Трехдневный визит Юрия Трутнева во Владивосток стал для дальневосточников чем-то вроде ежегодного обращения Владимира Путина к Федеральному собранию: много нововведений и денег, ожидания лучшей жизни и перемен. Но у экспертов есть вопросы к предложениям полпреда. Какие – в материале «ФедералПресс».
Деньги на третьего ребенка
Первым регионом, в котором семьям дадут по миллиону за рождение третьего ребенка, будет Приморье. Если быть точнее, только Владивосток. Об этом стало известно в ходе визита Юрия Трутнева в столицу ДФО.
Деньги, как сообщали в правительстве Приморья еще в середине января, когда идея была на стадии обсуждения, можно будет направить только на решение жилищного вопроса.
Ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ИДИ ФНИСЦ РАН и Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН Светлана Мищук считает, что это хорошая инициатива.
«Эта инициатива идет в рамках общей политики развития качества жизни населения в ДФО. Если мы говорим о реализации инвестиционных прoектов, то это один вектор развития Дальнего Востока. Второй вектор – это население и качество его жизни. И «дальневосточный гектар», и субсидирование перелетов, и выплаты, и дальневосточная ипотека, – все это звенья одной цепи», – считает Светлана Мищук.
Эксперт добавляет: тестировать новый инструмент надо на одном регионе. Ведь надо понять, какими будут результаты, и что еще можно сделать: увеличить сумму, расширить категории семей, которые могут получить деньги. Но есть одно но:
«Честно говоря, у меня вопрос: почему выбрали Владивосток? Да, это столица региона. Но сказать, что это регион, для которого необходима эта поддержка и увеличение численности населения, увеличение рождаемости, сложно. Это характерно для всего Дальнего Востока. Можно было взять Амурскую область или ЕАО, и они по численности населения будут как Владивосток, и для них эффект по приросту численности населения был более значим. Тем более, это приграничные территории, где доходы населения низкие», – считает Мищук.
Кроме того, пока не совсем понятен механизм: сколько будут следить за результатами, чтобы принимать решение по распространению выплат на остальные города или федеральные округа. Светлана Мищук отмечает, что, если будут смотреть один год, то результаты не будут показательными.
«Дети, которые родятся в течение года, уже были запланированы, и семьям просто повезло. А если мы смотрим на конец года, то будут единицы, которые решили родить третьего после новостей о выплатах. Это не показатель, нужно несколько лет», – говорит социолог.
А вот вопросов к сумме выплаты на третьего ребенка у Светланы Мищук как раз нет: один миллион куда лучше, чем ничего. Это, по оценке эксперта, хорошая материальная поддержка, и, естественно, родители должны осознавать, что содержать своих детей дальше они обязаны сами.
Строить на сопках
Следующее предложение Юрия Трутнева: изменение внешности Владивостока. Куратор ДФО считает, что нужно вписывать новые кварталы в уникальный рельеф Владивостока: не срезать сопки и не обходить их, а вписывать в прoект. Кроме того, полпреду до сих пор не нравятся жуткие пробки Владивостока: с этим также необходимо бороться. Все эти предложения войдут в мастер-план, который на ВЭФ представят Владимиру Путину.
Председатель Совета АСО «Альянс строителей Приморья» Сергей Федоренко считает, что полпред поднимает важные темы.
«Юрий Петрович правильно ставит вопросы и по рельефу, и по дорогам. Но дело не в строителях, которые вплоть до количества сварных швов исполняют прoект. И не в заказчике, который тоже соизмеряет свои планы с градостроительными ограничениями. И даже не в проектировщиках, которые, как и строители, всего лишь исполняют нормы проектирования.
Дело в том, что строительное законодательство (нормы, госты, регламенты), обязательны к применению на территории всей страны, написаны без учета особенностей Дальнего Востока. Нет научной базы: влажность, сила и направление ветра, суточные перепады температур, уклоны, уровень солнечной инсоляции и радиации – все эти параметры имеют аномальные и экстремальные значения, их даже нет в таблицах строительных норм», – объясняет Сергей Федоренко.
Эксперт добавляет, что во времена СССР ДальНИИС совместно с синоптиками вел эту исследовательскую работу, даже сохранились некоторые журналы. Но, к сожалению, не успели эти данные проанализировать и добавить в наши регламенты.
«Это и есть основа проблем. Почему на дорогах пробки? Потому что дороги разрушаются после первого дождя. А почему? Потому что нет ливневой канализации. А почему ее нет? Потому что, если делать по нормам, разработанным для равнинных территорий (это центральная и западные части) страны, то нужна сумма 40–50 млрд рублей. А иных решений в нормах нет, никто не искал их, не ставили такие задачи.
Почему идет хаотичное освоение сопок? А кто скажет, как надо сделать оптимально? Ведь понятие красоты тут не применимо – одному нравится все в строчку, второму – архитектурные доминанты. А вот оптимально как сделать? Как учесть и агрессивный северный ветер, и сток воды, и создать гармоничную архитектуру, при этом обойтись без излишних затрат на планировку участка и устройство подпорных стен? Это архисложная инженерная задача. Кто-то скажет – нужны грамотные кадры. Нет, таких кадров в мире не существует. Такие задачи способна решать только наука, которая совместно с синоптиками обработает параметры экстремальных условий эксплуатации Дальнего Востока, создаст теорию, узаконит в виде нормы для проектирования, и только тогда прoектировщики смогут ею пользоваться», – считает эксперт.
По мнению Сергея Федоренко, чтобы делать все основательно, нужно начинать с финансирования науки, ставить ей такие задачи, давать несколько лет на эти работы, потом принимать на уровне законов. И только тогда можно ожидать системных изменений.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева