Забайкальский край усилил развитие логистики со странами Востока. Сейчас ведется укрепление отношений с Китаем и Монголией за счет развития важных отраслей экономики региона. Об этом рассказал губернатор Забайкальского края Александр Осипов в интервью «ФедералПресс».
Александр Михайлович, какие стратегически важные решения для Забайкальского края были приняты в недавнем времени, в том числе на Петербургском экономическом форуме?
— Главными результатами для нас являются переговоры с федеральными руководителями, выступления на площадках ПМЭФ, где мы доносим и свои возможности, и свои проблемы. Так, на сессии форума «Суверенная логистика России» были представители крупнейших государств – наших партнеров Индии и Китая и важнейшие руководители из госуправления, в том числе советник и спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин. Если говорить о главных результатах участия в этой сессии, то что касается Забайкальского края, здесь наибольшее количество погранпереходов (автодорожных, железнодорожных, авиационных), здесь наиболее развитая автодорожная, железнодорожная инфраструктура, как национальная, так и трансграничная. Сегодня никаких проблем с логистикой, с перемещением грузов из Китая и через Китай куда-либо нет. Помимо этого, мы активно развивали и сейчас выстраиваем логистические маршруты с Монголией и через Монголию на Китай.
Мы подписали большое соглашение с федеральным застройщиком – группой «Самолет». Также вели переговоры с другими застройщиками. Потому что в Забайкальском крае непрерывно растет количество строящегося жилья. Мы бьем рекорды год за годом.
В регионе растут и заработные платы. В первую очередь – от главного работодателя: от государства и местного самоуправления. Сейчас это 120 тысяч занятых. В этом году в среднем мы должны поднять зарплату на 20 %. Помимо этого, мы активно работаем с крупными представителями основных наших отраслей: горнодобывающих, транспортно-логистических, строительных, туристических и так далее, чтобы они тоже активно наращивали заработную плату.
Мы стремимся вести государственную политику по постоянному увеличению реальных доходов населения, чтобы люди не уезжали, более того – приезжали в регион.
Еще один большой блок. Так как у нас большое количество самозанятых селян, ведутся все виды финансирования через различного рода агропрограммы и программы малого и среднего предпринимательства.
Важным результатом также является то, что мы договорились со «Сбербанком» о дальнейшем увеличении цифровизации и внедрении самых разных продуктов, которые разработаны у «Сбербанка». Ранее мы внедрили ряд продуктов, например, оплату проезда в общественном пассажирском транспорте в Чите. Сейчас идет речь о внедрении новых контуров цифровизации и городского хозяйства, и местного самоуправления, и предоставления государственных и муниципальных услуг.
Мы подписали соглашение с одним из крупнейших работодателей и инвесторов Забайкалья – госкорпорацией «Росатом». Оно касается развития Краснокаменска в дополнение реализуемого мастер-плана города, созданного по поручению президента РФ. Соглашение включает повышение транспортной доступности Краснокаменска. Ключевым является приведение в порядок аэропорта, строительство привокзального сооружения, организация авиационных перевозок, а также благоустройство Краснокаменска и ремонт ряда образовательных учреждений.
Последние два года особенно активно идет «разворот на Восток». Увеличился ли поток инвестиций в Забайкалье? И как вы сегодня работаете с инвестором: меняется ли ожидание от территории, что сейчас инвестор ищет на территории?
— У профессиональных инвесторов очень четкое понимание наложения специализации Забайкалья на их фокус. Поэтому, работая с такими инвесторами, мы понимаем, в чем Забайкальский край откровенно лучше, чем любая другая точка на территории страны. В первую очередь, конечно, главное – это горная добыча. По подсчетам федеральных органов, мы – самая главная кладовая страны, если не брать в расчет углеводороды. По всем остальным полезным ископаемым у нас самый большой и разнообразный набор.
Помимо общего преимущества, наше преимущество – в том, что мы находимся на границе с самым главным потребителем – с той страной, которая демонстрирует постоянный рост потребления того, что производится в мире. Китай – это постоянно растущая экономика, у которой постоянно увеличивается физический объем потребления товаров. В этом плане мы находимся максимально близко. Если другим регионам необходимо тратить триллионы на строительство дорог, нам будет достаточно создать путь для конкретного потребителя или группы производителей.
Еще один наш приоритет – транспортно-логистическая отрасль. Помимо авто- и железнодорожного транспорта и инфраструктуры, это и сама обработка, и логистика грузов. Она по размерам сопоставима или даже превышает добавленную стоимость транспорта. Это складские помещения, терминалы, транспортно-логистические комплексы и так далее. Сейчас у нас строится несколько контейнерных терминалов.
Третья для нас важная отрасль – сельскохозяйственный агропромышленный комплекс. В Забайкалье запущен уникальный в мире сухопутно-зерновой терминал, который способен обработать 8 млн тонн зерна. Сейчас активно строятся площадки для логистики урожая в хаб, чтобы в дальнейшем получить возможность экспортировать сельскохозяйственную продукцию в Китай. Это крайне важное для нас решение, потому что у Забайкалья почти два миллиона гектаров невспаханной пашни из-за того, что не было рынка сбыта. Строительство этого терминала для нас и для других окружающих нас регионов, регионов в глубине Сибири, – принципиальная возможность попасть на соответствующие рынки. Тем более что Китай все больше и больше наращивает потребление.
Четвертый из самых главных приоритетов для нас – это туризм. Ведь Забайкалье обладает уникальной территорией (это десять Московских областей, почти половина европейской части России, больше, чем территория Германии). Чего только у нас нет. Это и самый уникальный Каларский хребет, самая северная пустыня в мире Чарские пески, место рождения Чингисхана, сокровенные долины, которые в сказаниях монголов описываются как место этногенеза обновленной монгольской нации, уникальные исторические памятники, уникальные природные памятники, самые древние дацаны на территории нашей страны и так далее. Например, в Цугольском дацане в этом году при поддержке правительства России начнется ремонт. Это уникальное сооружение.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов
Паспорт регионов Дальнего Востока