Социологическое агентство «Вебер» – это отдельный проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы», который перевернет представление о классической социологии. Как вовлечь людей в соцопросы, сложно ли быть женщиной – руководителем агентства и в чем задача социологии сегодня? На эти и другие вопросы в интервью «ФедералПресс» ответила руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.
Елена, добрый день! Среди социологических агентств есть ВЦИОМ, ФОМ, а зачем создавался «Вебер»? В чем ваши отличия?
— В России достаточно много агентств и социологических организаций, кроме упомянутых, почти в каждом регионе она не одна. Социологическое поле сегодня довольно широкое, и в этом огромный плюс, потому что мы можем обмениваться друг с другом опытом. Наших коллег (ФОМ, ВЦИОМ) отличает большой профессиональный путь, множество наработок по исследованиям, также по всей стране функционирует профессиональная Ассоциация «Группа 7/89». Активно развивается социология и в научной плоскости – мы с уважением относимся к коллегам из Института социологии РАН. Наравне с этим появляются и новые участники социологического рынка – ИНСОМАР, Russian Field и другие.
Но все мы объединены одной идеей: социология – она об обществе, в первую очередь о людях. За каждой цифрой в любом социологическом исследовании стоит человек, его привычки и взгляды. За три года работы мы провели большое количество исследований, опросили миллионы человек. И очень часто в комментариях к своим ответам респонденты писали, что хотели бы ознакомиться с результатами наших исследований. Человеку интересно понять, сколько людей в России являются его единомышленниками, а сколько придерживаются противоположной позиции. Так и родилась мысль о создании собственного бренда, социологического агентства «Вебер» – это отдельный проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы», название которого, помимо отсылки к Максу Веберу, внесшему значительный вклад в развитие социологии, содержит в себе две основы: научную и цифровую, поскольку мы работаем именно в интернет-среде с помощью современных инструментов социологии. Мы хотим быть понятнее и ближе к людям, создавать социологию про людей и для людей – такую, в которой каждый сможет узнать себя и общество вокруг себя. Мы хотим, чтобы люди, смотря на результаты наших исследований, могли за цифрами находить в них таких же обычных людей. Этим принципом мы и руководствовались при создании «Вебера».
Социологические агентства в основном возглавляют мужчины. Как вы стали социологом?
— Женщины внесли и продолжают вносить вклад в развитие социологии и в России, и в мире наравне с мужчинами.
Знакома с этим не понаслышке: как «потомственный социолог», я пришла в профессию по примеру своего отца. С 6 лет я начала помогать ему по работе в Центре социально-экономических исследований Вологодской области – скрепляла анкеты степлером. Позже стала участвовать в опросах людей и переводе бумажных анкет в электронный вид, спустя годы руководила бригадой интервьюеров, а впоследствии возглавила и сам Центр.
Как раньше, так и сегодня женщины-социологи активно участвуют в разработке научной теории и базы социологии. Агнесса Соломоновна Звоницкая, которую считают первой женщиной-социологом в России, развивала психологическое направление социологии и работала с понятиями «социальные связи» и «общение», а первый ее научный труд вышел, когда ей было всего 17 лет.
Женщины и ранее, и сейчас возглавляют научные кафедры и департаменты социологии в российских вузах: соцфаком МГУ руководит Надежда Геннадьевна Осипова, а Департамент социологии на факультете социальных наук ВШЭ возглавляет Ирина Казбековна Зангиева. Если говорить о ключевых российских исследовательских центрах, то тот же ВЦИОМ сегодня возглавляет мужчина, но основала его женщина – Татьяна Ивановна Заславская. Немало моих коллег-женщин трудится там сегодня.
Изначальная постановка вопроса мне представляется непринципиальной, ведь профессионализму безразличен гендер.
Вы – единственное агентство, которое не общается лично и по телефону. Расскажите о своих методах исследования. Как вы формируете выборки, как люди принимают участие в опросах?
— За последние годы интернет очень активно вошел в нашу жизнь. Люди научились и привыкли проводить онлайн-совещания, учиться и общаться в цифровой среде. Активная фаза развития нашего социологического метода пришлась как раз на период коронавируса, когда личное общение с респондентами стало невозможно. Мы же продолжили проводить опросы и фокус-группы, поскольку выбрали комфортную для людей онлайн-среду и пришли туда с анкетами. При этом сам подход к организации опросов через интернет не новый, за рубежом этот метод практикуется довольно давно – более полувека.
Наиболее популярный вид интернет-исследований – это онлайн-опросы. Наш метод основан на инициативном подходе: люди сами принимают решение об участии в опросе, а приглашение размещается в интернете. Когда человек встречает такое приглашение, например, в социальных сетях, он сам решает – принять в нем участие или отказаться.
Мы делаем наши исследования доступными для всех и используем разные способы, чтобы привлечь людей к участию. Это и реклама в соцсетях, и баннеры на сайтах, и другие методы, которые позволяют нам связаться с каждым, кто пользуется интернетом. При этом скорость сбора данных вышла на космический уровень – сегодня мы можем собрать репрезентативное исследование на всю страну за 40 минут.
Перед началом каждого исследования мы определяем, описываем так называемую генеральную совокупность, выясняем, какие характеристики должны быть у людей, которые будут участвовать в исследовании: например, подходят ли для опроса все граждане России или же только мамы с детьми до определенного возраста, или студенты, или владельцы автомобилей. Так формируется целевая аудитория и рассчитывается выборка, то есть появляется четкое понимание, сколько человек нам нужно опросить. Здесь в силу вступает чистая математика, чтобы понять, какое количество респондентов необходимо для объективного отражения мнения всей группы целиком: страны, региона, города и так далее. Важен как размер, так и содержание выборки, в которой должны быть представлены все ключевые социально-демографические группы: и мужчины, и женщины, и молодые, и пожилые, и жители крупных городов, и небольших. Причем важно соблюдать баланс, никакой из групп не должно быть ни слишком много, ни слишком мало. Мы должны убедиться, что количество людей с разными характеристиками в нашем исследовании полностью соответствует данным о населении России. Только тогда можно будет делать выводы о всех жителях страны.
Так, одно из самых непростых, но внушительных по объему исследований мы провели в сентябре этого года: собрали одномоментную выборку из чуть более 900 000 респондентов из каждого субъекта страны, соблюдая при этом все особенности построения выборки.
Кроме онлайн-опросов в интернете мы проводим интервью и фокус-группы. Это позволяет нам максимально комфортно общаться с респондентом: человек находится дома, чувствует себя спокойно и безопасно, что способствует откровенному разговору. А это самое главное для социолога, чтобы респондент искренне и свободно выражал свое мнение.
Обычно социологические агентства прозванивают людей или останавливают их на улице. Можно ли с вашими новыми методами предлагать людям самим принять участие в опросах?
— Я думаю, нет смысла много говорить о значимости интернета сегодня и его использовании. Скажу лишь, что достаточно часто звучит тезис о том, что «в интернет-исследованиях не все население», но это не совсем так – 90 % россиян используют интернет, и это число стремительно растет. В интернете сегодня вся наша жизнь – друзья, семья, покупки, документы, медицина и прочее. И по логичной закономерности, если общество переходит в онлайн-среду, то и специалист, изучающий его, тоже переходит в нее. Мы должны общаться с ними на одном языке и в привычной для них среде.
Как я уже говорила, наш метод предполагает инициативное участие, то есть сам респондент переходит по ссылке на анкету и рассказывает о своих мыслях. Мы нередко используем открытые формы вопросов по различным темам: приятно наблюдать, как люди готовы делиться с нами самым сокровенным. Кто-то шутит, кто-то даже может вставлять цитаты великих людей или строки из стихотворений, то есть максимальный порыв души без внешнего «надзора».
Мы не стоим у них над душой, не пытаемся выловить на улице, многих это, как мне кажется, пугает сегодня. Есть такой момент закрытости, каждый хочет скрыться от внешнего мира, опасаясь мошенничества или навязывания услуг. Поэтому наши исследования максимально комфортны и понятны, этим они привлекательны для респондентов и социологов. В интернет-опросе можно принять участие в любое удобное для себя время, даже если оно наступило глубокой ночью или ранним утром. Еще одна новая возможность – наши опросы доступны любому желающему, даже если у человека имеются ограничения по здоровью, благодаря онлайн-социологии он может заявить о своем мнении точно так же, как и другие.
Ваша основная аудитория – пользователи интернета. Как вы верифицируете граждан? Можно ли доверять интернет-пользователям и опросам в Сети?
— Мы всегда доверяем своим респондентам. Наши опросы абсолютно анонимны – это еще один плюс формата проведения исследования. Когда никто «не стоит над душой», нет человека, задающего вопросы, пришедшего к тебе домой или звонящего на твой номер телефона, то и риск получения недостоверных или социально одобряемых ответов гораздо ниже. Есть вопросы, например, про уровень дохода, где мы даем возможность респондентам самим себя идентифицировать, как они это чувствуют.
У наших респондентов основной мотив отвечать на вопросы – это желание быть услышанным и высказаться, материального вознаграждения при сборе количественных данных не предполагается, поэтому так называемых «профессиональных» респондентов, кочующих с опроса на опрос, мы не встречаем.
Конечно, в онлайн-среде есть другие риски, например, боты или прохождение опроса одним человеком под разными «виртуальными лицами». Эти моменты мы отслеживаем перед аналитикой, наше программное обеспечение позволяет выбраковывать «накрученные» анкеты. Мы всегда тщательно просматриваем весь набор ответов, убираем подозрительные моменты и берем в анализ уже «естественный» свод данных. Поэтому и результаты у нас естественные – они про людей и актуальные проблемы. В интернете мы можем найти представителей любой необходимой нам аудитории: и мужчины, и женщины, и богатые, и бедные, и жители больших городов, и сел. И даже по возрастным категориям – нет такого, что в интернете сидит одна молодежь, как это может показаться. Люди всех возрастов активно принимают участие в наших исследованиях, а мы внимательно следим за их количеством в общем массиве, чтобы соблюдать репрезентативность.
Давайте поговорим о конкретной социологии. Расскажите, с какими настроениями россияне входят в новый год? Как менялись настроения за последние полтора года?
— 2022 год оказался для нашей страны не самым простым: к концу прошлого года более половины жителей страны оценивали ситуацию менее оптимистично, чем обычно – что вполне логично: санкции, СВО, частичная мобилизация. С учетом повестки прошлого года россияне отмечали снижение условий жизни, сокращение объема накоплений. Часто люди говорили о том, что им пришлось сменить свои устоявшиеся привычки: отказаться от покупки обычных товаров, сокращать или менять маршруты путешествий, зато в число их новых привычек вошли учет расходов и формирование «подушки безопасности».
По результатам исследований, 2023 год принес оптимизм жителям нашей страны и способствовал разрешению многих вопросов, возникших в 2022 году: россияне стали увереннее в финансовых вопросах (50 % +3 п. п.), а абсолютное большинство (86 %) смогло найти отечественные альтернативы иностранным товарам и услугам, которые ушли из России. Сегодня россияне ожидают появления новых и развития существующих отечественных брендов, что уже сказалось на укреплении чувства гордости за страну и позволило каждому второму опрошенному надеяться на позитивные изменения в будущем году для себя и своей семьи.
Сейчас, в канун Нового года, россияне считают важным провести время с семьей и отпраздновать наступление 2024 года вместе. По нашим данным, каждый второй уже готовится к празднованию Нового года, а три четверти будут встречать его дома. 1 января большая часть опрошенных планирует провести время в семейной обстановке: за общим столом и под просмотр новогодних фильмов. Кстати, советские киноленты пользуются наибольшей популярностью в новогодние каникулы (48 %).
В чем главная цель социологии сегодня?
— Глобальная цель – способствовать развитию диалога между людьми. Социология – это ведь не просто сухие цифры: за каждым процентом всегда стоит конкретный человек и его мнение. Хотелось бы, чтобы социологические опросы стали активной формой обратной связи, где социолог – это не просто ученый, академик, а хранитель множества «крупиц мнений». Такой подход, как мне кажется, позволит добиться конечной цели – превращения социологии в неотъемлемый элемент повседневности людей, который помогает нам всем быть услышанными.
Фото: Пресс-служба «Диалога»
Эксклюзивы «ФедералПресс»