импорт. И он был запрещен. На протяжении продолжительного периода у нас не было никакого импорта. Но это называется не самодостаточностью, а автаркией. А самодостаточность – это совсем не автаркия.

Самодостаточная экономика российской империи экспортировала огромное количество товаров. Например, мы кормили пшеницей всю Европу. Нет никакого запрета на внешнеторговые операции. Если мы продаем товары, которые у нас излишни, не нужны в резерв, сверх того, что мы хотим потребить сами. На то, что мы выручаем, мы можем приобретать то, что нам полезно, какие-то современные технологии. И так было всегда.

Какова разница между самодостаточностью и автаркией?

— Самодостаточность – это не автаркия. И когда президент 12 сентября во Владивостоке говорил о том, что самодостаточность – это не изоляция, он именно это имел в виду.

Не надо говорить, что не нужен импорт, не нужен экспорт. Но нам в условиях, в которых мы сейчас находимся, надо развивать свое товарное производство, которое во многом было искусственно утеряно за последние 60 лет, в острой фазе – за последние 30.

Мы обсуждали такое предложение, чтобы с будущего года законодательно ввести обязательство всем юридическим лицам нашей страны не менее 40 % закупок делать из товаров, произведенных внутри Российской Федерации. Это очень мягкий подход. Он совпадает с тем, что президент сказал 3 ноября в Общественной палате РФ. Этот подход позволил бы постепенно, очень плавно закрыть те пробелы, которые существуют у нас в товарных цепочках и вынуждают нас импортировать те или иные товары. Мы начали бы плавно заниматься реальным импортозамещением. На будущий год 40 %, через год 45 %, еще через год – 50 %.

Наша задача – это создать концентрированный базис экономики нашей страны, чтобы в ближайшие пять лет в каждом районе нашей страны возникли государственные муниципальные предприятия, которые бы начали закрывать ниши, которые сейчас мы закрываем импортом.

Каков в этом отношении опыт других стран?

— Белоруссия себе никогда такого не позволяла, никогда не импортировала простых вещей. Они все производят сами.

Была делегация из Казахстана. Они рассказали, что так же, как и мы, увлекались импортом, но заметили это. И у них ушло всего три года, чтобы прекратить импорт простых вещей – того, что можно производить неквалифицированным трудом, с элементарным оборудованием и буквально по месту жизни людей в каждом районе РФ.

И нам это надо сделать за ближайшие пять лет, создавать такие предприятия. Потому что у частного бизнеса нет задачи заниматься интересами народного хозяйства, чтобы у народа было все необходимое. Это задача государства. И у государства есть два пути: первый – создавать государственные предприятия там, где есть пробелы, ниши, второй – концентрировать внимание частного бизнеса.

Мы на Международной неделе бизнеса обсуждали такой пример: у нас на полках больших супермаркетов (я лично однажды насчитал) 20 разных стиральных порошков. А зачем нам выбор из 20 стиральных порошков? Кто-то когда-то будет пользоваться 20 стиральными порошками? Давайте оставим четыре, а мощности компаний – людские и финансовые ресурсы – направим на то, чтобы производить то, что мы сейчас покупаем по импорту. И всю эту работу можно спокойно сделать примерно за 12 лет. Это конкретная задача, и ею надо заниматься очень предметно. Но вся информация есть, опыт есть, алгоритмы есть. Что делать, понятно. В Министерстве экономики, в Госплане все сохранилось. Надо только начинать.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Сюжет по этой теме
20 ноября 2023, 10:59

Международная неделя бизнеса – 2023

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.