Лица власти в Иркутской области обновляются – об этом свидетельствуют и недавние выборы в пригороде областной столицы, и последние назначения региональных министров. Кто выигрывает от происходящего и какие ведомства остались еще не охвачены этим процессом – в материале «ФедералПресс».
Феерии не получилось
Еще до старта выборов на пост главы Марковского муниципального образования многие политологи относили их к самым знаковым избирательным кампаниям региона. Ведь, несмотря на скромный статус рабочего поселка, де-факто это – спальный район Иркутска, в котором проживают десятки тысяч человек, причем в возрасте от 30 до 45 лет. То есть здесь сосредоточено экономически и политически наиболее активное население. Интригу создавал еще один важный штрих: выборы потребовались после того, как предыдущая глава Маркова Галина Шумихина получила три года условно за махинации с землей. За место считавшейся непотопляемой чиновницы схватились, как водится, ее первый заместитель и депутат-коммунист. Привычную для региона спарринг-модель разрушила еще одна представительница прекрасного пола. Татьяна Макаревич прямо накануне регистрации совершила головокружительный политический кульбит и перешла из ЛДПР в «Единую Россию».
Однако политических баталий не случилось. Татьяна Макаревич, успевшая заручиться поддержкой ЕР и губернатора, одержала победу. Назвать результаты впечатляющими сложно: при двухдневном голосовании на участки пришло чуть более 18 % избирателей. В абсолютных цифрах за Макаревич проголосовало порядка 2,5 тысячи избирателей. Отрыв от преследователя-коммуниста – минимальный. По мнению политконсультанта Владислава Шиндяева, выборы так и не стали показателем и маркером политических процессов в регионе. Причин несколько: от санкций до невнятности самих кандидатов и несистемной работы их штабов.
«Во-первых, на явку и результаты повлияла международная повестка и санкции. Это добавило пассивности избирателям. С другой стороны, сами кандидаты, подчеркиваю – все кандидаты, и их штабы провели максимально невыразительную кампанию. Не смогли отработать с ядерным электоратом, не смогли раскачать протестную часть и не смогли донести свою позицию до неопределившихся. Мы не видели охвата, если кампания и велась, то на локальных участках, и системной работы выстроено не было. В результате мы имеем такой результат: проголосовали 18 %. И отдали они свои голоса за наиболее системного и близкого к центру принятия решений кандидата», – считает политконсультант.
Формальную победу могут записать себе в актив не только сама Макаревич, но и внутриполитический блок областного правительства, который показал, что худо-бедно справляется с процессами в регионе. А вот с мэром Иркутского района Леонидом Фроловым все не так однозначно. Официально он поддерживал Татьяну Макаревич, так что часть аналитиков считает, что Фролов продемонстрировал в очередной раз, кто в районе хозяин. С другой стороны, ряд политологов, ссылаясь на инсайдерскую информацию из «серого дома», говорит о том, что Макаревич растят как замену мэру Фролову. А это значит, что настоящая политическая война еще впереди, Фролов известен как политик решительный и тяжеловесный.
Министр, которому нечем управлять
Другое политическое обретение региона – два новых министра. Минцифры и минспорта оставались без официальных руководителей долго. Первое из этих ведомств не имело министра с момента образования в августе 2021 года. Минспорта возглавлял руководитель с приставкой и. о. с июля 2020 года. Наконец, губернатор Игорь Кобзев подобрал кандидатов. Министерство спорта возглавил Павел Богатырев. Сенсации не случилось: опытный спортивный функционер провел в должности зама несколько лет и более 1,5 года исполнял обязанности главы ведомства.
Назначения такого рода для Иркутской области – это всегда борьба кланов и элит. Она может быть тайной или явной, но она есть всегда. Однако этот случай может стать исключением. И не потому, что местные элиты внезапно стали договороспособными. По мнению политического журналиста Павла Степанова, министерство спорта Иркутской области – это здание с вывеской и штатом чиновников. Того, чем оно должно руководить, в области нет.
«В 2021 году Владимир Путин дал поручение довести финансирование массового спорта в регионах в пропорции не менее 2 % от бюджета. В Иркутской области на сегодня этот показатель равен 1,2 %. Для сравнения: в Новосибирской области – 3,73 %, в Красноярском крае – 2,5 %. Назначение нового министра – это сигнал о том, что ситуация не изменится», – заявил журналист.
По этим же причинам еще меньший интерес вызвало назначение министра цифрового развития региона. Занявший это кресло Игорь Рымаренко имеет опыт работы в сфере, но Иркутская область никогда не входила в топ регионов с высоким уровнем цифровизации, и нового видения глава ведомства пока не предоставил. Между тем вакантной осталась ключевая должность. У министерства здравоохранения до сих пор нет официального главы. Ряд политологов считает, что тут губернатор взял паузу, поскольку два предыдущих его кадровых решения в этой сфере оказались не совсем удачными. Назначенная Игорем Кобзевым главой минздрава Наталья Ледяева находится под следствием, а сменивший ее Яков Сандаков уволился по собственному желанию. Во время его работы к ведомству возникли вопросы у Следкома, депутатов и у самих врачей.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, Евгений Поторочин