Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

Художник Яков Энгель: «Не существует никаких «иксов» и «зумеров»

Яков Энгель воспитывает творцов, где нет зуммеров и иксов
Яков Энгель воспитывает творцов, среди которых нет зумеров и иксов

Екатеринбург в последние годы становится неизменным лидером по темпам и объемам строительства, формированию уникальной городской среды. По итогам 2025-го впереди уральской столицы стоит только Москва. Образ города, его краски, духовное наполнение создают творцы – архитекторы и художники, дизайнеры и скульпторы. При этом в настоящее время происходит «слом эпох», когда город все больше и больше переходит в руки молодого, «цифрового», поколения. Накануне юбилея мы встретились с екатеринбургским художником и педагогом Яковом Энгелем, чтобы узнать, как живется творческим людям в уральской столице и каким они видят будущее родного города, есть ли различие между «прошлым и будущим».

Разговор проходит накануне вашего юбилея. Это своего рода рубеж. Кем вы сегодня определяете себя в первую очередь – художником, дизайнером или педагогом? Или же эти роли неразделимы?

— Перечисленные профессии, безусловно, относятся к творческим, но преподавать можно тогда, когда сам преуспел, когда есть личный опыт и им можно поделиться с другими. В сферу образования я пришел спустя значительное время после окончания педагогического университета, вполне состоявшимся специалистом – дизайнером. Свой профессиональный творческий путь начал еще студентом, работая художником в доме культуры. Мне повезло застать то время, когда рекламные афиши нужно было рисовать на больших деревянных планшетах, используя гуашевые краски. В работе мне пригодились художественные навыки, полученные в училище, куда я поступил после окончания школы.

Оглядываясь на пройденный путь, какой момент или решение вы считаете ключевым, определившим вашу творческую и профессиональную судьбу?

— Выделить какой-то определенный период сложно, поскольку я никогда не пытался плыть по течению или выжидать нужного момента сложа руки. Успех складывается из каждодневного рутинного труда, только созидание способно принести желаемый результат.

Яков Энгель воспитывает творцов, где нет зуммеров и иксов

Екатеринбург – как этот город с его особой индустриальной и культурной аурой повлиял на ваше творчество? Что вы берете от него, а что, возможно, стремитесь преодолеть?

— Всю жизнь живу в Екатеринбурге, я здесь родился. Являясь частью города, имею возможность творить, внося свой скромный вклад в его развитие и культуру. Многие мои работы связаны с Екатеринбургом, с событиями, происходящими в его общественной жизни. Среди наиболее ярких могу отметить арт-объект «Иллюзорная вертикаль», он создан из обломков недостроенной телебашни, взорванной в 2018 году. Цикл пейзажных картин «Бессонный Екатеринбург», «Исетские небоскребы», «Белая башня», «На Плотинке». Две последние из перечисленных картин сейчас украшают интерьер Екатеринбургской академии современного искусства.

Для человека мыслящего очень важно иметь возможность высказаться. Художник применяет невербальную форму общения, обращаясь к зрителю через свои работы на уровне визуальных образов. Создавая идею произведения или концепцию выставки, стремлюсь быть предельно понятным для восприятия аудиторией. Мне всегда интересно использовать новую тему или сюжет не повторяясь в том, что уже сделано.

Яков Энгель воспитывает творцов, где нет зуммеров и иксов

Были ли в вашей карьере периоды кризиса или сомнений в выбранном пути? Как вы с ними справлялись?

— С сомнениями лучше разобраться в начале своего творческого пути. Сомневающийся человек не может быть убедительным, вряд ли его услышат.

Чему, помимо профессиональных навыков, вы стараетесь научить своих студентов?

— Греческий философ времен античности Плутарх утверждал: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Абсолютно согласен с данным утверждением, взял его за основу в своей педагогической практике. Личный пример успеха в педагогике всегда наиболее эффективен, но важно научить студентов принимать решения и думать самостоятельно.

Как изменилось поколение студентов, приходящих учиться, за время вашей преподавательской карьеры? В чем их сильные и слабые стороны?

— Преподаю я на протяжении десяти лет и за все это время особых изменений не наблюдаю. Стараюсь увидеть личность в каждом студенте, каждый уникален по-своему. Не признаю систему деления на поколения, навязчиво предлагаемую нам в последнее время. Нет и не может существовать никаких «иксов» и «зумеров»! Есть естественная смена поколений, мечты, проблемы и потребности которых остаются прежними. Хотим мы того или нет, спираль времени циклична, нельзя рубить ее на фрагменты. Сегодня особенно важно выстраивать неразрывную связь между поколениями, с передачей лучших традиций, сохраняя преемственность.

Есть ли у вас какие-то ритуалы или привычки, без которых не обходится ваш рабочий процесс?

— Могу однозначно сказать, что моя профессиональная деятельность лишена каких-либо ритуалов. Настрой и самоорганизованность стали незаменимыми привычками в работе.

Как рождается замысел нового проекта? Он начинается с визуального образа, концепции, эмоции или материала?

— Иногда сюжет или замысел появляются при размышлении об актуальной проблеме, иногда это событие, о котором хочется высказаться. Написанная мною картина «Из окон в окна» посвящена важной проблеме точечной застройки. А картина «Уходим домой» – войне в Афганистане. Впоследствии она была передана музею «Шурави».

Яков Энгель воспитывает творцов, где нет зуммеров и иксов

Что для вас важнее в работе: процесс или результат?

— Только в процессе труда может появиться желаемый результат. Без усердия время будет потрачено напрасно. Стараюсь не распыляться на бесполезное, серьезно подходить к делу.

Что из сделанного вами вы считаете своей главной творческой победой на данный момент?

— Совсем недавно была организована моя персональная выставка под названием «Актуализация». О ней у зрителей осталось много положительных отзывов. Для меня выставка стала не только возможностью создания современных художественных образов, но и средством предложить новые способы осмысления действительности.

Что для вас означает «быть современным» художником и дизайнером?

— Прежде всего быть небезразличным к происходящему, уметь «поймать момент». Стремиться чувствовать течение времени и даже предвосхищать реалии современности. Благодаря непрерывному поиску новых выразительных средств и экспериментам мне это удается.

Если говорить не только о творчестве, какие жизненные уроки стали для вас самыми ценными?

— Самое ценное – это совершенные ошибки, поскольку благодаря им я становился опытнее и получал новый стимул к развитию.

***

«ФедералПресс» сообщал, что дизайнер Яков Энгель высказался о проблемах градостроительства Екатеринбурга: «Живем из окон в окна».

Фото: ФедералПресс / Ольга Дружинина

Подписывайтесь на ФедералПресс в МАХ, Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.