КИРОВ, 24 апреля, ФедералПресс. По данным активистов, в области прорабатывается вопрос создания в районах мест временного хранения мусора. Общественники считают, что такие объекты со временем превратятся в постоянные несанкционированные свалки.
Кировские общественники раскритиковали региональную территориальную схему обращения с отходами и выступили против создания в области мест временного накопления отходов. Эти вопросы обсуждали сегодня на заседании региональной группы общественного контроля за формированием тарифов ЖКХ.
«Сложилась уникальная ситуация: у нас самый низкий норматив накопления отходов и самый высокий тариф. То есть наши отходы – самые дорогие в России, получается», – начал заседание с шутки руководитель группы Евгений Сметанин.
Общественник отметил, что многие мусорные проблемы, с которыми сейчас столкнулась область, вытекают из ошибок, которые были допущены при разработке территоральной схемы обращения с ТБО. Сметанин напомнил, что документ был разработан московским институтом машиностроения.
«При этом наш институт, ВятГУ, тоже участвовал в конкурсе, но проиграл», – уточнил Сметанин.
Эксперт отметил, что схема, которой сейчас руководствуются чиновники, носит малодоказательный характер. Там, например, нет точных данных по объектам, производящим отходы. Цифры даны лишь приблизительные – «около 100 тысяч многоквартирных домов», «около 15 тысяч объектов индивидуального жилищного строительства» и так далее. Морфологический состав мусора тоже определен очень схематично.
Также у общественников возникли вопросы к выбору единого регионального оператора. Изначально схема предполагала, что в области будет три зоны формирования ТКО – у каждой из них должен был появиться свой оператор. Однако в 2017 году в схему были внесены поправки, которые предполагали создание единого регоператора.
«Но должно быть обоснование [этого решения], – уверен Сметанин. – Если это было сделано по экономическим и экологическим соображениям, то мы должны видеть документы с цифрами, которые это доказывают».
Общественник также сообщил, что в области активно прорабатывается вопрос создания мест временного хранения мусора, где отходы могут находиться до 11 месяцев. На эти цели, по словам Сметанина, из областного бюджета будет выделено 30 млн рублей.
«Региональный оператор говорит, что ездить с полупустыми мусоровозами плохо – надо ездить с полными, и тогда мы будем более эффективно решать вопросы, – объяснил эксперт. – К тем свалкам, которые у нас уже есть – а их более 350 – добавятся еще места хранения мусора».
Сметанин уточнил, что санитарными требованиями такой способ хранения отходов не предусмотрен. С ним согласился член группы Александр Шишанов. Общественник считает, что, дав добро на создание таких объектов, власти в итоге получат те самые несанкционированные свалки, с которыми боролись все последние годы.
«Если говорится о каком-то временном хранении мусора, то мы должны выступать категорически против этого, – заявил Шишанов. – Почему? Потому что это рассадник всего! Эта свалка превратится в постоянную. О создании таких объектов можно говорить только тогда, когда временное хранение связано с сортировкой, то есть появляется пункт, куда привозят мусор и сортируют его. В этом случае такой вариант можно рассматривать, в других – нет».
Шишанов пояснил, что сейчас область поделена на 4 транспортные зоны, в которых работают разные перевозчики. Он отметил, что, исходя из этого, регоператор должен быть не один, как сейчас, а минимум 4 – по количеству территорий, на которые поделена область.
По словам Шишанова, вопросы о том, что кому-то неудобно возить неполную машину мусора даже не должны обсуждаться. При желании точки загрузки мусора могут группироваться так, чтобы машина не ездила пустой.
«Это вообще не наша проблема, – уверен эксперт. – Заморачиваться об этом должен перевозчик вместе с оператором. Каких-либо послаблений из-за того, что они возят неполную машину, не должно быть. Если ты сегодня организовал систему так, что автомобиль наполовину загружен, то так и будет. Но почему за это должен [еще раз] платить тот, кто сегодня выносит мусор?».
В итоге общественники решили запросить в правительстве области информацию о целесообразности корректировки схемы в части выбора единого оператора вместо изначально запланированных трех. Кроме того, Владимир Сметанин предложил коллегам подумать над тем, какие корректировки они хотели бы внести в схему.
Фото:ФедералПресс / Ирина Шадиева