ПЕРМЬ, 4 апреля, ФедералПресс. YouTube стал одним из инструментов ведения информационной войны против России – к такому заключению пришли участники круглого стола, который состоялся в Общественной палате РФ. Его итоги прокомментировал Михаил Майоров, пермский политический эксперт.
На круглом столе «Новые реалии для пользователей социальных сетей. Будущее российского блогерского сообщества» эксперты и политики обсудили изменившуюся роль зарубежных социальных сетей и интернет-площадок. С началом спецоперации на Украине социальные сети из развлекательных площадок превратились в инструмент ведения информационной войны, считают эксперты, – пользователям начали показывать фейковые новости, фото и видеоролики. Эксперты пришли к мнению, что зарубежные соцсети таким образом выполняют политический заказ на подавление российской позиции в интернете.
Например, видеохостинг YouTube массово блокирует популярные российские каналы, не только новостные, но и просветительские. Цензуре подверглись НТВ, РБК, ТНТ, «Первый канал», «Звезда», «Спас», «Культура» – всего 36 каналов. В отношении платформы составлено более 22 протоколов за неудаление экстремистских материалов и наложено порядка 50 млн рублей штрафа. Однако администрация сервиса слабо реагирует на штрафы, оплачивает далеко не все из них. И отказывается модерировать противоправный контент. При этом фейки распространяются с такой скоростью, что российские регуляторы по выявлению и блокировке роликов не справляются.
«Лига безопасного интернета вообще не понимает на данный момент инерцию Роскомнадзора в отношении YouTube. Нам пользователи пишут массово: почему в YouTube только откровенно русофобский контент, почему нет альтернативы, почему там представлена только украинская позиция, почему там позиция только бандеровцев? Почему детям в середине мультиков или просветительского детского контента показывают рекламные вставки с дезинформацией и с насильственными призывами по ситуации на Украине? <…> Хотелось бы, чтобы коллеги в Роскомнадзоре услышали вот это народное возмущение. Выписывать штрафы Google, безусловно, правильно, но разве их кто-то вообще платит? А в текущей ситуации вообще выплатит когда-либо? Нет, конечно. Но вредить нашим детям, давить на их неустоявшуюся психику продолжат. И штрафы — это уже не та мера, которая в текущей ситуации сработает», – сказала Екатерина Мизулина, член Общественной палаты РФ, директор Лиги безопасного интернета.
Руководитель комиссии по защите детей от деструктивного контента при Роскомнадзоре Андрей Цыганов отметил, что не стоит обольщаться насчет того, что западные площадки действуют независимо.
«Это, на самом деле, средство информационного поражения коллективного Запада, где алгоритмы продвижения полностью подчиняются вполне конкретным задачам. Причем, к сожалению, это касается и вполне мирных, на первый взгляд, проектов и площадок. У нас Роскомнадзор, к сожалению, не имеет технической возможности блокировать конкретные аккаунты, конкретные группы в любых социальных сетях. Он может заблокировать только целиком сайт или социальную сеть. И если она ведет себя как оружие стратегического противника, то, соответственно, с ним надо поступать по законам военного времени», – сказал Андрей Цыганов.
С начала спецоперации на Украине Лига безопасного интернета зафиксировала более 3,4 млн недостоверных новостей, дискредитирующих российскую армию. Роскомнадзор удалил более 45 тысяч фейков и заблокировал более 8700 интернет-ресурсов на территории страны для того, чтобы не допустить дезинформации жителей России. В их числе – платформы Instagram* и Facebook* корпорации Meta**, допускавшие призывы к насилию в отношении россиян.
«С Facebook* и Instagram* мы начинали коммуникацию чуть ли не с 2015 года на тему того, что давайте работать, открывать представительства. Это была планомерная работа и с Роскомнадзором, и через нашу ассоциацию мы пытались вывести всех на диалог. Чтобы пользователи не пострадали – у нас была именно такая задача. Но не все захотели договариваться по поводу открытия здесь представительства, коммуникации. Достучаться порой до социальных сетей было невозможно, сейчас ситуация чуть-чуть изменилась, но на диалог идут только российские соцсети», – отметил заместитель генерального директора Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергей Гребенников.
С позицией участников круглого стола согласен пермский политический эксперт Михаил Майоров. По его мнению, социальные сети с ростом аудитории превратились в инструменты влияния.
«Они <…> показали свою силу, когда руководство крупнейших социальных сетей решило заблокировать аккаунты Дональда Трампа и его сторонников. Получилась мощная демонстрация: если можно организовать сancel culture президенту США, значит, так можно поступить с любым человеком в мире, с любой страной, нацией, культурой. Соцсети, включая YouTube, показали, что имеют возможность и считают возможным транслировать установки и формировать представление о ситуации в мире на пользу одних и во вред другим», – отметил Михаил Майоров.
По мнению пермского политэксперта, YouTube ждет та же участь, что и площадки Meta**, если видеохостинг не изменит свою информационную политику.
«В ответ на такие вызовы страны принимают законы, регулирующие деятельность соцсетей на территории государства, и прописывают санкции за нарушение. Мы видим, как неприемлемый для себя контент блокируют и в России, и на Западе. Блокировка YouTube в России неизбежна, если видеохостинг и дальше будет игнорировать предупреждения о недопустимости фейков и блокировки российских каналов», – прокомментировал Михаил Майоров.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
* Экстремистская организация, запрещенная на территории России, внесены в список запрещенных ресурсов Роскомнадзора
** Экстремистская организация, запрещенная на территории России