В Тюменской области вкладывают миллиарды бюджетных и частных инвестиций в развитие и модернизацию ЖКХ. Тем не менее, в регионе остаются нерешенными проблемы: зима «заморозила» жителей из-за аварий на ЛЭП, тарифы на ЖКУ продолжают расти, а многодетные тюменцы получили земли под ИЖС на неготовой для стройки территории. Как правительство региона решает коммунальные вопросы – в интервью «ФедералПресс» рассказал заместитель губернатора Тюменской области Вячеслав Вахрин.
Модернизация электросетей: аварии уйдут в прошлое
Вячеслав Михайлович, в декабре 2024 года ряд населенных пунктов Тюменской области остались без света и тепла в морозы. После аварий власти анонсировали масштабную модернизацию энергосетей в 2024 и 2025 годах. Что планируется сделать за два года?
— Да, этой зимой мы столкнулись с проблемами электроснабжения населения окраин Тюмени и Тюменского района. Так сложилось, что развитие электросетей отстало от темпов жилищного строительства на этих территориях. В морозы объемы потребляемой электроэнергии увеличились, и центры питания электроэнергией не выдержали этой нагрузки, произошли отключения.
Мы договорились с энергетиками об усилении центров питания и проведении необходимой модернизации системы. Утвердили план технических мероприятий по повышению надежности электроснабжения и по ликвидации проблемных вопросов, выявленных при прохождении экстремально низких температур этой зимы. План включает 52 мероприятия, в том числе реконструкцию шесть центров питания 110/10 кВ с увеличением трансформаторной мощности на 129 МВА, строительство и реконструкцию распределительных сетей для повышения надежности электроснабжения потребителей в семи населенных пунктах и 86 садовых обществах с постоянным проживанием граждан. Источник финансирования – инвестиционные и производственные программы территориальных сетевых организаций.
Также имелась проблема на уровне правового регулирования деятельности компании «Россети». В инвестпрограмму этой сетевой компании, утверждаемую Минэнерго России, включали только мероприятия по объектам электроэнергетики напряжением 110 кВ и выше, предусмотренным Схемой и программой развития электрических сетей (СиПР). Чтобы устранить этот пробел, мы, кстати, первыми в стране, приняли региональную программу усиления и развития электросети 0,4-10 кВ. У территориальных сетевых компаний появились правовые основания для включения в свои инвестпрограммы необходимых мероприятий. Таким образом, мы дали ключ к решению этой проблемы.
Скажется ли модернизация энергосетей на тарифах для населения?
— Добавление необходимой для населения мощности без взимания средств с граждан будет осуществляться за счет инвестпрограмм энергетиков.
У нас единая энергозона по тарифам на передачу электрической энергии в Тюменской области с автономными округами и Курганской области. Но для населения тарифы устанавливаются каждым субъектом отдельно, и они являются льготными. Поэтому все мероприятия, которые будут проводить сетевые компании в целях повышения надежности и качества электроснабжения, развития энергосистемы, никаким образом не повлияют на льготные тарифы для населения.
Их рост ограничивается индексами, установленным российским правительством. Население фактически покупает электрическую энергию по цене ниже ее себестоимости.
Жители поселков Тюменского района, где выделяются земли многодетным семьям, жалуются на неподготовленность территории к застройке. Как власти намерены решать этот вопрос?
— Федеральное законодательство обязывает, чтобы предоставляемые земельные участки имели возможность подключения возводимого на них жилья к электрическим сетям. Все земельные участки в Тюменском районе имеют такую возможность. Кроме этого, имеется возможность подключения к газовым сетям. Напомню, что догазификация в границах газифицированных населенных пунктов осуществляется бесплатно, но при условии, что зарегистрирована земля и создано строение. Тянуть газовую сеть туда, где нет дома, бессмысленно. Если многодетные семьи построят на земле недвижимость и зарегистрируют ее, то в короткий срок получат газ.
Многодетным семьям в Тюменской области из регионального бюджета предоставляются два вида социальной поддержки- на внутридомовую газификацию домовладений в размере 130 тысяч рублей и на возмещение расходов на оплату подключения к электрическим сетям земельных участков, предоставленных им бесплатно, в размере стоимости подключения 15 кВт.
Тюменская практика: зачем регион отдает трубы частнику
Тюменская область перешла на новую модель организации газификации в рамках ГЧП. В чем ее эффективность?
— Мы предложили частному партнеру – компании «Газпром межрегионгаз Север» - самим строить газовые сети и сразу оформлять их в свою собственность. Строя объекты для себя, компания обеспечивает высокую эффективность – строит качественно, быстро, с наибольшим охватом потребителей. Объекты мы определяем региональной программой газификации с учетом принципа экономической эффективности – предусматриваем создание газопроводов с высокой удельной загрузкой, чтобы возникновение новых объектов не приводило к увеличению тарифа на транспортировку газа. Источники программы – специальная надбавка к тарифу на транспортировку газа, льгота по налогу на имущество газораспределительной организации и часть амортизационных отчислений.
При взаимодействии с ФАС России заключили регуляторный контракт, в котором прописали все условия государственного частного партнерства. Правительство региона и областная дума взяли на себя обязательство дать партнеру льготу по налогу на имущество. ФАС обязалась конвертировать эту льготу в прибыль на капвложения, которая целевым образом расходуется на реализацию программы газификации. В рамках контракта предусмотрели обязательство «Газпрома» часть амортизации также направлять на программу.
Таким образом, за пятилетний период реализации регуляторного контракта на программу газификации дополнительно направили 1 млрд 300 млн рублей.
И еще одно очень важное условие нашего партнерства. Газораспределительная организация, реализуя программу газификации, не зарабатывает на строительстве газовых сетей. Мы определяем цену работ и материалов ресурсным методом ценообразования. Это сократило издержки на создание объектов в 2,5 раза. Средняя стоимость строительства одного километра газопровода в нашем регионе составила за пятилетний период 2,4 млн рублей. Это самая эффективная цена в стране.
Такие подходы позволяют нам газифицировать регион высокими темпами. Уровень газификации Тюменской области один из самых высоких в стране – 97,4 %. И мы не собираемся сбавлять темп. Отрабатываем с ФАС России возможность заключения нового пятилетнего регуляторного контракта. Более того, президент Владимир Путин поручил практику заключения регуляторных контрактов расширить. Мы – в тренде.
Также напомню, что для 48 льготных категорий граждан в нашем регионе выплачивается субсидия в размере 130 тысяч рублей на покупку и монтаж внутридомового газового оборудования. По поручению губернатора Александра Моора очередная индексация этой субсидии с учетом анализа рыночных цен запланирована с 1 июля текущего года.
Каков процент изношенности сетей водоотведения и водоснабжения в области?
— Ветхих сетей водоснабжения у нас чуть более 9 %, канализации – около 13 %. Это невысокие показатели, и они снизились за прошедший год на 3 %.
Вопросам водоснабжения и водоотведения мы уделяем особенное внимание. В областном центре реализуется вторая по величине концессия в сфере водоснабжения и водоотведения с объемом инвестиций более 22 млрд рублей. В перспективе предусматриваем перевод Тюмени на подземные источники водоснабжения, что позволит обеспечить безусловную очистку питьевой воды до нормативов качества.
Река Тура – трансграничный водный объект со значительным антропогенным воздействием. Кроме этого, даже в силу природных факторов вода в Туре загрязненная. Качество речной воды нестабильно. В период маловодья, сбросов хозяйственными субъектами различных химических веществ, система очистки испытывает повышенную нагрузку. Даже если по общим нормативам вода качественная, то, бывает, подается с запахом, что вызывает обоснованное недовольство потребителей.
Решить проблему мы можем только переходом на подземные источники. В наших планах строительство подземных водозаборов, речной водозабор модернизируем и оставим как альтернативный.
Развивая систему водоснабжения Тюмени пришли к пониманию целесообразности присоединения к ней потребителей Тюменского района. Такой подход позволяет вдвое сократить капитальные затраты и, что очень важно, установить в перспективе единые тарифные решения, обеспечив ценовую доступность для сельских жителей услуг централизованного водоснабжения и водоотведения. В рамках еще двух концессионных соглашений продолжаем таким образом развивать тюменскую агломерацию, но не забываем и про другие муниципалитеты.
Мы активно участвуем в федеральном проекте «Чистая вода», привлекаем средства Фонда национального благосостояния, реализуем поручение президента по программе модернизации коммунальной инфраструктуры. По этим программам в период с 2019 по 2024 годы объем инвестиций составил более 9 млрд рублей.
Субсидирование в два уровня
Правительство России утвердило рост тарифов для населения в Тюменской области с 1 июля 2024 года, в среднем до 9,6 %. Какие факторы влияют на повышение тарифа в регионе?
— Рост льготного тарифа для населения ежегодно ограничивается. Предельные индексы роста устанавливаются правительством РФ. Разницу между льготными тарифами и экономически обоснованными субсидируем ресурсоснабжающим организациям из областного бюджета. Это первый уровень субсидирования. Его объем в регионе составляет порядка 7 млрд рублей в год.
В итоге, например, жители Тюмени оплачивают только половину реальной стоимости услуги водоотведения, около 80 % стоимости воды и тепла. При этом, кто-то наполняет бассейны водой и отапливает огромные дворцы по льготной цене, а кто-то в пределах социальной нормы живет и действительно нуждается в защите. В этом смысле «размазывание» миллиардов – неэффективный подход.
Решая этот вопрос, мы «донастроили» второй уровень субсидирования — адресный.
Исторически региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, исходя из которых рассчитывается адресная субсидия, устанавливались для каждого муниципалитета с учетом усредненного значения коммунальных тарифов и платы за жилищные услуги. При таком подходе у кого-то доля собственных расходов на ЖКУ составляет 22 % (федеральный стандарт), а у кого-то намного выше или ниже.
Губернатор дал поручение пересмотреть эту систему и сделать адресную помощь адекватной. Мы сформировали информационную систему, куда внесли все сведения о платежах за ЖКУ для каждого дома, исходя из установленного гостарифа на коммунальные услуги и размера платы за жилищные услуги, установленного органом местного самоуправления для многоквартирных домов. Вместо 200 стандартов появилось 5500.
Далее мы снизили долю собственных расходов граждан с 22 % до 20 %.
Таким образом, если плата за ЖКУ (включая плату за капремонт), приходящая на социальную норму площади жилья (18 метров на каждого члена семьи, 33 метра – на одиноко проживающего пенсионера или инвалида) больше, чем 20 % от совокупного дохода семьи, то все превышение адекватно покроет бюджетная субсидия.
Мы разработали калькулятор расчета субсидии, сделали его публичным. Любой человек может рассчитать, какая ему положена субсидия.
Пока мы первые в стране, кто применил такой подход. Многие регионы уже начали им интересоваться. В Минстрое назвали нашу практику лучшей.
Получит ли Тюмень «путинские» деньги на модернизацию ЖКХ
Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию поручил направить на модернизацию объектов ЖКХ страны до 2030 года более 4 трлн рублей. Сколько получит Тюменская область?
— Эти средства пока не распределены. Надо понимать, что в силу высокой бюджетной обеспеченности доля софинансирования из федеральной казны у нас не такая большая. Считается, что регион во многом в состоянии решить эти вопросы самостоятельно, используя собственный бюджет.
Но наш субъект участвует во всех федеральных программах. Вопросам развития и модернизации коммунальной инфраструктуры уделяем важное значение и максимально используем все федеральные ресурсы, привлекаем внебюджетные средства.
Понимая, что коммунальная инфраструктура требует вложений больше, мы находимся в постоянном поиске эффективных решений, позволяющих рачительно распорядиться финансовыми средствами, привлечь внебюджетные источники. Обеспечить необходимую модернизацию при сохранении жилищно-коммунальных услуг в зоне ценовой доступности для потребителей.
Фото: ФедералПресс / Ирина Ромашкина, Елена Майорова, Полина Зиновьева
Видео: ФедералПресс / Наталья Шалыгина, Евгений Поторочин
Разговор с кабмином