НОВОСИБИРСК, 23 января, ФедералПресс. Только на одном из самых популярных автомобилей – Honda Fit – дилеры зарабатывают до 60 тысяч рублей с каждой сделки. Об этом рассказал перекупщик авто с 15-летним стажем Андрей Л. из Владивостока, пожелавший остаться анонимным.
«После покупки машины в Японии клиент сталкивается с рядом дополнительных расходов: доставка, комиссии, пошлины, утильсбор. Общая стоимость достигает 1,2 миллионов рублей. Есть также «серые» схемы, такие как липовая экспертиза, фиктивные чеки из гостиницы, завышенные цены на разгрузку в порту и лабораторные проверки. Все эти платежи делаются наличными, без чеков. Всего на таких схемах клиент теряет до 65 тысяч рублей», – рассказал собеседник изданию Vladivostok1.ru.
Андрей объяснил, как работает данный механизм на примере Honda Fit 2021 года выпуска (четвертое поколение), имеющей пробег порядка 50 тысяч километров, объем двигателя 1,3 литра и оценку на аукционе 4,5 балла из 5. Средняя цена такой машины на аукционе составляет приблизительно 1, 2 миллионов йен, что эквивалентно 812 тысяч рублей по текущему обменному курсу. Клиенту необходимо учесть дополнительные затраты в виде транспортировки внутри Японии и доставки морем до России – около 120 тысяч йен (80 тысяч рублей) и комиссии японскому экспортеру – 10 тысяч йен (6600 рублей).
Таким образом, общая сумма расходов на автомобиль и его доставку из Японии будет составлять 1,3 миллионов йен (примерно 900 400 рублей). Кроме того, к этому следует добавить банковскую комиссию за оплату счета-фактуры, которая в данном случае равна 15 960 йен (10 тысяч рублей). Итоговая сумма получается 908 600 рублей.
Андрей предостерегает, что расходы на этом не завершаются. После прибытия автомобиля в порт Владивостока владельцу предстоит оплатить также утильсбор для физлиц (5200 рублей), таможенную пошлину (231 074 рубля) и подготовку декларации (4200 рублей). Таким образом, конечная стоимость составит 1 149 074 рублей.
«Дальше начинается самое интересное – у людей берут деньги просто ни за что», – отмечает брокер.
Так, для таможни нужна экспертиза, она стоит 1000-1500 рублей. По словам Андрея Л., она не стоит этих денег: эксперт просто копирует данные с сайта покупки. «Даже ученик справится, но деньги все равно берут. Платить можно только наличными, чеки не выдают», – уточняет мужчина.
Когда машина приходит во Владивосток, ее нужно разгрузить и поместить на склад временного хранения. Это делает компания-перевозчик. Клиент уже оплатил доставку автомобиля от аукциона в Японии до порта. На месте с него еще просят 30 тысяч рублей за разгрузку, включая пять «бесплатных» дней стоянки. На самом деле автомобиль сам съезжает с судна и едет на склад.
Андрей подчеркнул, что каждый раз оплату просят наличными и чеков не дают. При этом если не заплатить, перевозчики не отдадут документы.
«В таможне нужен оригинал документа – коносаменты, без него нельзя оформить машину. Даже после оплаты документ сразу не отдают, обычно только на следующий день. За ним нужно ехать самому в порт», – рассказал собеседник.
Еще одна часть расходов – если клиент из другого города, например, из Новосибирска, ему нужно показать, что он находится во Владивостоке, иначе таможня не примет документы: теперь требуется личное присутствие покупателя на таможне.
Андрей объяснил, что существует два способа, как это показать: сделать клиенту временную регистрацию или предоставить документы из гостиницы. Второй вариант стоит пять тысяч рублей. «Клиенты согласны, потому что поездка во Владивосток обойдется еще дороже», – объяснил брокер.
Отогнать машину в лабораторию для получения свидетельства о безопасности транспортного средства (СБКТС) стоит еще четыре тысячи рублей. И осмотр сотрудниками и сверка данных «съедают» еще 20 тысяч рублей.
«Система медленная, много очередей и непонятных платежек. Покупатели часто не понимают, что теряют 60-65 тысяч рублей ни за что», – резюмирует специалист.
Отмечается, что в 2024 году через порт Владивостока было ввезено 266 тысяч подержанных автомобилей, что при скрытых платежах в размере 60 500 рублей за каждую машину составляет более 16 миллиардов рублей, которые нигде не учитываются.
Ранее сообщалось, что с 1 марта 2025 года в России вступают в силу новые правила регистрации транспортных средств.
Фото: ФедералПресс / Анна Миронова