Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Глава совета директоров УК «Инфратех Концессии» оценил перспективы рынка государственно-частного партнерства в России

Сергей Деревянко
По словам Сергея Деревянко, никаких ограничений для реализации инфраструктурных проектов в формате ГЧП нет

Согласно оценке экспертов, в настоящее время в российской экономике отмечается пик использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). По данным Минэкономразвития РФ, в январе – августе 2023 года в 48 регионах Российской Федерации было заключено 150 соглашений с общим объемом инвестиций 448 млрд рублей, из них вложения бизнеса составили 307 млрд рублей. О том, как в России развивается ГЧП, в интервью «ФедералПресс» рассказал председатель совета директоров управляющей компании «Инфратех Концессии» Сергей Деревянко.

Расскажите, пожалуйста, с чем связана такая высокая активность на рынке частных инвесторов?

— Этому способствовало несколько факторов. Первое – это создание законодательной базы, которая позволяет частному инвестору на понятных условиях по отношению к публичному партнеру формировать инвестиционную модель и ее реализовывать. Нормативная база по сделкам ГЧП отрабатывалась в течение последних 10 лет, и последние три года мы имеем совершенно прозрачные и эффективные механизмы взаимодействия. Второй фактор – концессия и вообще любая форма государственно-частного партнерства – это механизм опережающего строительства объекта по отношению к доходам публичного партнера. Для улучшения макроэкономических показателей субъектов РФ необходимо запускать мультипликатор через капитальные вложения. Концессия является средством формирования внебюджетных источников и строительства объекта с оплатой в виде платы концендента в будущем периоде на комфортных условиях.

Почему механизм концессии выгоден для регионов? Какие задачи решают регионы с помощью механизмов ГЧП?

— Главная задача – это опережающее строительство масштабных сложных социально значимых объектов, таких как университетский кампус или школа, спортивная арена или городская больница, дорожная инфраструктура или культурно-театральный центр. Но нужно понимать, что данные объекты должны содержать в себе и коммерческую составляющую, они должны эффективно использоваться, чтобы концессионер мог из рыночной выручки закрывать часть инвестиционных затрат.

Не переплачивает ли государство частному бизнесу за реализуемые долгосрочные проекты? Как устанавливается объем прибыли концессионера?

— Объем прибыли концессионера крайне минимален и составляет сейчас в среднем около 10 % от маржинальной прибыли. Для публичного партнера это минимальные затраты. Основной статьей расходов для публичного партнера, как и для концессионера, привлекающего заемный капитал, является ставка кредитования. Сейчас ставки крайне высоки, поэтому основная «переплата» публичного партнера – это банковская ставка кредитования: чем она ниже, тем эффективнее капиталовложение.

При этом последние три года «строительная инфляция», то есть рост цен на строительные материалы и оборудование, кратно больше, чем проценты по кредитам. Поэтому государственные стройки, запланированные на 2026–2027 годы, обходятся бюджету дороже, чем проекты ГЧП с банковским финансированием, запущенные сегодня.

Недавно помощник президента Игорь Левитин призвал использовать концессию для строительства аэродромов. Сможет ли частный инвестор реализовать такой масштабный проект? И есть ли вообще какие-либо ограничения по сделкам ГЧП для определенных видов объектов?

— Никаких ограничений для реализации инфраструктурных проектов в формате ГЧП нет. И примеры строительства аэродромной инфраструктуры при помощи концессии уже есть. Есть и крупные игроки на рынке, кем наработаны соответствующие компетенции, необходимые для создания, а главное управления подобными инфраструктурными объектами.

С 1 октября 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 10 июля 2023 года № 296-ФЗ, вносящий комплексные изменения в регулирование государственно-частного партнерства и концессионных соглашений. Каково Ваше мнение относительно нововведений? Есть ли какие-то подводные камни в данном ФЗ, которых нужно опасаться?

— Ключевым достижением принятых изменений является качественное дополнение правовой основы ГЧП. Фактически с новыми изменениями рынок на законодательном уровне получил ответы на актуальные, но долгое время не решенные вопросы: в законы включена компенсация минимального гарантированного дохода как одна из форм финансового участия государства в проектах, урегулирован статус и последствия особых обстоятельств, которые активно используются все это время без четкой законодательной рамки, предусмотрен порядок перехода от рассмотрения частной концессионной инициативы к процедуре конкурса, в случае заинтересованности участников рынка в проекте, уточнены случаи необходимости согласования с ФАС изменений в региональные и муниципальные соглашения по ГЧП-проектам, что может стать дополнительным стимулом для роста ГЧП-рынка в регионах.

Существенным недостатком изменений можно назвать принятое законодателем требование о наличии в проекте обязательной коммерческой выручки, что запрещает проекты с так называемой «платой за доступность», то есть покрытием инвестиций за счет платежей от государства, и, как следствие, делает невозможной реализацию ГЧП-проектов по созданию инфраструктуры общего пользования, например бесплатных автомобильных дорог.

Как скажется на рынке ГЧП волатильность экономики и значительное повышение ключевой ставки ЦБ? Есть ли программы по субсидированию?

— Я не думаю, что повышение ключевой ставки существенно изменит ситуацию, сложившуюся на рынке, но, безусловно, от ряда проектов придется отказаться, а также будут пересмотрены условия тех проектов, которые уже в стадии реализации. Стоимость привлеченного банковского финансирования – один из основных показателей при формировании стоимости объекта в очень долгом периоде расчета, около 10–20 лет. Грубо говоря, при увеличении ставки вдвое инвестиционные затраты концендента существенно увеличиваются.

Есть, конечно, государственные программы по субсидированию ставки кредитования, но они носят ограниченный локальный характер. Например, соответствующие программы есть у ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ, есть так называемая «Дальневосточная концессия» – механизм государственно-частного партнерства, запущенный в сентябре 2021 года, направленный на создание инфраструктуры на территории Дальнего Востока, а также программа «Бизнес-спринт» Министерства спорта РФ для финансирования инвестиционных проектов развития объектов массовых видов спорта.

В каких отраслях, на Ваш взгляд, применение механизма концессии необходимо наращивать? Охотно ли представители органов власти субъектов РФ используют данный инструмент?

— Постепенно все субъекты РФ будут использовать инструмент концессии, формировать необходимую местную законодательную базу и учиться с этим работать. Любой объект, который важен и нужен государству и может нести в своей структуре рыночную составляющую, может быть реализован с применением механизма ГЧП. Особенно актуально это для сферы образования, культуры, спорта, здравоохранения, в развитии транспортной инфраструктуры и ЖКХ.

Что нужно сейчас рынку для стабильного развития?

— В первую очередь важно намерение государства, что инструмент будет и дальше востребован, что субъекты будут наращивать объемы сделок с применением ГЧП, а не замораживать капиталовложения и ждать, когда опуститься ключевая ставка и подешевеет заемный капитал или федеральный центр выделит субсидии. Концессия – эффективный механизм долгосрочного планирования для субъектов РФ. Но для того, чтобы этот механизм работал эффективно, нужны дешевые деньги и понижение ставок на проектное финансирование.

Фото предоставлено пресс-службой УК «Инфратех Концессии»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.