МАХАЧКАЛА, 16 декабря, ФедералПресс. В начале декабря в дагестанском сегменте социальных сетей, а затем и официальных СМИ, стали появляться видео, снятые на берегу Каспийского моря в Дагестане. Очевидцы рассказывали о десятках, если не сотнях, погибших тюленях.
Специалисты Росрыболовства насчитали порядка 300 трупов, по данному факту начато расследование республиканской прокуратуры.
Инцидент в Дагестане привлек международное внимание, чуть ли не сопоставимое с интересом к нему российских СМИ, отмечает политолог Антон Чаблин. В комментарии «ФедералПресс» он объяснил, почему экологическая ситуация на Каспии остается важной и для стран, берега которых море не омывает.
«Массовая гибель тюленей на побережье Каспийского моря в Дагестане прошла бы почти незамеченной в масштабах России. Ну мало ли морских животных гибнет, ведь даже об сентябрьской экокатастрофе на Халактырском пляже Камчатки громко говорили, пожалуй, лишь недели две, а потом забыли. Но дагестанская трагедия, хоть ее масштаб и меньше, чем у халактырской, вызвала не менее мощный международный резонанс», – говорит Чаблин.
Эксперт отмечает, что о гибели тюленей написали издания из многих стран, от Франции до Индии и Ливии. Версии гибели животных – вспышка неизвестного инфекционного заболевания, браконьерские сети – кажутся слишком простыми, подчеркивает он.
«Каспий давно становится свалкой отходов для окружающих его стран, сюда сливаются отходы нефтепереработки, канализационные стоки. Масштабы бедствия, очевидно, растут вместе с ростом нефтедобычи. Кроме того, экологи переживают из-за планов строительства иранских и казахских АЭС вокруг Каспия. Впрочем, очевидно, что внимание к массовой гибели животных на Каспии – вовсе не из-за любви журналистов разных стран к экологии и исчезающему виду тюленей. Просто внимание слишком многих внешних игроков приковано сегодня к Каспийской зоне», – резюмирует политолог.
Он напоминает об энергетических мегапроектах (новые АЭС, разработка шельфа, нефтеперерабатывающие заводы), и транспортно-логистических коридорах («Север - Юг» и новый «Шелковый путь». И о том, что самостоятельными игроками на Каспии пытаются стать уже не только пять прикаспийских государств, но Китай и Турция. По словам Чаблина, международный резонанс от гибели 300 тюленей – это лишь показатель того, насколько Каспий небезынтересен всем.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева