Структура и содержание высшего образования постоянно трансформируются. В рамках программы «Приоритет 2030» предусмотрено создание новых направлений в подготовке педагогов. В Тюмени с сентября 2022 года работает Школа образования. Каких успехов достигли, кто обучается в школе и что еще предстоит сделать, «ФедералПресс» рассказала ее директор Ульяна Раведовская.
Почему возникла необходимость создания Школы образования?
— ТюмГУ всегда был известен своими экспериментами с образовательными пространствами и моделями. Университет реализовывал такие проекты, как Школа перспективных исследований, индивидуальные образовательные траектории и 2+2+2. Работая над этими проектами, родилась идея создать новую экспериментальную площадку – Школу образования. Здесь можно в деталях спроектировать и подготовить свой проект, а также получить поддержку, проанализировать результаты и масштабировать практику.
Наша задача – создать оптимальные образовательные модели и программы в разных областях. Важно не только трансформировать и преобразовывать программы, но и готовить основание для изменения. Мы не просто создаем образовательные программы, мы ориентируемся на тех, кто их реализовывает. Например, это могут быть руководители институтов и школ, а также действующие и будущие преподаватели.
Кто представляет команду Школы образования?
— У нас небольшая команда. В первую волну мы отобрали шесть человек. Все, кроме меня, эксперты из высшего образования, которые работают в разных университетах и городах. В команде специалисты с опытом работы в разных сферах: педагогика, философия, журналистика и социология. Отмечу, что с 1 декабря к Школе образования в полном составе присоединится Институт психологии и педагогики (ИПиП). Впереди нас ждет большая работа. Мы будем настраивать совместную деятельность и не сможем остаться двумя отдельными подразделениями. Объединение и программа развития Школы потребуют работы на иных принципах.
ИПиП продолжит обучать студентов, а вы работать с преподавателями?
— Мы по-новому собрали модель педагогического образования. Педагогическое образование требует обновления. На это есть несколько причин. Например, мир меняется и развивается, а вместе с ним меняется и образовательная деятельность. За последние два десятилетия появилось много новых ролей и профессий. Например, сценарист образовательных событий или видео- и саунд-мейкеры и многие другие. Отмечу, что и традиционные проектировщики программ перестраиваются. Разнообразных самостоятельных ролей в образовании насчитывается около 60. Часто в практике встречается, что человек выполняет несколько ролей. Большая часть таких ролей осваивается методом проб и ошибок. Это приводит к разнообразным потерям. Измененная модель предполагает структурирование части образовательных программ как системы микростепеней. Образовательные интенсивы состоят из ряда дисциплин, которые сформируют нужные навыки, значимые для выполнения роли. Такая система микростепеней отражает ролевое и задачное состояние конкретной индустрии в настоящем и будущем. Таким образом, университет будет влиять на развитие индустрии, определять норму деятельности в конкретной роли, а не догонять убежавшую вперед индустрию.
Вы же работаете не только с преподавателями, учителями, руководителями, но и родителями.
— Мы регулярно проводим «Родительский факультет». Последний был на тему профессиональной навигации. Мы разбирали важный вопрос, какую программу выбрать для ребенка. «Родительский факультет» состоит из нескольких частей. Первая – это разговор родителей с экспертом по выбранной теме. Еще одна – это дискуссионная часть. Здесь родители могут пообщаться и подискутировать друг с другом, найти свою позицию в отношении некоторых вопросов.
Фото: пресс-служба ТюмГУ