В этом году ИННОПРОМ отмечает 15-летие. С момента своего основания в 2010 году выставка прошла через множество этапов трансформации, адаптируясь к изменениям на рынке и международной конъюнктуре. В интервью с программным директором ИННПРОМ Антоном Атрашкиным «ФедералПресс» обсудил ключевые вехи развития выставки, ее роль в привлечении инвестиций и новые вызовы, с которыми сталкивается выставка в условиях глобальных изменений.
ИННОПРОМу 15 лет. Это серьезный возраст для проекта, особенно в нише деловых событий. В России таких немного. Какие ключевые этапы взросления и трансформации он прошел за это время?
— ИННОПРОМ начинался в 2010 году как региональный проект по инициативе губернатора Свердловской области Александра Мишарина. Многие регионы тогда стремились запустить собственную площадку для привлечения инвестиций. Каждый российский губернатор хотел иметь карманный форум, на который приезжали бы крупные федеральные чиновники и бизнес. Желание вполне оправданное, амбиции такие были у всех. И те читатели «ФедералПресс», которые постарше, вспомнят, наверное, еще с десяток подобных форумов, которые на рубеже веков развивались в крупнейших городах России.
Однако 15 лет пролетели, сил и упорства на длинную дистанцию хватило не у всех. Те проекты, которые преследовали задачу развития региона, потихоньку год от года сжимались, пока не превращались в малолюдные семинары по привлечению инвестиций.
А мы сразу сделали ставку на международные амбиции. Да, было много сочувственных и снисходительных усмешек тогда. Но мы упорно вместе с нашими уважаемыми партнерами работали над тем, чтобы ИННОПРОМ стал точкой входа для международных компаний на рынок России. Многомиллиардные сделки между Уралвагонзавод и Bombardier, Синарой и Siemens, презентации роботов Fanuc, Kuka, ABB случились именно на ИННОПРОМ.
К слову сказать, свои международные амбиции в полный рост мы подтвердили через 5 лет. С 2015 года у ИННОПРОМ появился институт Страны-партнера. Первым партнером выставки стал Китай. Его экспозиция расположилась на семи тысячах квадратных метров, приехал вице-премьер китайского правительства, прибыли тысячи участников. Это было настоящее испытание для отелей Екатеринбурга. Но все мы справились. И с тех пор мы каждый год развиваем это направление, каждый год новая страна партнер демонстрирует масштабную экспозицию и направляет статусную и многочисленную делегацию.
Это способствовало тому, чтобы именно ИННОПРОМ стал главной промышленной выставкой России?
— Да, еще одна веха в развитии — это присвоение выставке федерального статуса главной промышленной выставки России. Это позволило быстрее развивать ИННОПРОМ как универсальную площадку, не отраслевую, не межотраслевую, а именно как универсальную промышленную выставку, где представлены все промышленные технологии. Можно сказать, что мы – самый большой индустриальный супермаркет для директоров по производству.
Еще одним важным этапом развития ИННОПРОМа стал патронаж Минпромторг РФ и особенно внимательное отношение тогда еще Министра промышленности и торговли РФ, а ныне первого вице-премьера России Дениса Мантурова. Мы стали важнейшим полигоном для министерства, тестирования новых идей, диалога государства с бизнесом.
Не секрет, что каждый год на выставку приезжает все руководство Минпромторга, практически все заместители министра промышленности России и главы департаментов. Все они находятся на площадке очень долго, 2-3 дня как минимум, и проводят полноценную работу с компаниями. Минпромторг на нашей площадке разъясняет приоритеты промышленной политики, слушает бизнес. У руководителей компаний есть все возможности для лоббирования своих корпоративных интересов. Так мы работаем.
Затем выставку посетил Президент России?
— Да, в 2017 году Владимир Путин впервые приехал на ИННОПРОМ, и для нас это означало признание мероприятия на самом высоком уровне. Выставка стала важным для российского государства проектом, площадкой, на которой власть решает большие задачи стратегического назначения.
Мы осознали, что надо развиваться не только вглубь, привлекать новые отрасли внутрь проекта, новые компании, но и вширь, географически. И в 2019 году прошел первый ИННОПРОМ в Египте, в Каире. Он собрал большую выставку, большую делегацию собственников и генеральных директоров компаний во главе с министром промышленности и торговли РФ. С египетской стороны и власть, и бизнес также были представлены на самом высоком уровне. В тот момент мы поняли, что можем и должны стать своего рода ледоколом, который за собой тащит российский бизнес, помогает ему заходить на новые рынки.
Мы гордимся тем, что уже 5 лет ИННОПРОМ проходит в Узбекистане. Впервые на выставку приехал Президент Шавкат Мирзиеев. Кроме того, мы проводили выставку в Казахстане, в Саудовской Аравии. В этом году впервые ИННОПРОМ пройдет в Белоруссии. В нашем портфеле проектов также запуск двух выставок в новых странах в 2026 году.
При этом наша команда не стремится, как Наполеон Бонапарт, захватить весь мир. Мы работаем только в тех странах, которые интересны нашим производителям и которые готовые предоставить российским технологиям зеленый свет.
За эти 15 лет были ведь и испытания на прочность?
— Серьезным испытанием для нас стала пандемия. Тогда над всем мировым выставочным бизнесом нависла угроза полного исчезновения. В апреле 2020 года было принято решение ИННОПРОМ, как и многие другие публичные мероприятия, не проводить. А у нас выставка уже была в значительной степени заполнена. Тогда наша команда решила, что нельзя оставить участников без ИННОПРОМа, нет никаких оправданий для этого. И мы при поддержке администрации Свердловской области придумали ИННОПРОМ онлайн, провели мощнейший форум дистанционно на 30 площадках одновременно. Параллельно в нескольких студиях шли наши сессии, среди которых пленарная с участием руководства Минпромторга РФ, CEO глобальных компаний из Гонконга, Европы, Южной Америки. Почти 40 тысяч зрителей смотрели нас по всему миру – почти стандартная цифра посетителей ИННОПРОМ.
А сейчас ИННОПРОМ готов экспериментировать с форматами?
— Наша команда очень внимательно смотрит вокруг, готовится к переменам, но не считает необходимым экспериментировать просто ради хайповой новизны. Модно — берем, не модно — отбрасываем: это не для нас. Мы думаем, как быть полезными участникам и всегда перепроверяем себя именно по этому критерию. Один из основных вызовов сейчас – помочь нашим участникам в получении информации об экспонентах и друг о друге с помощью AI-инструментов. Запустили умный чат бот, совершенствуем систему b2b коммуникаций.
Результат от участия в выставке всегда напрямую зависит от количества ее посетителей?
— В целом, да, но это не самый важный критерий. Конечно, чем больше компаний, принимающих участие в выставке, тем больше точек соприкосновения для успешных сделок, с одной стороны. С другой стороны, нельзя сказать, что, если ИННОПРОМ увеличится в 2 раза, то в 2 раза вырастет его полезность. Многое зависит от наполнения.
Поэтому, развивая какие-то новые направления, мы всегда отслеживаем обратную связь. Есть темы, которые не взлетели. Но есть и те, которые активно набирают обороты. Например, сейчас мы видим, что уже третий год растет направление, связанное с новыми материалами и химией, поэтому активно развиваем этот сегмент и на выставке, и в деловой программе.
В какой-то момент все равно будет достигнута предельная емкость выставки. Какими параметрами она ограничивается?
— Если говорить именно про форум, то мы видим, что на некоторых сессиях уже сейчас люди не помещаются в залы. Это означает, что тема угодила в какую-то болевую точку и интересна всем. Бывают сессии, где сидит человек 30-40, но мы считаем это нормальным, потому что есть темы, которые собирают действительно узкий круг специалистов, это не значит, что они не нужны.
Что касается выставки, то в этом году, уже в феврале все три павильона были проданы. Четвертый павильон полностью заполнен экспонентами из Китая. Сейчас фактически не осталось свободных мест, есть какие-то точечные участки, но фактически выставка в феврале уже была продана. Всю весну многим отказываем из-за нехватки мест, это наша боль, конечно.
Поэтому мы хотели обратить внимание руководства Свердловской области, губернатора Свердловской области Дениса Владимировича Паслера на то, что в скором времени попросим расширение нашей площадки «Екатеринбург ЭКСПО». Мы готовы развиваться дальше. И если будет построен еще один павильон, уверен, что он будет заполнен.
Кажется, что успех ИННОПРОМа — это следствие оптимального соотношения важных характеристик: отличного географического положения места проведения, особого отношения команды к работе с партнерами, внимания к проекту региональных властей и качественной инфраструктуры.
— Да, все так. Вижу, что уже после того, как ИННОПРОМ стал большим событием в конгрессно-выставочной жизни страны, стали появляться другие промышленные выставки, некоторые даже с похожими названиями. Спокойно относимся к подобным инициативам коллег. Но, кажется, сейчас новым проектам в области промышленности правильнее искать какое-то свое лицо, свою тему, а не пытаться дублировать ИННОПРОМ и создавать еще одну универсальную выставку.
Если бы нас попросили в каком-то другом городе придумать формат конгрессно-выставочной деятельности, мы бы не пытались дублировать ИННОПРОМ. Есть много новых интересных направлений в технологиях, которые было бы интересно поддержать с помощью мероприятий.
А поступали такие предложения сделать нечто подобное в других регионах?
— Были такие предложения, но это не закончилось ничем именно потому, что нас просили повторить ИННОПРОМ в другом регионе под другим именем.
Не возможно повторить успех ИННОПРОМ, нужно создавать новые сущности. Велосипед уже придуман, и он прекрасно ездит.
Так появился «Биопром», например?
— Тут как раз мы пошли в полном соответствии с нашими канонами. Обратили внимание на отрасль, которая пока ничтожно мала по сравнению с теми, что представлены на главной промышленной выставке страны. Но мы верим в нее, она про будущее, про качество жизни человека. Это как раз тот пример, когда мы не пытаемся оседлать волну, а выбираем сектор, который еще маленький сегодня, но станет большим завтра. Биотехнологии точно взлетят в самое ближайшее время.
На ИННОПРОМ гиганты промышленности соседствуют с совсем небольшими компаниями. Кажется, что в такой ситуации очень сложно соблюсти баланс равного доступа к ресурсной мощности выставки.
— Малый и средний бизнес — очень важные для нас участники. Мы точно их называем здоровыми, потому что им все равно, пройдет глава правительства мимо их стенда или нет. Им важно, чтобы инвестиции, вложенные в участие в выставке, многократно окупились. С огромным вниманием относимся к нашим крупнейшим участникам, но при этом понимаем, что нужно думать и о небольших компаниях, к ним нужен другой подход. Именно для них была придумана Национальная промышленная премия «Индустрия», в которой не участвуют гиганты отрасли. Премия получила статус правительственной. Ее цель —помочь средним, малым инновационным компаниям выделиться на фоне крупнейших промышленных гигантов, заявить о себе.
И какое-то время назад мы еще придумали такой проект, как Форум производителей компонентов или, как его называют, форум поставщиков. Мы своими силами сводим закупщиков крупнейших компаний страны с представителями малого и среднего бизнеса. По сути, это формат, где закупщики из крупнейших компаний переоткрывают для себя рынок производителей компонентов из числа компаний МСП.
Для МСП это действительно важно. Но есть ли эффект для больших партнеров?
— Честно скажу, когда мы уговариваем директоров по закупкам крупных компаний приехать к нам, первая реакция обычно: «Зачем мне это, я всех знаю, мы пропылесосили всю Россию и знаем всех производителей комплектующих». Но потом, когда заканчивается ИННОПРОМ, мы слышим обратную связь: «Слушайте, мы даже не знали, что есть компании, которые работают у нас под боком, мы их почему-то не видели, а у вас познакомились». Для нас эти комментарии звучат, как музыка.
То есть фактически вы лопаете информационные пузыри, в которых работают промышленники, ну просто потому, что так создана среда?
— Так и есть.
Участники ИННОПРОМ всегда с большим интересом наблюдают за процессом выбора новой страны-партнера. Многое остается за кадром по понятным причинам. Однако интересно, бывали ли такие случаи, когда инициатором партнерства выступала не российская сторона?
— Мы каждый год двигаемся в двух направлениях, с одной стороны действительно поступают заявки. Интерес к ИННОПРОМ со стороны зарубежных партнеров сохраняется. С другой, есть страны, на которые мы сами выходим, начинаем предварительные переговоры, конечно же с помощью наших коллег, руководителей торгпредств Российской Федерации в этих странах. Но всегда главными критериями выбора являются: высокий уровень торгово-экономических отношений с Россией, емкость рынка страны и уровень развития промышленности.
Сейчас, например, у нас уже есть задел потенциальных стран-партнеров на будущие годы.
Не буду скрывать, что в 2022 году мы наблюдали определенную просадку по иностранным экспонентам, но уже с 2023 года ситуация начала выравниваться. Мы заместили европейских и американских участников производителями и байерами из дружественных России стран.
А есть ли запрос от участников ИННОПРОМа на то, чтобы конкретные страны стали партнером выставки?
— Последние годы к нам со стороны бизнеса поступало много просьб о том, чтобы мы начали более активно работать с Королевством Саудовская Аравия. Страна открылась миру, проводит активную политику по привлечению инвестиций, активно вкладывается в инфраструктуру. И вот в этом году она стала страной-партнером ИННОПРОМ. Так что действием в полном соответствии с запросами рынка.
ИННОПРОМ многие годы является отражением практически всех процессов, которые происходят в промышленности и в экономике в целом. О каких тенденциях рассказывает нам сегодняшний ИННОПРОМ?
— Сейчас серьезным образом перекраивается мировая карта производителей. После того, как страны Запада стали искусственно ограничивать торгово-экономические отношения с Россией, наши компании в ряде секторов смогли наладить выпуск продукции высокого уровня, нарастили мускулы и компетенции. Есть секторы где появились совсем другие чемпионы: тот же автопром поделен между отечественными и китайскими производителями. Китайские бренды по всему миру, включая Европу и США, вытесняют прежних лидеров. И это только начало. Каждую неделю появляются новости, которые переворачивают шахматную доску промышленности, меняют резко правила игры. Когда президент США говорит о том, что Apple должен производить все айфоны в Америке, мир вздрагивает. Но глобальная промышленность, безусловно, адаптируется к изменениям и выдержит бремя перемен. Во многих отраслях появятся новые гиганты, а многие бренды, любимые десятилетиями, исчезнут.
Что касается нашего рынка, уверен, что западные производители так или иначе будут постепенно возвращаться на российский рынок. Просто это будет другой рынок по сравнению с тем, с которого они уходили.
Не могу не спросить, каким тогда будет ИННОПРОМ через 15 лет?
— Я крайне неподходящий собеседник для прогнозов. Мир слишком стремительно меняется. И ценность долгосрочных прогнозов сегодня не очень велика. У большинства компаний сейчас горизонт планирования — не больше года. И мы волей-неволей тоже ориентируемся на планы наших клиентов. Конечно, надо смотреть за горизонт, но он не может быть растянут на десятилетия, потому что это, возможно, помешает тебе увидеть риски и возможности. Поэтому мы предпочитаем думать, что можно сделать сегодня, чтобы завтра было еще лучше. Приезжайте на ИННОПРОМ в июле – и увидите сами.
Фото: ФедералПресс / Максим Филиппович, Евгений Поторочин, Арина Лебедева, Антон Федулов, Дмитрий Шевалдин

ИННОПРОМ-2025