Законодательное Собрание Свердловской области уже не первое десятилетие по очень многим направлениям уверенно задает темп и тон для коллег. «Депутатская вертикаль», «Уральская инженерная школа», Устав региона, ставший образцом для создания аналогичных документов в других регионах, – пионерский опыт парламентариев Свердловской области, которым они активно делятся на федеральном и межрегиональном уровнях. В эксклюзивном интервью «ФедералПресс» председатель Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина, известная своей активной позицией по вопросам реформирования законодательства, защиты прав граждан и развития местного самоуправления, – о том, как в условиях современных вызовов удается находить компромиссы и выстраивать диалог между различными слоями населения, какие инициативы стоят на повестке дня и как обстоят дела с реализацией актуальных социальных программ.
В первые годы деятельности Законодательное Собрание Свердловской области было сосредоточено на вопросах создания нормативной базы региона. Тогда это было главным. А что главное сегодня?
— Да, мы начали с Устава региона. До 2011 года периодически вносили еще изменения в него. А сегодня уже сосредоточены сразу на нескольких направлениях. И трудно, конечно, выделить главное. Для нас главное все: и национальные проекты, и работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным, и работа с гражданами, которые также выступают со встречными предложениями.
Вы все предложения рассматриваете?
— Каждое! И это постоянное движение. К тому же мы постоянно бываем на своих территориях. Я лично стараюсь общаться с разными категориями населения, чтобы слушать и слышать.
Все ли обращения граждан в Законодательное Собрание реально рассмотреть и удовлетворить на уровне регионального парламента?
— Нет, к сожалению. Иногда приходится искать альтернативные пути решения проблем. Например, некоторое время назад к нам приходило огромное количество жалоб от населения по поводу парковок на газонах. Мы попытались решить проблему путем внесения поправок в региональный Административный кодекс. И каждый раз прокуратура Свердловской области отказывала нам в этом. И приходилось отменять данную норму, так как в федеральном законодательстве она не предусмотрена. Пришлось идти другим путем. В свое время Павел Крашенинников, избранный в Госдуму от Свердловской области, предложил создать «Депутатскую вертикаль», объединяющую депутатов всех уровней от представительных органов местного самоуправления, депутатов законодательного собрания, депутатов Госдумы и сенаторов. И в рамках этой вертикали в федеральный административный кодекс были внесены соответствующие изменения. А мы в свою очередь привели в соответствие с ним наш региональный закон. Так решили проблему с парковками на газоне. И не только ее. Таким образом мы внесли поправки в порядка 27 федеральных законов.
Какие еще законотворческие инициативы парламентариев Свердловской области нашли отражение в федеральном законодательстве?
— Например, закон о том, что родные братья и сестры имеют право учиться в одной школе. Это тоже наша инициатива.
Тот уровень проблем, с которыми обращается население к вам, сильно ли отличается от того, с чем приходилось работать, скажем, в начале 2000-х?
— Конечно! Двадцать лет назад нужно было решать вопросы с недостаточным количеством методической литературы в школах, отсутствием отопления в классах, например. Муниципалитеты не могли попросту создать необходимые условия для образовательных учреждений. И тогда необходимо было организовать переход системы образования с муниципального на региональный уровень. Сегодня таких проблем нет. Сегодня жителям муниципалитетов нужна благоприятная инфраструктура: пришкольные стадионы, например, дополнительные образовательные возможности.
Кадровый вопрос – самый актуальный сегодня практически для всех сфер деятельности. Какое участие Законодательное Собрание Свердловской области принимает в решении этой проблемы?
— Мы одними из первых приняли закон о государственно-частном партнерстве. И в его рамках в 2014 году по инициативе губернатора Евгения Владимировича Куйвашева была создана Уральская инженерная школа. В этом проекте приняли участие органы власти ведущие вузы и предприятия региона. Инженерная школа позволила не только подготовить большое количество специалистов для промышленного сектора, но и стала основой для федерального проекта «Профессионалитет». Сегодня мы готовимся к запуску уже «Уральской инженерной школы 2.0», этот проект будет реализовываться начиная с 2025 года.
Кроме того, я горжусь, что за эти годы ни одно учреждение профессионального образования, а их в регионе 122, не было закрыто. Да, было трудно и с финансированием, и с материально-технической базой. Но ни один колледж не был потерян. Сегодня мы предлагаем бизнесу также внести свой вклад в развитие профессионального образования и принять участие в обновлении материально-технической базы колледжей. Взамен региональная власть предоставляет бизнесу инвестиционный налоговый вычет.
«Депутатская вертикаль», Уральская инженерная школа, Устав региона, ставший образцом для создания аналогичных документов в других регионах, – Свердловская область по очень многим направлениям уверенно задает темп и тон для коллег.
— У губернатора Свердловской области очень много новаторских идей. И на деле проверено: если хорошо подготовиться, то нет ничего невозможного. Нам с одной стороны проще, с другой – сложнее: в Свердловской области сильная юридическая школа. Это залог эффективной и профессиональной работы института регионального законодательства, но и обязывает держать планку на высочайшем уровне.
Что сегодня, на ваш взгляд, обеспечивает высокое качество законотворческой деятельности?
— Система вертикали. Например, в 2000-х годах после того, как было проанализировано все федеральное законодательство, выяснилось, что законы, позволяющие гражданам иметь те или иные льготы, не подтверждены финансированием, а на их реализацию нужно три федеральных бюджета. Поэтому законы были, но не исполнялись. И тогда был принят 122-й федеральный закон, предусматривающий изменения в принципах финансирования всех социальных выплат. И 131-й, и 184-й законы предусматривали принципы законов организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Мы придерживаемся важнейшего принципа: юридической чистоты принимаемых законов, их экономического обоснования и согласия в обществе.
В Свердловской области функционирует еще и Молодежный парламент. Насколько я понимаю, он не принимает никаких решений. Тогда какую роль он выполняет?
— Молодежный парламент не принимает никаких решений, но участвует в обсуждениях. Я очень люблю работать с молодежью – она умная, креативная. И, кстати, в этом созыве наш Молодежный парламент предложил законопроект, который мы впоследствии приняли. В нем идет речь о запрете курения вблизи учреждений, остановочных комплексов и т. д. ближе 15 метров. И они гордятся этим, а мы гордимся ими.
К тому же Молодежный парламент – это наша возможность подготовить себе кадровый резерв, заложить правильные основы в их деятельность.
Какое самое главное качество лежит в базовой составляющей этих правильных основ?
— Человек должен быть прежде всего патриотом и готовым помогать людям.
Людмила Валентиновна, а вы помните свой первый день работы в Законодательном Собрании Свердловской области?
— Помню. Это было в 2000 году. Я пришла в Палату представителей не на профессиональной основе. В то время я была заместителем управляющего областным Пенсионным фондом. И я очень волновалась. По-другому я сказать не могу. Вокруг представители бизнеса, главы муниципальных образований, крупные фигуры региональной политики и экономики. И думаю: «Что я могу в сравнении с ними своим избирателям предложить?» Откровенно говоря, у меня была просто паника. Но я нашла варианты работы с избирателями.
Сегодня за нашими плечами – сотни эффективных законов, работающих на благо региона и страны, и множество реализованных проектов.
Фото предоставлены управлением информационной политики ЗС СО