Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Глава АНО «Креативная экономика» о развитии творческих индустрий в России: есть куда расти

Марина Монгуш
По данным Марины Монгуш, в России креативный сектор экономики генерирует 14,5 трлн рублей выручки ежегодно

В начале 2025 года в России заработает подписанный в августе президентом Владимиром Путиным базовый закон о развитии творческих индустрий. Сегодня этот сектор насчитывает до 16 направлений – от искусства, дизайна, компьютерной графики и игр до музыки, журналистики, кино и урбанистики. Регионов с высокой добавленной стоимостью креативных индустрий пока немного: возможно, именно закон позволит им реализовать свой потенциал. Как этого добиться – об этом в интервью «ФедералПресс» в рамках Международной недели бизнеса, проходившей недавно в Уфе, рассказала президент АНО «Креативная экономика» Марина Монгуш.

Каков вклад креативной экономики в ВВП России и как он изменился за последние годы?

— В 2024 году вклад креативной экономики в ВВП России, по данным Росстата, увеличился до 3,5 % против 3,2 % в 2022-м. А пять лет назад, в 2019 году, этот показатель оценивался в 2,4 %. Креативная экономика в России демонстрирует стабильный рост. А к 2030 году президент поставил задачу увеличить долю креативных индустрий в экономике страны до 6 %.

Насколько Россия приблизилась в этом плане к мировым показателям?

— Лидерами по доли креативной экономики в ВВП последние несколько лет являются Италия, Великобритания, Австралия – там этот показатель в районе 6 %. Также среди лидеров по вкладу креативных индустрий в экономику США и Китай – здесь он превышает 4 %. Россия здесь достигла среднемирового значения.

Есть ли оценки того, как креативная индустрия может повысить валовый региональный продукт и уровень занятости в регионах?

— Исследованиями в этой области занимаются Агентство стратегических инициатив и Высшая школа экономики. Например, их последнее большое исследование показало, что в целом в России креативный сектор экономики генерирует 14,5 трлн рублей выручки ежегодно, в нем занято 4,6 млн россиян.

Также исследования показывают, что регионы достаточно неоднородны с точки зрения вклада креативного сектора в социально-экономическое развитие. Например, в Новгородской области доля креативной экономики составляет 4 % валового регионального продукта, а в Москве – более 9 %. Доля так называемых модельных регионов, где вклад креативных индустрий в ВРП гораздо больше, чем занятых в этом секторе людей, то есть эти люди формируют продукт с добавленной стоимостью, еще невелика. Вместе с тем более половины регионов (49 %) находятся в другой ситуации, где есть занятость, но продукт получается с невысокой добавленной стоимостью. Один из регионов, уделяющих большое внимание развития креативных индустрий, – это Якутия. В 2023 году вклад креативных индустрий в ВРП Якутии оценивался в 2,4 %, в креативных отраслях были заняты 41,6 тыс. человек, или 8,2 % от общего числа занятых в республике.

В целом эффект для сохранения кадров в регионах от развития креативного сектора экономики только положительный, потому что это помогает делать лучше и разнообразнее окружающую среду. Человек получает возможности самореализации в творческом секторе у себя дома, ему не нужно для реализации своего потенциала ехать в крупные города или столицы.

На какую господдержку сегодня рассчитывают креативные индустрии? Что изменилось принятого в августе 2024 года федерального закона «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации»?

— Это рамочный, базовый документ, который вводит основы правового регулирования креативных индустрий и устанавливает условия деятельности и господдержки работающих в этой сфере компаний и предпринимателей. Теперь в законе закреплено, что поддержку могут получить субъекты креативных индустрий, если они зарегистрированы в качестве юрлица, ИП или самозанятого, работают в России, осуществляют один из установленных видов креативных индустрий и включены в реестр. Каждый регион сможет как выбрать приоритетные для себя индустрии, так и сделать упор на их развитие и поддержку.

В настоящее время существует несколько видов поддержки креативных индустрий. Это в том числе налоговые преференции, например, для IT-компаний, которые попадают под классификацию креативных индустрий.

Также существуют различные институты поддержки креативного бизнеса, включая инкубаторы и акселераторы, которые предлагают информационные и образовательные ресурсы для развития теоретических и практических навыков, создания новых и оценки действующих бизнес-идей. Кроме того, создаются креативные кластеры, где творческие предприниматели могут реализовывать свои идеи и продукты, арендовать по приемлемой стоимости офисы и помещения, организовывать выставки.

В части материальной поддержки предпринимателям, работающим в креативном секторе, доступны различные гранты и субсидии.

В связи с чем возникли разговоры о необходимости доработки закона, ведь он был принят совсем недавно? Чего в нем не учли?

— Сейчас идет речь не о доработке закона, а о разработке подзаконных нормативных актов, которые станут его логичным продолжением и дополнением. Принятый закон – базовый, и его главная задача – создать единую для всей страны правовую платформу для развития креативной экономики, установить единые правила. Потому что, например, до его принятия креативная экономика регулировалась очень разрозненно и функционировало около 20 отдельных законов, регулирующих разные индустрии. В законе сейчас введены основные понятия, закреплены полномочия федерального правительства и регионов, классифицированы типы креативных индустрий. Любой новый закон подразумевает дальнейшее совершенствование и доработку с учетом новых нюансов, которые появляются в результате правоприменительной практики. Поэтому через какое-то время после вступления в силу закона, а он заработает с февраля 2025 года, вполне возможно, появятся инициативы о его доработке. В этом нет ничего экстраординарного, это рабочий процесс.

Как поможет развитию отрасли передача ее под патронаж Минэкономразвития РФ с февраля 2025 года?

— Основной проблемой сферы креативных индустрий в России долгое время была разрозненность управления. До определения уполномоченным органом Минэкономразвития креативные индустрии курировали Минкультуры, Минэкономики, Минцифры, Минстрой, МИД и так далее. Теперь же заниматься выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере креативной экономики будет один федеральный орган. Минэкономразвития предстоит сформировать перечень креативных видов экономической деятельности на базе ОКВЭД, а также составить и вести единый реестр субъектов креативных индустрий и заниматься консолидацией сведений о региональной инфраструктуре их поддержки. Определение такого единого креативного регулятора очень важно для достижения цели по увеличению доли креативной экономики в структуре ВВП до 6 %.

Когда будет сформирована дорожная карта отрасли?

— Пока что есть поручение заместителя председателя правительства Александра Новака правительству и региональным властям подготовить предложения по развитию отраслей креативных индустрий по регионам и в целом по стране. Результатом этой работы станет дорожная карта развития креативного сектора экономики, где будут прописаны цели по увеличению вклада отрасли в ВВП страны, ожидаемые результаты и эффект этой работы.

Также Агентство стратегических инициатив уже разработало более десятка дорожных карт по развитию каждой отрасли до 2030 года. Эти документы дают понимание, какие индустрии вносят ключевой вклад в ВВП. Кроме того, свои дорожные карты разрабатывают регионы. Буквально на днях в Москве состоялась презентация первых региональных стратегических планов развития креативной экономики на ближайшую пятилетку, их презентовали 20 субъектов. В докладах был представлен всесторонний анализ ситуации с креативными индустриями в регионах, включая их долю в ВРП, уровень занятости, объем и потенциал экспорта. В частности, доклады представили Сахалинская область, Башкирия, Карелия, Якутия, Тюменская область, Приморский и Красноярский края и другие.

Экспортируются ли сейчас российские креативные продукты? Какая интеллектуальная или творческая продукция наиболее востребована за рубежом? Не квотируют ли российский контент, к примеру, в Азии, где предпочитают развивать собственные наработки?

— По данным Конференции ООН по торговле и развитию, с 2006 по 2022 год экспорт креативных товаров и услуг из России рос в среднем на 2,7 % в год. Эксперты объясняли эти показатели ограниченным количеством стран, которые принимали нашу креативную продукцию.

В последние годы хорошие результаты демонстрирует российское кино. Опять же, по экспертным оценкам, только за первое полугодие 2024 года кассовые сборы от проката российского кино за рубежом увеличились более чем на 60 %, при этом львиная доля выручки пришлась на анимацию. Общий объем экспорта российского кино в 2024 году также значительно вырос. Высоким экспортным потенциалом обладают сферы анимации, кино, компьютерных и мобильных игр. Рынок видеоигр в России активно растет. Ожидается, что к 2030 году его объем достигнет 250–260 млрд рублей, а по итогам этого года вырастет на 6,1 % и составит 187 млрд рублей. Также перспективные для экспорта направления – архитектура и дизайн, фэшн-индустрия. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), наиболее перспективные рынки для экспорта российских креативных продуктов – страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Азиатские страны действительно квотируют иностранный контент, но есть способы войти в эту квоту, например, коллаборации с китайскими партнерами.

Как поддерживает такие поставки государство?

— Сейчас есть ряд инструментов для поддержки экспорта креативной продукции от РЭЦ. Это, например, аналитические услуги на платформе «Мой экспорт», обучение в Школе экспорта, сопровождение экспортных контрактов, возможность участия в международных выставках и деловых миссиях. Вместе с тем РЭЦ сейчас разрабатывает варианты более широкой и отраслевой поддержки экспорта креативной продукции, потому что классические меры поддержки не всегда применимы к креативной продукции.

Достаточно ли специалистов в отрасли, нужно ли развивать в вузах специальные программы для их подготовки и должно ли государство взять часть этих компетенций на себя?

— Кадровая проблема сейчас актуальна для многих экономических отраслей, в том числе и для креативных индустрий. Конечно, таких специалистов нужно готовить больше и расширять спектр профессий и образовательных программ. И если в Москве и других крупных городах ситуация с образованием в креативных сферах нормальная, то в регионах она оставляет желать лучшего. Но правительство уже работает в этом направлении. Например, в Красноярске два года назад появился Колледж креативных индустрий. С 2022 года в рамках федерального проекта «Придумано в России» при поддержке Министерства культуры РФ открываются школы креативных индустрий, они уже появились в половине регионов, и эта программа будет расширяться.

Фото предоставлено пресс-службой Российской креативной недели

Сюжет по этой теме
2 декабря 2024, 07:28

Международная неделя бизнеса – 2024

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.