Неотъемлемой частью новогодних праздников в России давно стал просмотр всеми любимых советских фильмов. Под «Иронию судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Джентльмены удачи» и другие ленты 31 декабря нарезают салаты, наводят последние украшения в доме и встречают гостей. На каникулах такое кино неспешно смотрят, доедая «Оливье» и попивая игристое. Однако этой зимней традиции не так много лет, как принято считать. О том, как в Советском Союзе, а позже в Российской Федерации складывался новогодний канон кино – в материале «ФедералПресс».
Какие фильмы смотрели на Новый год в СССР
В «брежневскую» эпоху, на которую пришлось создание большинства советской киноклассики, смотреть художественные фильмы 31 декабря было не принято. По немногочисленным ТВ-каналам крутили документальные передачи или праздничные концерты. Кино могли показать уже ночью или 1 января – как правило, это были ленты из «дружественных социалистических стран» Европы или с других континентов.
В новогодние выходные в 1970-е доминировали советские киноленты:
- «Война и мир»;
- «Девчата»;
- «Берегись автомобиля»;
- «Карнавальная ночь» и другие.
Самым же известным новогодним фильмом в России и по сей день остается «Ирония судьбы, или С легким паром» Эльдара Рязанова. Эту ленту впервые показали по Первой программе Центрального телевидения вечером 1 января 1976 года. Картина сразу очень полюбилась зрителям – это стало понятно по количеству писем от телезрителей с просьбой повторить показ. В тот год его повторили три раза – 7 февраля, 2 июня и 25 декабря. При этом, вопреки всеобщему мнению, фильм 31 декабря в Советском Союзе показали всего два раза: в 1983 и 1989 годах. И транслировали его по Второй программе центрального телевидения, которая считалась менее важной, чем Первая, поэтому там крутили много повторов.
Комедию Рязанова до краха Советского Союза показали по ТВ всего девять раз. Премьера и три повтора в 1976 году, а также:
- 25 декабря 1977 года;
- 2 января 1979 года;
- 31 декабря в 1983 и 1989 годах;
- 1 января 1991 года.
В первый раз в постсоветской России 31 декабря «Иронию судьбы» показали в 1994-м. После этого число попаданий в эфир в последний день года только росло. Ставить культовый новогодний фильм в сетку стали как большие, так и локальные каналы. Например, в 1997 году «Иронию судьбы» 31 декабря показали шесть раз на четырех новых каналах.
К середине «нулевых» число показов «Иронии судьбы» выросло запредельно. В 2004 году ленту по российскому ТВ показали 21 раз, а в 2006-м – 27. Поэтому можно сказать, что новогодний культ этого фильма стал формироваться не в СССР, как многие считают. Это явление зародилось в 1990-е, а развилось уже в 2000-е.
Как «Иван Васильевич» попал на новогодний экран
Кроме «Иронии судьбы» в новогодней России смотрят и ленты других режиссеров. Например, фильмы Леонида Гайдая. С 31 декабря у многих ассоциируется картина «Иван Васильевич меняет профессию» про Ивана Грозного, попавшего в советскую страну. Крутить ее в последний день года начали в 1997-м, когда вышел праздничный концерт «Старые песни о главном 3». И по сюжету это представление стало будто бы продолжением классического фильма Гайдая. Главные роли в постановке исполнили уже постаревшие артисты из «Ивана Васильевича». Представление прошло с оглушительным успехом, и на этой волне россияне вновь вспомнили об оригинальной ленте. С тех пор она и не пропадает из новогодних эфиров.
В «нулевые» же запрос на советское кино в новогодние каникулы только рос. Поэтому именно в этот период последний день уходящего и первые дни наступившего годов стали ассоциироваться с непрекращающейся киноклассикой из СССР по телевизору. В те же 1990-е сетку, как правило, заполняли другими фильмами – в основном заграничными блокбастерами.
В 2010-е же начал формироваться новый новогодний канон российского ТВ. С начала десятилетия по многим каналам стали транслировать серии фильмов о Гарри Поттере, «Хроники Нарнии» и другие фэнтезийные саги, наполненные атмосферой волшебства.
Почему россияне каждый Новый год смотрят советские фильмы
Популярность советских фильмов в новогодние каникулы говорит о неуходящей ностальгии по советскому времени, говорит в беседе с «ФедералПресс» историк Дмитрий Асташкин.
«В условиях советской цензуры реальность в кино всегда была приглаженной. И спустя десятилетия изображение кажется реалистичным, хотя на самом деле все приукрашено. Красивая картинка кажется нам настоящей, возникает искусственно сконструированная тоска – причем даже не у тех поколений, которые застали советский период», – рассказывает Асташкин.
По его словам, особенно россияне любят кино брежневского периода. «Возможно, это связано с тем, что культура смотрения кино по телевизору развивалась именно тогда», – подчеркивает историк.
Социолог Юлия Байер в разговоре с «ФедералПресс» замечает, что «советские фильмы под Новый год стали историями, которые объединяют поколения и общество».
«Людям необходим момент узнаваемости себя в этих фильмах. И ленты эти говорят о вещах, универсальных во все времена – ценностях любви, дружбы, умеренного авантюризма», – говорит Байер.
По ее словам, многие сцены и фразы из советских фильмов уже стали «народным фольклором» – и по ним, по ее словам, уже срабатывает система определения «свой/чужой». «Поэтому кино – великая объединяющая история», – подчеркивает эксперт.
Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2
Эксклюзивы «ФедералПресс»