ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ, 20 декабря, ФедералПресс. Горнякам шахты имени Рубана понадобилось больше двух часов, чтобы эвакуироваться на поверхность после сигнала об аварии 19 декабря. При этом самоспасатели им не потребовались, сообщил на пресс-подходе машинист Дмитрий Филингер, который во время аварии находился под землей.
«Мы в это время работали на добыче угля, пришло оповещение на светильник, мы подошли к горному мастеру, он позвонил горному диспетчеру, уточнил информацию и дал команду выходить на-гора. Мы все собрались и пошли по «свежей» струе», – рассказал Дмитрий Филингер.
В момент ЧП под землей находились 128 шахтеров. Эвакуация горняков началась в 21:01, последний вышел на поверхность в 23:39. Под землей остались главный инженер шахты Евгений Прекин и шесть специалистов вспомогательной горно-спасательной команды (ВГСК). Они до приезда горноспасателей подавали воду и сдерживали пожар, а затем помогали прибывшим отделениям ВГСЧ. По словам шахтеров – очевидцев аварии, ситуацию горняки восприняли нормально, паники не было, действия горняков при авариях отрабатываются на тренировках. Одна из них была недавно.
Как рассказал на пресс-подходе губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, о незначительном превышении температуры в забое сообщил горный мастер накануне, 19 декабря, в 12:20.
«Обычно температура 17 градусов, тепловизор зафиксировал 22 градуса. В 13:35 датчики показали незначительное превышение уровня оксида углерода, шахта приступила к мониторингу участка и контролю ситуации», – сказал Сергей Цивилев.
Через 30 минут после получения сигнала о превышении ПДК оксида углерода в шахту уже шли главный инженер и начальник участка, чтобы обследовать прилегающие выработки и найти очаг возможного возгорания.
«В 18:50 было найдено возможное местонахождение очага пожара. Я вызвал специально обученных работников из ВГСК. Они помогли разобрать крепь, кровлю выработки. В 20:50 нам удалось вскрыть предполагаемое место, обнаружили очаг возгорания, подали туда воду, и в 21:00 вышел открытый огонь в сбойке № 519», – рассказал Евгений Прекин.
Сразу после этого, в 21:01, по указанию Прекина, запустили план по ликвидации аварии по роду «Пожар»: вызвали горноспасателей и дали команду шахтерам подниматься на поверхность через запасные выходы. Голосовое сообщение о необходимости эвакуироваться пришло на головные светильники горняков – так работает система «Гранч», которая позволяет отслеживать местонахождение шахтеров в онлайн-режиме и держать с ними связь. На момент выхода последнего горняка в шахте уже работали четыре отделения ВГСЧ.
«Отделения ВГСЧ прибыли на место через 20 минут после вызова [по подсчетам «ФедералПресс», в 21:20], приступили к обследованию выработок, и в 23:50 обследование было закончено. Сейчас очаг локализуют, остужают водой, в дальнейшем, скорее всего, будут выполнены работы по его интеризации и изоляции», – рассказал командир кемеровского ВГСО Юрий Ше.
По словам Прекина, все системы оповещения и датчики сработали своевременно и без накладок. Пострадавших нет. Работа шахты приостановлена до устранения аварии. Свои проверки проводят Ростехнадзор, СКР и прокуратура. Глава Следственного комитета России накануне поручил доложить о результатах.
По предварительной информации, причиной инцидента стало окисление и самонагревание угольного пласта в неработающей выработке. Пожар разгорелся из-за того, что после вскрытия бетонного борта, где находился целик с нагретым углем, туда поступил кислород. По словам вице-губернатора Кузбасса Андрея Панова, это распространенная ситуация при добыче топлива, она не имеет никакого отношения к взрыву метана, который часто является следствием нарушения контроля газовой обстановки и технологии отработки пластов, писал «ФедералПресс».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева