На недавнем заседании комиссии общественной палаты области по тарифам активисты предложили министру энергетики и ЖКХ Игорю Редькину разорвать отношения с региональным оператором по обращению с отходами – компанией «Куприт». Редькин не исключил такого развития событий, но отметил, что во многих проблемах, которые возникают при реализации мусорной реформы, виноват вовсе не «Куприт». Однако многие жители считают иначе: в соцсетях регоператора ругают за редкий вывоз мусора и «помешочный сбор», за невозможность добиться перерасчета и ошибки в платежках, которые «почему-то выставляет «Т Плюс». «ФедералПресс» спросил экспертов, как они оценивают работу оператора за первые полгода реформы и не пора ли властям искать «Куприту» замену.
«Проделана большая работа»
Спустя полгода после старта мусорной реформы вопросов у жителей Кировской области стало еще больше, чем до ее начала. Большую часть из них кировчане направляют в адрес регионального оператора – компании «Куприт». Как правило, жители жалуются на переполнение баков и возникающие вокруг них стихийные свалки, редкий вывоз отходов и отсутствие возможности сделать перерасчет за неоказанную услугу. Растущее недовольство подтверждают и в управлении Роспотребнадзора, и в прокуратуре, где получают сотни жалоб от жителей региона. Конечно, не все они касаются непосредственно работы «Куприта», однако большая часть проблем не может быть решена без его непосредственного участия.
Пожалуй, больше всего возмущены работой «Куприта» жители районов. Они не понимают, почему должны платить за оказание услуги по полной программе, хотя, в отличие от большинства жителей областного центра, не имеют возможности выбросить мусор в любое удобное для них время – у некоторых такая возможность появляется раз в несколько недель. Обилие таких жалоб в итоге и вызвало предложение общественников расторгнуть договор с АО «Куприт» по окончании календарного года.
Министр энергетики и ЖКХ Игорь Редькин такой возможности не исключил, однако отметил, что за полгода властями и регоператором проделана большая работа. Сейчас услуга сбора ТКО оказывается 80 % жителей области, хотя до 1 января 2019 года во многих населенных пунктах централизованного сбора отходов не было вообще, а мусор нередко складировался прямо в лесу. Более того, по его словам, «контрольно-надзорные органы отмечают быстрое реагирование и устранение замечаний «Купритом». Что касается отсутствия ежедневного вывоза ТКО в малонаселенных пунктах, в тарифе заложен объем вывезенного мусора, а не частота и количество поездок регионального оператора. Здесь, по словам министра, нужно искать решение, которое позволит удовлетворить потребности жителей, не вызвав резкий рост транспортных расходов у оператора.
В самом же «Куприте» отмечают, что оснований для разрыва с ним соглашения нет. Там подчеркивают, что оперативно реагируют на жалобы, а нарушения, которые выявляются в отрасли, чаще всего допускаются органами местного самоуправления. Многие проблемы, с которыми сталкиваются жители, по словам представителей компании, вызваны устаревшими санитарными нормами и нехваткой контейнеров.
«Замечания, поступающие от контрольных и надзорных органов, устраняются в установленные сроки в рабочем порядке. Подавляющее большинство вопросов, возникающих в деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, вызвано состоянием инфраструктуры по накоплению отходов в регионе и может быть решено лишь совместными усилиями всех заинтересованных сторон», – говорят в «Куприте».
«Стало только хуже»
Правда, у кировских экспертов на этот счет другое мнение. Например, сопредседатель регионального штаба ОНФВалентин Пугач считает, что работу регионального оператора нельзя назвать удовлетворительной. В июне общественники проводили опрос, в котором участвовали более 300 кировчан. Результаты оказались неутешительными для регоператора: почти 83 % опрошенных негативно оценили ход мусорной реформы.
«Точнее, 49 % опрошенных считают, что с ее началом стало только хуже – появилось больше несанкционированных свалок, во многих населенных пунктах действует система «помешочного сбора», когда мусоровоз приезжает лишь пару раз в месяц, чаще всего в разгар рабочего дня, а люди должны бросать все дела и идти его встречать, – отмечает эксперт.– При этом жители не могут добиться перерасчета платы за некачественно оказанную услугу – обращения пишут, но они, как правило, остаются без ответа. Можно отметить и недостаточный контроль со стороны регоператора за работой подрядчиков в районах области. Несмотря на заявления, что вся техника оборудована системой спутниковой навигации, обращения жителей заставляют задуматься».
По словам Пугача, в Малмыжском районе мусоровоз забирал отходы из нескольких населенных пунктов, но до полигона их не довозил, а просто сваливал на окраине деревни. Из Слободского района был получен сигнал, что мусоровоз в распутицу не доезжает до одной из деревень, а просто некоторое время стоит на въезде, чтобы навигатор зафиксировал его месторасположение.
«Распутица – причина объективная, а вот тот факт, что на размере платы жителей этой деревни ситуация никак не отразилась, – уже вовсе не объективная, а потому вызывает справедливое недовольство людей.На мой взгляд, корень зла здесь кроется в отсутствии конкуренции. Когда оператор понимает, что альтернативы ему нет, властям и жителям деваться некуда, то все начинает происходить так, как это происходит сейчас», – заключает Пугач.
«Нет контроля»
Общественный активист Валерий Семенищев отмечает, что сфера вывоза ТКО зависит от нескольких участников и претензий к качеству процесса вывоза у него намного больше именно к организаторам процесса. Однако активист считает, что «Куприт» тоже показал себя не с лучшей стороны, – достаточно вспомнить предписания прокуратуры по неправомерным начислениям даже там, где услуга не оказывалась – в Верхнекамском, Орловском и Пижанском районах. По его словам, долго решалась и проблема в Демьяново – поселок был завален мусором, а региональный оператор увидел проблему только после подключения областной администрации.
«Можно вспомнить и про то, каким образом утилизировались отходы I и II классов опасности непосредственно в самом «Куприте», – фотографии, мягко говоря, небрежного отношения облетели соцсети региона, – добавляет Семенищев. – Или, например, момент с вывозом контейнеров у части многоквартирных домов Кирова. Зачем требовалось шантажировать именно жителей, а не пользоваться доступными законными средствами через суд с дальнейшим взысканием издержек – мне непонятно. Для меня это показатель не только плохого качества работы, но и желания работать по-плохому».
По словам Семенищева, сейчас нет достаточного контроля за деятельностью оператора. Кроме того, стимулировать «Куприт» могло бы понимание, что его кто-то сможет заменить. На митинге против строительства комплекса «Марадыковский» активисты предлагали сделать регионального оператора государственным предприятием – это не решило бы всех проблем, но стало бы шагом в нужном направлении.
«Когда представитель Государственной жилищной инспекции говорит, что «Куприт» работает без особых нарушений, хотя прокуратура выдает предписания, а мусор летает, как в том же Демьянове, сложно говорить о достаточном контроле, – добавляет Семенищев. – Необходимо, чтобы возможность сменить оператора всегда была, чтобы это дыхание в спину мотивировало работать лучше и качественнее. Если обеспечить вопрос сохранения инвестиций при смене регоператора, то, возможно, нужно обдумать вопрос введения ежегодного конкурса по выбору регоператора. Желающие работать в этом качестве есть – нужно лишь обеспечить для них такую возможность и равные конкурсные условия».
«Операторов должно быть несколько»
О том, что региональный оператор не выполнил всех обещаний, которые давались до начала действия мусорной реформы, говорит и член общественной палаты, глава АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев. По его словам, регоператор должен был хотя бы обеспечить чистоту в регионе, но с этой задачей не справился.
«Если основания будут, то министерство, я думаю, будет расторгать соглашение с «Купритом» и проводить конкурс для поиска нового регионального оператора, – говорит Андрей Воробьев. – Проблема в том, что в перечне множество оснований, исполнение которых очень сложно оценивать со стороны. Например, одно из них – исполнение обязательств по оплате услуг перевозчиков. Конечно, мы не знаем, платит «Куприт» им или нет. Если говорить о моей оценке работы регионального оператора, то я не вижу кардинальных изменений, которые нам обещали год назад. Говорилось о том, что свалки исчезнут, что будут установлены баки в нужном объеме и никто не будет их просто так увозить, потому что «злые управляющие компании не платят за мусор или занижают количество прописанных людей». Я не говорю про переработку, раздельный сбор, но региональный оператор должен как минимум обеспечить чистоту и отсутствие мусора на улицах. Это задача-минимум, но и она не выполнена».
По словам Воробьева, Кировской области как региону с большим транспортным плечом до полигонов необходимо несколько регоператоров. При этом у каждого из них должны быть свои объемы вывоза мусора и свои тарифы.
«А сейчас получается, что жители Кирова дотируют жителей северных районов области – например, Лузского и Подосиновского, – заключает Воробьев. – На самом деле в территориальной схеме изначально предполагалось создание нескольких регоператоров. Для создания единого оператора нет никаких обоснований, кроме того что это позволяет уравнять плату для всех жителей области. К сожалению, пока я не вижу экономической проработки вопроса по нескольким зонам деятельности, хотя если бы они были, то желающие стать регоператором отдельного сектора, думаю, нашлись бы».
Между тем, несмотря на критику жителей и экспертов, говорить о том, что судьба «Куприта» уже предрешена, еще рано. Во-первых, у него есть как минимум полгода, чтобы исправиться. Во-вторых, даже самые ярые критики регоператора признают, что многие проблемы связаны с несовершенством законодательства и недостатком бюджетных средств, а это значит, что новый оператор в итоге может показать примерно такие же результаты работы. Что же касается выбора нескольких операторов, то такие перемены потребуют преобразования всей территориальной схемы размещения отходов. Решатся ли власти на такие масштабные изменения, покажет время.
«ФедералПресс» будет следить за развитием событий.
Фото: региональный оператор«Куприт»,ФедералПресс / Евгений Поторочин,региональное отделение ОНФ