Каждый год период выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вуз становятся большим стрессом для детей и их родителей. Больше всего нареканий к единому госэкзамену (ЕГЭ), который не критикует разве что ленивый. Однако отказываться от него ни в Минобразования, ни в Рособрнадзоре не намерены, подчеркивая очевидные преимущества. Вузы также предъявляют свои требования к потенциальным студентам. Что, помимо высоких баллов ЕГЭ, ждут от абитуриента, «ФедералПресс» спросил у проректора Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), кандидата философских наук Максима Стычинского.
Максим Сергеевич, можем ли мы говорить о преимуществах системы ЕГЭ при том общественном мнении, которое сложилось вокруг экзамена?
— Система сдачи ЕГЭ, действительно, является одной из наиболее обсуждаемых тем в обществе. Как мы знаем, у любого решения всегда имеются как положительные, так и отрицательные стороны. На поставленный вопрос отвечу однозначным да! Среди них стоит выделить наиболее очевидные: значительное (возможно, даже полное) исключение предвзятого отношения к сдающему экзамен: есть задание, есть варианты ответов, сиди, думай, решай. Устный экзамен не исключает субъективного фактора. Второй фактор: борьба с коррупцией. На мой взгляд, в этом вопросе система сдачи ЕГЭ значительно помогает. И третье – упрощение поступления в вузы. Абитуриент может подать документы в несколько вузов одновременно, дистанционно, в любые регионы. Вне зависимости от того, является ли он жителем небольшого провинциального городка или деревушки либо крупного регионального центра, система ЕГЭ выравнивает шансы. Не нужно тратить время, денежные средства на транспортные расходы, нервы на сдачу экзаменов в каждом из выбранных вузов. Это удобно.
Да, звучит критика в отношении того, что вся система школьного образования заточена под сдачу ЕГЭ, что учащиеся в этой связи не приобретают некоторые компетенции и т. п. Критика небезосновательна, но, как мне представляется, вопрос должен стоять не в разрезе выбора крайностей (за или против ЕГЭ), а в том, как усовершенствовать систему, чтобы максимально сгладить имеющиеся минусы, сохранив очевидные плюсы.
На Ваш взгляд, можно ли какими-то путями изменить систему ЕГЭ? Если да, то как именно?
— Мы живем в эпоху прагматиков, выстраивающих свою деятельность исключительно в связи с получаемым конечным результатом. Поэтому наличие у финальной черты школьного образования ЕГЭ выстраивает вполне понятную траекторию обучения и соответствующее целеполагание, в котором, как правило, нет места иным активностям, не способствующим получению максимальных баллов ЕГЭ. Школа также нацелена на подготовку ребят, которые дадут высокий средний балл ЕГЭ. Основная критика ЕГЭ, как мне представляется, связана именно с этим: школьник не развивается комплексно, он не всегда способен связно рассказать об изученном материале, не мыслит широко и т. д. В этой связи мои предложения по изменениям: при составлении ЕГЭ делать акцент на типы заданий, требующих не столько заученных ответов и формулировок, сколько творческого подхода, изложения собственных мыслей. Да, это потребует подключения экспертов для оценки материалов (обязательно сторонних, получающих задания путем случайного распределения, без указания на ФИО школьника), но позволит развить в прагматичных школьниках подобные навыки.
Разработка единого портфолио школьника, в которое, помимо данных о сдаче ЕГЭ, будут также сводиться результаты его активности в процессе обучения (олимпиады, профориентационная активность, иные достижения). Наличие единого портфолио позволит побудить обучающихся к иным видам активности (помимо зубрежки заданий ЕГЭ), сформирует понятную систему мотивации, упростит поступление в вузы. Безусловно, введение данной системы потребует составления единого перечня мероприятий, единой системы их оценивания, а также перераспределения веса баллов по результатам ЕГЭ в пользу иного вида активности (из единого перечня). Таким образом, учащийся сможет выбрать: делать ли ему ставку на подготовку к ЕГЭ либо сосредоточиться на различного рода активности. В каком-то роде эту функцию выполняют перечневые олимпиады, но, как мне представляется, это отдельный путь, по которому движутся особо ориентированные учащиеся, массовым он быть не может.
При изменении системы ЕГЭ высшее образование должно стать доступнее или, наоборот, более закрытым?
— Думаю, что мы должны говорить не о доступности высшего образования, а о целях, которые преследуем в связи с высшим образованием. Стране нужны высококлассные кадры, профессионалы, увлеченные своим делом.
Немало абитуриентов поступают по принципу «лишь бы поступить куда-то». И они поступают, порой даже на бюджет... По итогу преподаватели высших учебных заведений жалуются, что молодежь пошла не та, много слабых ребят. Но учить нужно, вузы отчитываются за сохранность контингента. Тогда как введение единого портфолио, о котором в качестве предложения говорилось выше, усиление профориентационной работы, создание единой траектории обучения позволило бы поступать в профильные вузы тем ребятам, кто имеет склонности и интерес в выбранных профессиях.
Каждый ребенок талантлив, нужно лишь помочь ему раскрыться. Представим ситуацию: после окончания начальной школы с ребенком начинается серьезная профориентационная работа с привлечением психологов, работников вузов, работодателей, которые расскажут, покажут, что может ждать ребенка во взрослой жизни при выборе той или иной профессии. Эмоциональное впечатление здесь играет ключевую роль. Постепенно у школьника появляется понимание своей возможной траектории и правил игры, позволяющих добиться желаемого (поступления в выбранный вуз, дальнейшие перспективы трудоустройства). Правила игры – это перечень тех мероприятий и активностей, которые потребуются ему для получения нужного количества баллов по итогу завершения обучения в школе.
Возможные траектории: ставка на высокие баллы ЕГЭ. В таком случае школьник погружается в подготовку к сдаче ЕГЭ, как это происходит в большинстве случаев сейчас. Ставка на ЕГЭ и иную активность: в таком случае школьник участвует в профориентационных мероприятиях, профильных конкурсах, пишет работы, готовит проекты и т. д. Мероприятия, безусловно, должны быть аккредитованы на федеральном уровне. В таком случае, возможно, более низкие баллы по ЕГЭ будут перекрываться иными результатами активности. Перечневые олимпиады: победа дает 100 баллов по предмету.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Пресс-служба ГАУГН