ВЛАДИВОСТОК, 4 ноября, ФедералПресс. На Дальний Восток продолжают заходить известные федеральные торговые сети. В конце октября стало известно, что «Магнит» собирается летом 2024 года выкупить 33,1 % «Самбери». Однако, по словам специалистов, для развития бизнеса в регионе есть немало препятствий.
По словам академического руководителя магистратуры «Менеджмент в ретейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александра Лебедева, крупнейшие ретейлеры не спешат заходить на Дальний Восток из-за ряда препятствий.
«Дорогая и долгая логистика, слабость местных производителей и поставщиков, зависимость от импорта свежих овощей и фруктов из Китая являются препятствиями для развития сетевой торговли. Российский рынок продуктового ретейла в сравнении с западноевропейским слабо консолидирован. Ретейл Дальнего Востока в основном представлен локальными брендами поставщиков и магазинов», – говорит эксперт.
Отметим, что в начале этого года X5 Group зашел на Дальний Восток, открыв магазины «Пятерочка». Планируется, что за 5–6 лет в регионе будет работать 800 магазинов.
Покупка трети крупнейшего игрока дальневосточного рынка поможет «Магниту» быстрее реализовать себя в новом регионе. Это связано с тем, что у «Самбери» уже есть выстроенные отношения с поставщиками, настроенная логистика, обученный персонал и хорошие локации, знакомые покупателям. Самостоятельное развитие потребовало бы больше времени на запуск сопоставимого по масштабу бизнеса.
«При этом в связи с приобретением можно ожидать изменения в стратегии компании «Самбери». Из-за возросшей силы закупщиков вероятно перезаключение контрактов с федеральными поставщиками. Однако на оперативном уровне особых изменений пока не ожидается, менеджмент и бренд останутся прежними, они хорошо зарекомендовали себя среди местного населения», – отмечает Лебедев.
Эксперт уверен, что процесс укрупнения торговых сетей естественен и будет продолжаться, потому что локальным сетям сложно на равных конкурировать с федеральными игроками, поэтому для собственников продажа бизнеса является одним из возможных вариантов развития. Однако зачастую даже при смене вывески сотрудники и управленцы остаются на прежних местах, а с приходом федеральных игроков наблюдается рост эффективности и производительности труда.
Стоит отметить возможную смену ассортимента магазинов, поставщики из западной части страны, работая в более конкурентных условиях, имели возможность нарастить свою эффективность. Однако местные поставщики, вкладываясь в качество и уникальность продукта, через федеральные сети могут не только получить доступ к локальному рынку, но и начать экспорт продуктов за пределы домашнего региона. Еще одним выходом для дальневосточных производителей является загрузка мощностей под заказы для собственных торговых марок ретейлеров, создание контрактного производства.
Ранее «ФедералПресс» писал, что ждет поставщиков из-за прихода новой крупной компании в дальневосточный регион.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий